Логопедический массаж при работе с детьми-дизартриками
статья по логопедии на тему

Рогоза Елена Иосифовна

В статье раскрываются цели, задачи и виды логопедического массажа, а так же даны рекомендации по его проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_massazh_pri_rabote_s_detmi-dizartrikami.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ДИЗАРТРИКАМИ

        В последние годы увеличилось количество детей, страдающих различными речевыми нарушениями, в  частности детей, имеющих дизартрические расстройства.    

        Дизартрия  — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Детям-дизартрикам для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

        Логопедический массаж – это уникальный нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями.

        Логопедический массаж не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу близлежащие мозговые системы. Он является частью комплексной реабилитации дошкольников, как средство эффективной коррекции речевых нарушений. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо  и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.  Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

        Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

        Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Также известны работы, освещающие методику логопедического массажа, таких специалистов, как Е.Ф. Архипова, И.Б.Карелина, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева, Ю.В. Маклеева, О.Г. Приходько и др.

        

        Основными задачами логопедического массажа являются:

        - нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

        - активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

        - стимуляция проприоцептивных ощущений;

        - подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

        - уменьшение гиперсаливации;

        - укрепление глоточного рефлекса;

        - афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

        

        Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

        Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

        Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

        

        Положение тела при логопедическом массаже.

        Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

        При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

        - в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

        - ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

        - ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Виды логопедического массажа.

Существует несколько видов логопедического массажа. Основными являются:

        1. Классический (ручной) массаж – это массаж, при выполнении которого используются 4 классических приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса, соответственно он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.

         Гармонизирующий массаж – это средний массаж между расслабляющим и активизирующим массажем. Его проводят в случае неравномерного мышечного тонуса.

         2. Точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ) – это массаж который является методом рефлекторной терапии. Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и также делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.

        3. Смешанный массаж – это массаж, который включает в себя несколько видов массажа. Например, дифференцированный классический массаж может быть дополнен приемами точечного массажа, что усиливает воздействие на организм в целом; либо дополнен отдельными приемами инструментального (зондового) массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.

        4. Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребенком самостоятельно. Данный вид массажа является дополнительным средством воздействия и также может быть расслабляющим и активизирующим. Это может быть как массаж руками, так и массаж языка с помощью зубов (артикуляционное упражнение «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

        5. ИЛК – искусственно-локальная контрастодермия — это воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.

         6. Массаж рефлексогенных зон — это массаж стоп, кистей рук, волосистой части головы, ушей, языка. Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение.

        7. Сегментарно-рефлекторный массаж – это когда массаж проводят отдельными зонами, частями, например, сначала одну половину лица, затем другую, или это может быть массаж отдельных частей кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка. При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. При таком массаже могут использоваться элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.

        8. Аппаратный массаж – проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

        9. Инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки, ложки и пр.

         Крупенчук О.И. разработала интересную новую методику проведения логопедического массажа обычными ложками. Такой массаж имеет ряд преимуществ:

  • он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж,
  • его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях,
  • движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу.

        Все действия с ложками выполняются в сопровождении стихотворений, которые не только задают ритм движения и определяют последовательность действий, но и описывают сами движения, что очень полезно для детей с недоразвитием речи.

        И все же, зондовый массаж, по мнению специалистов, является наиболее эффективным в коррекционной работе с детьми, у которых имеются речевые нарушения.  

        Зонды – логопедические (франц. sonde – щуп) инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков. Традиционный набор зондов логопеды применяют для постановки звуков уже много лет. Первым разработчиком зондового массажа по праву считается Е.В. Новикова, представившая в 1998 году способ коррекции речевых расстройств и набор зондов для логопедического массажа. Е.В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью.

        Приемы классического массажа.

         В логопедическом массаже используются те же приемы, что и в обычном классическом. В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации. Классический массаж дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

        1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки, кожа не должна краснеть. Производится движение в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинается и заканчивается любой сеанс массажа.

        2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Применяется с большей силой давления (прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование).

         3. Разминание – выполняется смещение тканей с захватом массируемой области, способы разминания (надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки).

        4. Вибрация – это передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани. Вибрация бывает двух видов: прерывистая, непрерывная. Вариантами приёма вибрации являются потряхивание и ударная техника это поколачивание (пальцевой душ). Техника вибрации осуществляется одним или несколькими пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Вибрация может осуществляться поверхностью всех пальцев либо кончиками пальцев.

        Существует ещё один приём, он заимствован из точечного массажа, и используется в классическом. Это плотное нажатие. Этот приём, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

        Выбор приемов зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

        Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонусом) или пониженным (гипотонусом).

         Определение тонуса лучше проводить в положении лежа, когда мышцы ребенка максимально расслабленны. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий массаж, а при гипотонусе – активизирующий. Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Та сторона, в какую отклоняется язык или губа – спастическая, противоположная – вялая.

         Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных) участков. Для этого необходимо тщательное обследование речевого аппарата, чтобы выяснить, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени.

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

  1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

        Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

        Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

        Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

        Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

        Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

        Расслабление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  • поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

        Расслабление губной мускулатуры:

  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  • поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  • легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

        2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

        Укрепление лицевой мускулатуры:

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание лба от бровей к волосам;
  • поглаживание бровей;
  • поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
  • сжимание подбородка ритмичными движениями;
  • разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
  • перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
  • пощипывание щек.

        Укрепление губной мускулатуры:

  • поглаживание от середины верхней губы к углам;
  • поглаживание от середины нижней губы к углам;
  • поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
  • пощипывание губ;
  • легкое покалывание губ.

        3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

        Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

        Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

        Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

        Массаж для расслабления мышц языка:

- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

  • От середины языка к его кончику и обратно.
  • От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),
  • От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
  • Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
  • Пощипывание и растягивание краев языка.
  • Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

        Изучение различных методик логопедического массажа, а также изучение опыта использования логомассажа своими коллегами и личный опыт позволяет убедиться в бесспорной и очевидной эффективности этого нетрадиционного метода воздействия для коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией. Массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует улучшению произносительной стороны речи. Сочетание логомассажа с традиционными логопедическими занятиями значительно приближает положительные результаты по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

        Список использованной литературы: 

1. Белая К.А., Петров И.Б. Массаж лечебный и оздоровительный. — М.: Фирма «Т-Око», 1998.

2. Белякова Л.К. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М.: В.Секечев, ИОИ, 1998. 3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.

5. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.:КОРОНА принт, 2004.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – СПб Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во, «Союз», 2001.

7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М.: ГНОМ и Д, 2000.

8. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996.

9. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

10. Фомичева м.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989.

11. Шафеева А.А. Логопедический массаж. — М.: В.Секечев, ИОИ, 2009.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение логопедического массажа в работе с детьми"

Здесь кратко описано понятие "логопедического массажа", о видах.Материал будет полезен учителям-логопедам,родителям....

Нетрадиционные приемы воздействия при работе с детьми-дизартриками на этапе формирования правильного артикуляционного уклада

В материалах представлены приемы нетрадиционного массажа при работе с детьми дизартриками....

Особенности работы с детьми - дизартриками.

В статье рассказывается об особенностях работы с детьми, страдающими дизартрией....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Логопедический массаж в работе с неговорящими детьми

Актуальность и обоснованность использования логомассажа в работе с безречевыми детьми...