Индивидуальный маршрут ребенка ЗПР в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Задачи прохождения маршрута. Подбор игры для детей с ЗПР для индивидуальной работы. Календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya-_individualnyy_marshrut_rebenka_zpr.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по развитию познавательных  способностей за 2017-2018 год. Возраст 5-6 лет.

 

По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.

 

Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач:• сенсорного развития;

 

• свободного общения с взрослыми и детьми;

 

• развитие всех компонентов устной речи детей;

 

• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;

 

• формировать элементарные математические представления;

 

• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;

 

• формировать опыт самоконтроля.

 

• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.

 

Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.

 

Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

 

Цели.

 

1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

 

2. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

 

3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

 

4. Образование существительных множественного числа от единственного.

 

5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

 

6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

 

7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

 

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

 

8. Составление рассказа-описания по плану.

 

Содержание работы.

 

• Игра «Угадай, когда это бывает?».

 

• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

 

• Игра «Какой, какая, какие?»

 

• Игра «Что он делает?»

 

• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»

 

• Игра «Один - много» с мячом.

 

• Игра «Назови ласково» с мячом.

 

• Игра «Жадина» - моя машина, мой самовар, мое мороженное.

 

• Игра «Какой, какая, какие»

 

• Составление рассказа - описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.

 

Сенсорное развитие.

 

Цели.

 

1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

 

2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.

 

3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

 

Содержание работы.

 

• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …

 

• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

 

• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

 

• Игра «Цвет, форма»

 

• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

 

• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

 

• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

 

• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

 

• Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

 

• Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

 

• Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.

 

• Настольная игра - тренажер «Лабиринт геометрических фигур»

 

• Настольная игра - тренажер «Геометрические фигуры на столбиках»

 

Психические процессы.

 

Цели.

 

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

 

Содержание работы.

 

• Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

 

• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

 

• Игра «Чего не стало?»

 

• Игра «Сравни два предмета»

 

• Игра «Кубики» (из 6- 9.)

 

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

 

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

 

• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»

 

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

 

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

 

• Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

 

• Настольная игра «Лабиринт геометрических фигур»

 

• Настольная игра «Геометрические фигуры на столбиках»

 

Формирование мышления

 

Цель.

 

1. Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме - (круглые, овальные, треугольные)

 

2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

 

3. Закреплять обобщающие слова по темам.

 

4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

 

5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

 

Содержание работы.

 

• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

 

• Игра «Сгруппируй предметы по форме»

 

• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

 

• Игра «Закончи предложение» -

 

Я пил молоко из … (чашки);

 

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

 

• Игра «Четвертый лишний»

 

• Игра «Что художник перепутал»

 

• Отгадай загадку.

 

• Игра «Назови одним словом»

 

• Игра «Продолжи - это посуда -… ; это овощи - … ; это ягоды…».

 

• Настольная игра «Лото - магазин»

 

• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».

 

• Компьютерная игра «Логика и внимание»

 

Формирование элементарных математических представлений.

 

Цель.

 

1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

 

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

 

3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

 

4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

 

5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

 

6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

 

7. Пространственная ориентировка на столе.

 

8. Временная ориентировка (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин).

 

Содержание работы.

 

• Игра «Один и много»

 

• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»

 

• Игра «Принеси несколько предметов»

 

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

 

• Игра «Блоки Дьенеша»

 

• С/Игра «Магазин»

 

• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

 

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

 

• Игра «Найди все цифры 1(2,3,4,5)

 

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

 

• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели       Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титар...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «По маршруту безопасности!» для воспитанников старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте особенно актуальным  остается формирование основ безопасности, особенно в быту. Умение детей ориентироваться в сложившейся ситуации,  а также  знание телефона экст...

Индивидуальный образовательный маршрут, разработанный для ребенка с РАС (старший дошкольный возраст)

Включает в себя краткую характеристику ребенка 5-6 лет с РАС. Цели, задачи, направления работы на 2021-2022 учебный год....

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия педагога-психолога с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.Задачи:расширить знания детей о диких животных,развивать восприятие, произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику, произ...

Диагностическая карта для оценки индивидуального развития ребенка младшего и раннего дошкольного возраста

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространс...