Рекомендации родителям для развития речи детей 2-3- лет
консультация по теме

Королева Елена Валерьевна

Памятка родителям: разитие речи детей в норме;

                                   особенности речевого развития детей 2-3- лет;

                                игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики языка;

                                игры и упражнения по развитию артикляционной моторики губ;

                                развитие слухового внимания;

                               развитие речевого дыхания;

                               развитие силы голоса;

                              ЭТО ВАЖНО!

Скачать:


Предварительный просмотр:

артикуляционной моторики (для языка)

Игры и упражнения для развития артикуляционной моторики (для языка)

· Упражнение «Язык-силач

(ротик открыт, язычок горкой упирается в нижн зубы)

Язычок у нас силач – в зубы упирается,

Сильно напрягается, горкой выгибается.

Силачу пора на отдых, мы его положим спать.

А потом начнем опять.

· Упражнение «Качели»

(ротик открыт, язычок то верх за зубки, то вниз)

На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

· Произнесение по картинкам

гласных звуков: качаем куклу(ААА), болит зуб (ООО), гудит   поезд (УУУ),   летит самолет  (ЫЫЫ)

звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычи корова (МУ) и т.п.

· «Обезьянка кривляется» - показать смешные рожицы.

· «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком

· «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух

                (тоже самое можно проделать со свечкой).

 

· «Месим тесто» - язычок между губами шлепаем пя-пя-пя.

· «Часики» - язычок изо рта вытащить и из стороны в сторону – тик-так-тик-так.

Развитие речи ребёнка в норме.

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).

        2-3 месяца – гуление;

        4-6 месяцев – лепет;

        9-12 месяцев – первые слова.

2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).    

        1,5-2 года – фраза;

     к  3 годам – связная речь (несколько фраз).

3.  Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).

К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.

6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.

 Особенности речевого развития детей 2-3 лет

   Период от 2-3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса (в 3-4 раза).

   Возрастает понимание ребенком речи. В речи детей преобладают слова-названия, глаголы, но он уже употребляет прилагательные, наречия, местоимения, предлоги.

   Ребенок начинает высказывать элементарные суждения  о  предметах,   простых   явлениях. Однако

речь детей еще несовершенна. О звукопроизношении ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. В этом возрасте важно научить детей четко, громко(тихо), быстро(медленно) произносить гласные звуки и простые согласные: а, о, у, ы, и, э,м, п, н, т, к, в, ф и д.р. Звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ребенок обычно или пропускает или заменяет(с-ф, ш-с, р-л), что связано еще не с достаточно подвижными органами артикуляции, которые и необходимо развивать.

   К 3 годам связная речь сформирована, но она еще недостаточно развернутая и грамматически правильно оформленная.

            Игры и упражнения для развития  

         артикуляционной моторики (для губ)

          · Упражнение «Лягушки улыбаются»

(губы сомкнуты, улыбаются)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей , очень нравится лягушкам

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

 · Упражнение «Заборчик»

              (губы улыбаются, зубки видны)

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем

А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

· Упражнение «Хобот слоненка»

(губы вытягиваем трубочкой, как-будто говор О)

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

Даже если я устану, их тянуть не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

· Упражнение «Трубочка»

               (губы вытягиваем трубочкой)

Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду.

· Упражнение «Лягушка-слоненок-дудочка»

(чередуем все упражнения)

Свои губы прямо к ушкам мы растянем как лягушки.

А теперь слоненок я, видишь – хобот у меня.

А сейчас мы дудочки, дудочка - погудочки.

Нам понравилось играть, повторим-ка все опять.

Поиграйте с детьми дома:

Развитие слухового внимания.

Игра «Хлоп-топ». Мама тихо хлопает в ладоши - ребенок прыгает, мама затопала- ребенок бежит к ней.

Игра «Узнай что звучит».Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,

переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать что сделала мама. Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит(машина); Кто кричит? и т.д.

Развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов». Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

Игра «Поздоровайся» - как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.

Развитие силы голоса.

Игра «Позови.  Попросите ребенка позвать,

куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

Игра «Взрослые и детки». Мама - мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

 

Игра «Дует ветер». Сильный ветер, ребенок (гудит) - у - у -у (громко), слабый ветерок у - у - у (тихо) и т.д.

Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у

Рекомендации родителям для развития речи детей 2-3 лет

Учитель-логопед                          ГБОУ СОШ 949

Королева Елена Валерьевна

http://mkdou-15.ucoz.ru/glavnaya/0_5ad6c_5e58f20f_XL.gif    Это важно!

  • Разговаривать с ребѐнком только на правильном  языке,

     четко, внятно  ни в коем случае не использовать

     «детский язык».

  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки, после обсуждать их, чаще +

     разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы.

  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Еѐ цель -

     заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Также Эффективно пережѐвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щѐк, перекатывание воздуха из одной щеки в др и т.д.

 

  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики, т.к. развивая пальчики, мы стимулируем речевое развитие выкладывание узоров из круп, спичек, пуговиц; нанизывание бусин, шнуровки, мозаики, лепка, пальчиковые краски, застегивание и расстегивание пуговиц, раскраски, пальчиковая гимнастика и др.).

  • Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса.

  • Чаще хвалите малыша!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период.

Консультация для родителей.  Часто родители считают, если логопед ушёл в отпуск про занятия можно забыть, но это не так!...

Рекомендации родителям по развитию речи детей

Рекомендации родителям по развитию речи детейДовольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мам...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Добивайтесь правильного про­изношения поставленных логопе­дом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться»,...

Рекомендации родителям по развитию речи детей 4 года жизни

Рекомендации родителям по развитию речи детей 4 года жизни....