Конспект фронтального занятия "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлями нарушениями речи. Актуализация знаний по теме: "Гласняе звуки и буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные звуки и буквы. Путешествие за сокровищами.

Цели:

Оборудование: сундук, мяч, карточки с буквами А, О, У, И для песенки, символы гласного звука, согласного твёрдого и согласного мягкого, листочки с заданием для каждого ребёнка, семафоры, карточки с буквами К, И, Т, О, квадратики красного, синего и зелёного цветов для выкладывания схем (1 комплект для работы на доске и для каждого ребёнка), картинки с 1, 2 и 3 сложными словами, карточки со словами, в которых пропущены гласные (Д….М, С…К, С….П, М…К, М…Р, Р….Т, Л…..К), карточки с гласными буквами, пластмассовые буквы на магнитиках.

Ход занятия.

I. Организационный момент. 

Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите, пожалуйста, вспомнить гласные звуки.

1 ребенок: Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем. Вызываем по порядку Наши звуки на зарядку.

2 реб.: [А] — откройте рот пошире, Руки в сторону — три, четыре.

3 реб.: [У] — надул капризно губки, Подними скорее руки!

4 реб.: [О] — округлив побольше губы, О, прикрыл немного зубы. Согни руки в колесо, Получилось хорошо!

5 реб.: [И] — Улыба, весельчак, Он смеется звонко, так. Руки в стороны развели И немного потрясли.

Л.: - А, У, О, И - Вот такие все они, Нет для них нигде преграды. Петь мы эти звуки рады. (Дети поют под минус «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком).

Л.: - А теперь еще игра Мяч скорее мне сюда! Подарю вам звуки я, Вы вернете мне слова. Ты подумай, милый друг, Чтобы был вначале звук. (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.) Л.: А теперь я буду называть вам слова, и бросать мяч, а вы мне будете называть последний звук в словах (коньки, весна, ведро, кенгуру, комната, кино). Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

II. Постановка цели занятия. 

Л.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными) Л.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно). Как мы обозначаем гласные звуки? На доске разные символы, логопед предлагает одному из детей выбрать символ гласного звука.

1. Игра «Четвертый лишний».

Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний. АОУК (Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные). (Аналогично: АМОИ, КТУП)

2. Игра с волшебным мешочком. - Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску). Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

III. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза. 

1. Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».

2. Л. Назовите гласную, перед которой согласный звучит мягко (перед «и» согласный звучит мягко). Назовите гласную, перед которой согласный звучит твёрдо (перед «а», «о», «у»). Как мы обозначаем твёрдые согласные? (синим цветом) А мягкие? (зелёным цветом). Давайте проверим, как вы это помните. У каждого из вас листочки с написанными слогами. Распределите слоги в 2 столбика. Как вы думаете, по какому принципу мы будем их распределять? (1 столбик – с мягкими согласными, во 2 -  с твёрдыми).

3. Игра «Семафоры».

Логопед произносит слоги, дети поднимают семафор стороной нужного цвета (зелёной или синей).

Таким образом, мы с вами вспомнили, что гласный звук делает твёрдым или мягким предыдущий согласный.

Физкультминутка.

4. Л: каждый звук в слове важен, и если его заменить на другой, то может измениться значение слова, получится совсем другое слово.

Я произнесу звуки, а вы соедините их вместе и назовёте мне получившееся слово. КЬ, И, Т (КИТ). Выложите схему этого слова. (1 на доске, остальные в тетрадях).

Л.: — Я взмахнула волшебной палочкой и вы превратились в волшебников. Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить на звук «О»? (КОТ) Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ? (Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).

Расскажите всё о слове КОТ по схеме. Л.: — Сколько слогов в слове КОТ? (Один слог). Л.: — Как вы узнали сколько слогов в слове КОТ? (Сколько гласных звуков столько и слогов) Л.: — Назовите гласный звук. (О).

IV. Деление слов на слоги.

На доске картинки. Каждый из вас возьмёт по одной картинке и назовёт, что на ней изображено.

Давайте разделим эти слова на слоги и распределим их по столбикам (Дети располагают картинки в нужный столбик в зависимости от количества слогов в слове).

Какое важное правило мы вспомнили? (Сколько в слове гласных столько и слогов).

V. Игра «Вставь нужную букву» (работа тройками).

На столах слова с пропущенными гласными. Детям нужно правильно вставить гласную и прочитать получившиеся слова.

Д….М, С…К, С….П, М…К, М…Р, Р….Т, Л…..К, Л….С, Д…НЬ.

Назовите все буквы, которые вы вставили? Какие это буквы? (гласные).

VI. Подведение итога занятия.

- О чём мы говорили сегодня на занятии?

- Чем отличается звук от буквы?

- Что вы знаете о гласных звуках? (Обозначаются красным квадратом, при произнесении рот широко открыт, воздух не встречает преграды, некоторые гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного, другие – мягкость, сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Вы хорошо работали на занятии, выполнили все задания и мы смогли найти и вернуть сокровища – гласные буквы, теперь мы сможем читать слоги и слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального занятия "Звук и буква Б"

конспект фронтального занятия для подготовительной группы...

Конспект фронтального занятия "Звук и буква У" в логопедической группе.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа....

Конспект фронтального занятия "Звуки В - Вь. Буква В"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звуки Д - Дь. Буква Д"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звуки Ф - Фь. Буква Ф"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звук и буква М"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей старшей группы...