Игры, направленные на совершенствование звукопроизношения.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Коррекционно - развивающие игры

и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-_razvivayushchie_igry.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающие игры

и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

      У детей с нарушениями речи, как правило,  имеются и другие отклонения. Зачастую при обследовании данной группы детей отмечаются такие виды недостаточности как мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, недостаточность психических функций и т.д. Поэтому речь следует формировать не изолированно, а  в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.

      Всем известно, игра – основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является  и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактическая (обучающая) игра должна быть обязательно включена  в коррекционный процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя коррекционно - развивающую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.  

       В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным,  упражняется воля детей.

      Коррекционно - развивающие игры  способствуют развитию речи детей: они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов.

         Игры могут быть использованы на занятиях и во внеучебное время, как логопедом, так и воспитателем. Любую игру можно адаптировать в соответствии с возможностями и уровнем развития детей, с учетом возраста.

Приведем несколько примеров коррекционно-развивающих игр.

    Игры, направленные на совершенствование звукопроизношения.

  1. «Что без чего не бывает?»

Цель игры: автоматизация звука С.

Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

Без чего не бывает сливы? – Не бывает сливы без косточки.

Без чего не бывает часов? – Не бывает часов без стрелок.

Без чего не бывает стула? – Не бывает стула без спинки.

Без чего не бывает сосны? – Не бывает сосны без ствола.

Без чего не бывает автобуса? – Не бывает автобуса без колес.

  1. «Измени слово, чтобы появился звук Ш».

Цель игры: автоматизация звука Ш.

Детям предлагается изменить слово так, чтобы в нем появился звук Ш.

Например: скворец – скворушка.

Домик – домишко, хлеб – хлебушек, петух – петушок, заяц – зайчишка и т.д.

3. «Что с чем?»

Цель игры: автоматизация звука С.

Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

С чем скамейка? – Скамейка со спинкой.

С чем куст? – Куст с листьями.

С чем краски? – Краски с кисточкой.

С чем лес? – Лес со снегом.

С чем пастух? – Пастух со стадом.

  1. Рифмованная миниатюра.

Цель игры: автоматизация звука Р.

Педагог начинает стихотворение, дети по одному или коллективно продолжают, глядя на предъявленные картинки.

Вот со звуком  Р игра. Нам играть в нее пора:

Виноград, трамвай, топор, шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша, крыша, радуга, каркуша,

Рыба, курочка, тетрадка, крот, смородина, кроватка,

Груши, грузовик, петрушка, виноград, трамвай, пеструшка.

     5. «Найди предмет, к которому подходит действие».

Цель игры: автоматизация звука С.

Дети ищут предмет, который подходит к действию.

Саня слепил (снеговика)                   Саня снял (сапоги)

Саня связал (носки)                           Саня смял (скатерть)

Саня сварил (сосиски)                       Саня съел (ананас)

Саня спилил (сук)                              Саня срисовал (сосну)

Саня скинул (сандалии)                    Саня спас (собаку)

  1. «Четвертый лишний».

Цель игры: автоматизация звука Л.

Дети выбирают из четырех предъявленных  слов лишнее и объясняют, почему именно это слово не подходит к остальным.

Лось, лыжи, рыба, лапа;

Лужа, лавка, ложка, сумка;

Лошадь, зубы, лупа, лопата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы) I Развитие ручной моторики и моторики ...

Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и развитие пространственного восприятия

Игры, рекомендуемые к использованию во время проведения прогулок, направленные на совершенствование и  развитие пространственного восприятия по четырем направлениям коррекционной работы со старши...

Интерактивные игры, направленные на совершенствование произношения слов 1,2,3 классов слоговой структуры.

Упражнение по развитию слоговой структуры слова "ВОДИТЕЛИ" Задачи:1. Формировать умение употреблять имена существительные в именительном и родительном падежах;2. Формировать умение стро...

Картотека игр направленных на совершенствование звукопроизношения

Картотека игр направленных на совершенствование звукопроизношения...