опытно-экспериментальная работа
опыты и эксперименты по логопедии (младшая группа) на тему

Джанкабулова Дианна Кайржановна

Опытно-экспериментальная работа в МБДОУ ЦРР Д/с №19 по теме «Профилактика речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста в условиях кружковой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_rabota.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад № 19 «Василек»

городской округ  «город Якутск»

677005 РС(Я), г. Якутск, ул. Халтурина 2/1

тел/факс 22 47 83  эл. адрес detsad19@yaguo.ru

Опытно-экспериментальная работа в МБДОУ ЦРР Д/с №19 по теме «Профилактика речевых нарушений у дошкольников младшего дошкольного возраста в условиях кружковой деятельности»

Якутск

Обоснование выбора темы опытно-экспериментальной работы

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. В своей статье «Состояние здоровья детей в Российской Федерации» академик А. А. Баранов (2012) отмечает, что на протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10 % детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений. [1,с 6] И как показывает статистика, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей-дошкольников с несвоевременным формированием речевых навыков, нарушениями речи. В наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4 % детей того же возраста.

Дефект речи — это проблема в первую очередь образовательная. Недоработки в этой сфере снижают уровень образования на 30 %. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопунктов на территории г.Якутска показывает, что на логопункт дети поступают и выбывают оттуда в течение года, при этом у одного логопеда одновременно занимаются 25-30 человек с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, заикание). И в связи с большим количеством детей учителя логопеды за короткий промежуток времени не успевают проводить в полном объеме коррекционную работу с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Из-за этого логопеды вынуждены упрощать коррекционную работу, сводя ее только к исправлению дефекта звукопроизношения и обучение элементарным навыкам звукобуквенного анализа. Как следствие этой проблемы, многие дети имеют остаточное явление, что мешает в дальнейшем полноценному усвоению письма и чтения в школе. Так как наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.

Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения. Так М. Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память [3, с 53]. С точки зрения Л. С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [2, с 204]. В своих исследованиях речевого развития ребенка С. Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления. Сформированная речь представляет собой необходимое условие осуществления межличностного взаимодействия, что помогает, в свою очередь, ребенку исследовать мир [6, с 46].

Описание стратегии и тактики экспериментальной деятельности

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Важно как можно раньше предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе. Такая работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность, то есть своевременно начатую профилактику речевых нарушений, которая будет включать в себя совершенствование разных сторон и качеств речи, параллельно развивать другие психические функции, такие как слухоречевое и зрительное внимание, зрительную и речевую память, словесно-логическое мышление. Давно учеными доказано, что чем раньше начата коррекционная работа, тем она и эффективнее. В связи с этим в логопедии определилось особое направление — это работа по профилактике речевых нарушений, которая осуществляется с помощью кружковой работы. Суть этого кружка заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, более высокого уровня развития речи.

Диагностический этап

Нами проводилось экспериментальное исследование на базе образовательного учреждения дошкольной ступени во второй младшей и средней группах, которое включало в себя: изучение документации; обследование детей; разработку и проведение занятий; формулировку выводов и коррекцию нарушений. Главный принцип, по которому отбирались дети в кружок — это наличие у детей нарушений речи. Вначале учебного года в первые две недели сентября проводилось обследование детей, возраст которых составляет 3-4 года. Количество обследуемых детей — 70. После логопедического обследования из общего количества в кружок было зачислено 30 детей. На основании того, что у них наблюдалось в разной степени нарушение всех компонентов речевой системы. Диагностика проводилась по методике Т. Н. Волковой «Иллюстрированная методика логопедического обследования для детей дошкольного возраста», по следующим направлениям: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. Выбор данной методики обусловлен, тем, что она снабжена красочным, достаточно удобным картинным материалом. Представленные задания разделены по направлениям диагностики, снабжены комментариями, что особенно ценно. Методика затрагивает все сферы традиционного логопедического обследования ребенка, не избыточна, что немало важно.

Прогностический этап

На этом этапе в соответствии с темой определены:

Цель опытно – экспериментальной работы: обеспечение максимально благоприятных условий для профилактики речевых нарушений и раскрытия интеллектуально – творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста

Задачи опытно – экспериментальной работы:

  1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с речевыми нарушениями, готовности педагогов к работе в инновационном режиме.
  2. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей, психологической и педагогической экологичности, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ.
  4. Создание и подкрепление мотивации родителей детей с нарушениями речевого развития.

Объект эксперимента – дети дошкольного образовательного учреждения “Центра развития ребенка – детского сада №19 “Василек”.

Предмет опытно – экспериментальной работы – речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Гипотеза: если учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении организован с учетом своевременного выявления и развития детей с речевыми нарушениями (ОВЗ) в условиях реализации индивидуальной траектории развития, то будут достигнуты высокие результаты в профилактических мерах, их успешная адаптация и обучение в школе.

Организационный этап. (2015 г.)

Работа на данном этапе была направлена на:

1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений профилактики речевых нарушений. Для этого были проведены коучинг – сессии с приглашением специалистов.

2. Разработка нормативных документов опытно-экспериментальной работы:

  • Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.
  • План опытно-экспериментальной работы.
  • Положение о Совете по стратегии развития ДОУ.
  • Положение о творческой группе педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью.
  • Рабочая программа дополнительного образования «Кружок Речевичок»

3. Разработка информационно-методических документов опытно-экспериментальной работы:

  • Банк данных детей ДОУ №19, имеющих предпосылки речевых нарушений.
  • План работы с кадрами по теме “Психолого - педагогическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения”.
  • Перспективный план работы с родителями в рамках психолого - педагогического сопровождения детей, имеющих речевые нарушения.
  • Пакет диагностических методик.
  • Система контроля по теме “Психолого - педагогическое сопровождение детей ”.
  • Методические материалы в помощь педагогам.

4. Распределение обязанностей по руководству, осуществлению и контролю за опытно-экспериментальной деятельностью:

  • общее руководство и координация опытно-экспериментальной работы -заведующий ДОУ №19 Сенкевич Г.В.;
  • стратегическое руководство, оперативная коррекция, контроль – старшие воспитатели Слепцова С.Л., Бойкова М.А.;
  • тактическое руководство, оперативная коррекция, контроль – Совет по стратегии развития ДОУ, творческая группа педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью;
  • оперативное исполнение – педагоги ДОУ №19, педагоги дополнительного образования;
  • медико-психологический контроль и сопровождение – старшая медсестра, педагог – психолог.

Практический этап

Далее была разработана программа по 3 основным направлениям:

  • Работа с детьми
  • С родителями
  • С кадрами

Всего в программу вошло 24 занятия. Они проводились 1 раз в неделю. Занятия по коррекции речевых нарушений, в условиях кружка реализуются через следующие задачи:

Развивать речевой аппарат;

Формировать правильное речевое дыхание;

Развивать голос и интонацию;

Развивать фонематические процессы;

Совершенствовать общую и мелкую моторику;

Учить ориентироваться в пространстве;

Развивать навыки творческого мышления.

Каждое занятие состоит из двух частей. Первая часть направлена на профилактику речевых нарушений, вторая часть — на формирование творческого мышления, развитие ориентации в пространстве, совершенствование моторики. Общая продолжительность занятия — 25 минут. Первая часть занятия состоит из следующих этапов (13мин.):

- упражнения для выразительности мимики, жестов, движений (2мин.);

 артикуляционные упражнения (4мин.);

 дыхательные упражнения (2мин.);

 развитие речевого голоса и интонации (2мин.);

 развитие фонематических процессов (3мин.).

Вторая часть состоит из следующих этапов (12мин.):

 совершенствование мелкой моторики (3мин.);

 развитие ориентации в пространстве (4мин);

 развитие навыков творческого мышления (5мин.).

Поскольку любое занятие есть творчество педагога, то в данной работе мы ограничиваемся проведением кратких конспектов. Все предлагаемые занятия направлены на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Полноценная реализация всего комплекса занятий возможна только при эффективном воздействии педагога и ребенка, которое должно быть положительно стимулирующим зарядом эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка. Все упражнения выполняются вместе с детьми.

После проведения всего комплекса занятий по профилактике речевых нарушений в условиях кружка, было проведено повторное обследование детей, посещавших занятия. В результате, которого было выявлено, что ранняя диагностика и своевременное вмешательство даже в условиях специального кружка благотворно влияет на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. При сравнении первичной и вторичной диагностики можно сказать, что у всех детей повысился как уровень речевого развития, то есть улучшились: звукопроизношение; фонематические процессы; повысился уровень словарного запаса; в речи детей перестали отмечаться грубые агромматизмы; улучшилась связная речь; так и моторные навыки, а также у них повысился уровень развития пространственных ориентировок. Можно сделать вывод, что дальнейшая коррекционная работа будет проходить успешно, ведь чем раньше воздействовать на дефект, тем проще будет его преодолеть. Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь специалиста помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка.

В перспективе:

  • разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на городском, республиканском и Российском уровне;
  • разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов обучения и воспитания детей;
  • методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
  • разработка алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством опытно-экспериментальной работы, внедрение новых форм контроля, делегирование контрольных функций;
  • создание образовательных программ и технологий, обеспечивающих благоприятные условия для раннего выявления нарушений речевого развития детей.

    Литература:

Володина Н. Н., Шкловский В. М. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Н. Н. Володина, В. М. Шкловского. — М.: Астрель. 2014. — 68 с.

Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский — М.: Эксмо, 2008. — 508с. Лазаренко О. И., Спорышева Е. Б. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, Е. Б. Спорышева — М.: Айрис пресс, 2007. — 95с.

 Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. —— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 414 с.

Рылеева Е. А. Актуальные проблемы и организация психолого-педагогического сопровождения детей в городе Смоленске // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ — 2015. — № 1. — с.52- 55

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок/ С. Н. Цейтлин — М., 2008. — 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...