Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии

  1.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение логопедического массажа в работе с детьми с ОВЗ

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата.

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, которая способствует нормализации произношению.

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, страдающих речевыми нарушениями, такими как:

-дизартрия;

- ринолалия;

- заикание.

Массаж применяется во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц периферического речевого аппарата.

Он может проводится на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Проводится он наряду с пассивной и активной артикуляционной гимнастикой.

.Цели логопедического массажа:

  1. нормализация мышечного тонуса
  2. уменьшение проявлений парезов и параличей мышц речевого аппарата
  3. снижение синкинезии, гиперкинезов, девиации, гиперсаливации
  4. стимуляция кинестетических ощущений
  5. увеличение объёма артикуляционных движений
  6. нормализация эмоционального состояния

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание уделяется мышцам периферического речевог, к которым относится

-мышцы языка

-губ

- щёк

-мягкого нёба

Назначение массажа должна предшествовать логопедическая диагностика, которая определяет состояние тонуса мышц периферического речевого аппарата

( диагностика)

Первый этап обследования включает осмотр привычных поз ребёнка. Обращаем внимание на положение головы по отношению к туловищу( нет ли ассиметричных поз)  При осмотре лица помним о возможностей ассимметрии,  слюнотечении, положении языка в полости рта.

После осмотра проводится наблюдение за выполнением движений, т.е. статических и динамических проб. Пробы подбираются таким образом, чтобы можно было определить, какая конкретно мышца или мышечная группа не выполняет двигательной функции. В дальнейшем это помогает составить программу массажных движений.

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

Так при повышенном тонусе используется расслабляющий массаж, который включает поглаживание, лёгкую вибрацию, а также точечный расслабляющий массаж.

При пониженном тонусе используется активизирующий массаж, который включает поглаживание в сочетании с приёмами растирания, разминания с сильной вибрацией, а также точечный активизирующий массаж.

Обычно массаж проводится циклом по 10-15 сеансов,  длится от 5 до 25 минут.

Каждое движение повторяется от 4 до 10 раз.

На конкретном примере можно посмотреть методику проведению логопедического массажа.  

У данного ребёнка фонетико -фонематическое недоразвитие речи, стёртая дизартрия.

В программу логопедических занятий были включены следующие виды работы:

  1. работа по формированию фонематического восприятия
  2. логопедический массаж (активизирующий) 10 сеансов. Артикуляционная гимнастика и постановка звуков в процессе массажа.
  3. упражнения по автоматизации звуков
  4. упражнения по дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков
  5. упражнения по формированию речевого дыхания и нормализацию темпо – ритма
  • Массаж начинается с плечевого пояса и шеи
  • Затем переходим к массажу лицевой мускулатуры. Массаж в области лба оказывает воздействие на лобную и височную  мышцы.

Массаж в области глаз

  • Массаж в области нижней части лица
  • Интраоральный массаж
  • Массаж мышц языка.  Массаж только видимой части языка является недостаточно эффективным, необходимо воздействовать на скелетные мышцы языка, а именно через дно полости рта.

В завершении массажа используются различные упражнения направленные на:

- стимуляцию кинестетических ощущений

- упражнения на сопротивления.

Вывод.

Логопедический массаж активизирует двигательную функцию мышц всех отделов речевого аппарата, что значительно ускоряет процесс коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение логопедического массажа в работе с детьми"

Здесь кратко описано понятие "логопедического массажа", о видах.Материал будет полезен учителям-логопедам,родителям....

Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут...

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

Логопедический массаж при работе с детьми-дизартриками

В статье раскрываются цели, задачи и виды логопедического массажа, а так же даны рекомендации по его проведению....

Логопедический массаж в работе с неговорящими детьми

Актуальность и обоснованность использования логомассажа в работе с безречевыми детьми...