Конспект фронтального занятия "Звуки Д - Дь. Буква Д"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Здор Татьяна Алексеевна

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы

Тема:" Звуки Д, Дь. Буква Д"

Цели:

коррекционно-образовательные:

—        учить давать сравнительную характеристику звуков Д, Дь;

—        формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки Д, Дь в слогах, словах, предложениях и тексте;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать внимание и память;
  • развивать дыхание и голос;

—        учить детей координировать речь и движения;
коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование:картинки, в названии которых естьзвуки Д, Дь и с изображением диких животных жарких стран, дидактическое пособие для игры «Ромашки», разрезные азбуки, наборы для составления схем.

Ход занятия 

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Друзья, есть идея! А что если нам для нашего Данила сделать приятный сюрприз. Просто так! Я предлагаю сегодня играть с его любимым звуком, который есть в его имени. Что вы думаете по этому поводу?

Выслушивает ответы детей

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Сегодня можно составить схему имени нашего Данила, составить с его словом предложения, ставить ударения, записывать схемы предложений. Что вы предлагаете сделать  сначала, что после?

Выслушивает ответы детей

3 этап: способствуем реализации детского замысла

/. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Развитие общей моторики. «Жираф».

Рвать цветы легко и просто

Взмахи руками перед собой.

Детям маленького роста

Приседают.

Но тому, кто так высок,

Тянутся за руками вверх.

Нелегко сорвать цветок!

(С. Маршак)

Наклоняются. Достают
руками до носочков.

2. Развитие мелкой моторики. «Где обедал воробей».

Где обедал воробей?

Дети машут перекрещенными ладошками.

— В зоопарке у зверей.

Ладошки изображают раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

На каждое название животного загибают по одному
пальчику поочередно на
левой, затем на правой руке.

Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил!

(С. Маршак)

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

3. Массаж лица.

По общим правилам.

4.        Развитие мимических мышц:

  • надуть левую щеку;
  • надуть правую щеку;
  • надуть обе щеки одновременно;
  • втянуть щеки в рот.
  1. Развитие артикуляционной моторики.

 Упражнения:

  • для челюсти: удержание рта открытым под счет до десяти;
  • для губ: произнести беззвучно: а-э-о-у-ы-и;
  • для языка: «барабанщики» (язычком за верхними зубами: д-д-д-д-д); «лошадки»; «грибок».

6.        Работа по развитию дыхания и голоса.

  • Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
  • Голосовые упражнения: спеть звуком Э песенку «Ёлочка».

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.Выделение четвертого лишнего.

Собака, корова, дикобраз, свинья.
Ромашка, василек,
дуб, роза.
Назвать первые звуки в этих словах. Эти звуки, Д и Дь, мы будем учиться сегодня различать.

2.        Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков детьми. Характеристика звуков.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Звук Дь — согласный, мягкий звонкий, переднеязычный.

3.        Развитие фонематического слуха. Игра «Ромашки».
Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук Д, либо
звук Дь. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове, и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки. Одна сердцевина зеленая — звук Дь, а другая синяя — звук Д.

4.        Связь звуков и букв.

Этот домик — буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке кошка. (В. Степанов)

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

—        Игра «Доскажи слово». В начале слова — слог ДЕ, в конце слова — слог ДЫ.

...вочка       ...душка     ...рево       ...ти
сле...        са...        пру...        ря...

  • Звуковой анализ слов Дима, Данил с выкладыванием схем. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги с выделением ударного слога и графической схемой.
  • Работа с деформированной фразой.

Данил, в, сад, дерево, посадил.

  • Деление восстановленного предложения на слова. Запись графической схемы.
  • Игра «Оркестр»

Мы на дудочке играем,
Мы детишек забавляем.

Ду-ду-ду-ду -

Наша дудочка.

Мы на скрипочке играем.

И детишек забавляем.

Ди-ди-ди-ди -

Наша скрипка.

Физкультминутка.

III.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Кого мы видели?»
Логопед: «Представьте, что мы отправились в жаркую Африку и увидели там много разных животных. А теперь нам нужно рассказать кого мы видели.

Мы видели много: львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов, крокодилов, слонов, кенгуру, обезьян, жирафов, дикобразов, зебр».

Выслушивает ответы детей

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этим звукам.

 - Для чего мы это делали?

- Как вы думаете, какое настроение сегодня у нашего Данила?

- Какое у вас настроение? Вам понравилось делать приятное для других?

Выслушивает ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

конспект фронтального занятия "Звук и буква Б"

конспект фронтального занятия для подготовительной группы...

Конспект фронтального занятия по грамоте. Буква У.

Цель: закрепление знаний о транспорте, закрепление знаний звука [У] и знакомство с буквой У....

Конспект фронтального занятия "Звук и буква У" в логопедической группе.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа....

Конспект фронтального занятия "Звук и буква М"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей старшей группы...

Конспект фронтального занятия "Звук и буква У"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей старшей группы...