Применение логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько.
план-конспект занятия по логопедии по теме

Власова Лидия Вадимовна
Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massazh.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий.

        Занятие проводилось учителем – логопедом Власовой Л.В.

Индивидуальное занятие.

Применение логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько.

Активная артикуляционная гимнастика проводилась с использованием презентации учителя-логопеда Савченко С. Г., МБДОУ д/с №85 (опубликовано на www.logolife.ru,,  при создании презентации использовалась книга  Е.М. Косиновой  «Уроки логопеда. Игры для развития речи», -  Издательство: Эксмо, 2010 г.)

Занятие проводилось с ребенком 5,5 лет (ФФН при стертой форме дизартрии). У ребенка наблюдается нарушение двигательных функций артикуляционного аппарата, речедвигательные расстройства: спастический парез, нарушение тонуса мышц лица: спастичность, сглаженность носогубной складки, нарушение тонуса мышц губ: спастичность, ограничение подвижности губ; спастичность мускулатуры языка, ограничение объёма, переключаемости движений .)

Основные задачи логопедического массажа:

  1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
  2. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
  3. Уменьшение степени проявления речедвигательного дефекта.

Ход занятия.

      1. Организационный момент.

 2. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры, в качестве релаксационного фона используется аудиозапись «По лесной тропинке к озеру» (звуки живой природы);

Расслабление мышц шеи ,пассивные движения головы (ребенок сидит).

Придерживая шею ребенка, логопед производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

  • Медленными, плавными движениями повороты головы ребенка в одну и в другую сторону, покачивания вперед (3-5 раз);

Расслабление лицевой мускулатуры: (ребенок в горизонтальном положении)

  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  • поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз;

Расслабление губной мускулатуры:

  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  • поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  • легкое постукивание губ пальцами.

Массаж язычной мускулатуры (с помощью щеточек для десен для детей от 0 мес.):

  • поглаживание языка в различных направлениях:

-от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);

- от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);

-круговые спиралевидные движения;

  • похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно;
  • «прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель, щетку);
  • Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движения снизу вверх под языком);
  • «перетирание» языка марлевой салфеткой;

3. Пассивная артикуляционная гимнастика, сопровождающаяся                    зрительным контролем и словесной инструкцией(выполняется перед зеркалом).

  • Выведение языка из ротовой полости вперед: «Твой язык снаружи. впереди. Посмотри, мы его видим»;
  • Втягивание языка назад: «А сейчас язычок спрятался, мы его не видим»;
  • Опускание языка вниз (к нижней губе): «Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»;
  • Поднимание языка вверх ( к верней губе) ): «Твой язык сейчас вверху. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение»;
  • Боковые отведения языка (влево и вправо) «Смотри, язычок- налево, направо»;
  • Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости: «Смотри, язычок лежит спокойно на дне ротика»;
  • Приподнимание кончика языка к твердому небу: «А сейчас язычок поднялся к верхним зубкам»;
  • Легкие плавные покачивания языка в стороны «Твой язык покачивается из стороны в сторону, как на волнах».

4. Активная артикуляционная гимнастика с использованием презентации учителя-логопеда Савченко С. Г., МБДОУ д/с №85 (опубликовано на www.logolife.ru)

«Месим тесто», «Блинчик», «Парус», «Часики», «Качели».  «Слоник», «Футбол».

5. Фонетическая ритмика (развитие координации дыхания, голоса, артикуляции). Логопед показывает и объясняет, ребенок выполняет вместе с педагогом.

Звук А. Руки расположить перед грудью. В момент произнесения звука плавно и широко развести руки в стороны.

Звук О. Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука руки плавно соединяются над головой.

Звук У. Руки расположены перед грудью, кисти «смотрят» друг на друга. В момент произнесения звука необходимо плавно вытянуть руки вперед (движения напряженные).

Звук Э. Руки расположены на уровне плеч и вытянуты вперед; в момент произнесения звука необходимо медленно согнуть руки в локтевых суставах и направить к плечам.

Звук И. Кисти рук расположить на уровне плеч. В момент произнесения звука напряженные руки поднять вверх.

Звук Ы. Кисти рук сжаты, указательный палец выставлен вверх. Следует произносить слово ТЫ и одновременно выбрасывать поочередно правую и левую руки в стороны.

6. Итог занятия: эмоциональная оценка, позитивный настрой на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСЫ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО МЕТОДИКЕ К.К.УТРОБИНОЙ

Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышц...

Консультация: "Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников"

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут...

«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...

Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы

Развитие мелкой моторики рук. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы...

«Физкулитурные сказки» – авторская методика физического воспитания Н.Н. Ефименко (доктор педагогических наук).

Ефименко Николай Николаевич - автор множества книг и методических  пособий. В течении 20 лет занимался разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы «Театр физическ...

Отзыв о лекциях Людмилы Владимировны Коломийченко — доктора педагогических наук, профессора

Патриотическое воспитание детей в детском саду - это важный аспект образовательного процесса, который помогает формировать у детей любовь к своей стране, уважение к ее истории и традициям.Мы как воспи...