«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

Дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда»

    В настоящее время возрастает количество детей не просто с речевыми нарушениями, а стали преимущественно сложные дефекты, с различными сопутствующими диагнозами.  Поэтому в процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. И для этого возрастает  количество применяемых   здоровьесберегающих технологий.

   Коррекция речевых нарушений невозможна без специальной подготовки, а именно без развития речевого дыхания. Физиологическое дыхание у детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

  • оно, как правило поверхностное;
  • ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
  • объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы;
  • а в процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительный забор воздуха при высказывании.

   Но хотелось напомнить, что данная информация полезна не только для специалистов, но и для воспитателей, ведь общее влияние дыхательной гимнастики

на организм очень широкое:

  • от дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность;
  • правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней;
  • медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью;
  • правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения;
  • дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

 

Таким образом, в дошкольном учреждении дыхательным упражнениям  необходимо уделять особое внимание, так как развитие правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией и без нее способствует, нормальному звукопроизношению, создает условия для нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.  Но нужно помнить и соблюдать необходимые требования при проведении дыхательной гимнастики.

   Используя дыхательную гимнастику в своей работе я основываюсь на принципы здоровьесберегающих технологий, таких как:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов коррекционного процесса:  Следуя этому принципу я  пытаюсь создать  атмосферу доброжелательности и веры в свои силы у ребенка, использую   индивидуальный подход к каждому ребенку, создаю ситуации успеха  для каждого.  Таким образом, моя задача -  создать все условия для ребенка, чтобы у него получилось выполнить упражнение.

2. Творческий характер коррекционного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Следуя этому принципу я  реализую творческий подход в  использовании  в работе разнообразные методов и форм дыхательных упражнений, изготавливаю новые пособия.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга. Таким образом, моя задача - главное в игровой и интересной форме мотивировать ребенка на выполнение данного упражнения, но и вовремя остановить тренировку, во избежание переутомления детей.

4. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий. Таким образом, формируемый навык я закрепляю на разных игровых приемах и упражнениях,  используя разнообразие материала и стараюсь придерживаться тематики изучаемой лексической темы.

5. Рациональная организация применяемой технологии. Следуя этому принципу я работаю в системе: соблюдая режим и регулярность проведения гимнастики,  систематически пополняю картотеку игр для дыхания и пособия  «дыхательного уголка» логопедического кабинета и конечно тесно взаимодействую с родителями и воспитателями для улучшения коррекционного сопровождения детей с ОВЗ.

   Здоровьесберегающие технологии в работе влияют на формирование гармоничной, творческой  личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому дыхательная гимнастика является необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Артикуляционная гимнастика»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержани...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...