Индивидуальный маршрут сопровождения с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года): развитие речи и познание
материал на тему

Матлахова Наталья Геннадиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_marshrut_word_9.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут сопровождения  с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года): развитие речи и познание

 Ф. И. ребенка: _____________________________________________________

Срок реализации: __________________________________________________

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета цветочки?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по ростУ»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

«Угадай, что звучит?»

Развитие  восприятия  (сенсорных эталонов)

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

Развитие внимания

Развивать объем внимания

Развивать  концентрацию внимания

Развивать устойчивость внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

Развитие памяти

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация  

Развивать анализ

Развивать синтез

Развивать сравнение

Развивать систематизацию

 «Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

 «Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

«Найди отличия»

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

Развитие воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

- понимание конкретных существительных

- понимание обобщающих слов

- понимание действий

- понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

- понимание форм ед. и мн. числа

существительных

- понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

Развитие речи

- понимание падежных конструкций

- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

- понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

Развитие речи

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Лексика

- развивать номинативный словарь

- развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

- развивать атрибутивный словарь

-антонимы

- предлоги

Грамматический строй речи

- ед. и мн. число существительных

- ед. и мн. число глаголов

- развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

- развивать умение согласовывать местоимения с существительными

 

«Покажи картинки: кот – кит»

«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?» (дом. животные)

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на)

«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)

«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)

«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)

«Расскажи, чья это вещь»

Развитие речи

Словообразование

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

- развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа 

«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы - ….»

«Назови животных и их детенышей»

«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Продолжи предложения»

«Ответь на вопрос по картинкам»

«Расскажи сказку по картинкам»

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

-

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка  младшего дошкольного возраста  пользовалась следующими источниками:

  1. Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012
  2. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
  3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  4. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  5. «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет». Тесты
  6.  О.Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года) по сенсорному воспитанию Тема: "Игрушки"

познакомить детей с новой формой – шар;-закрепить знания цветов (красный, синий, желтый, зелёный), побуждать называть цвета;-закрепить знания геометрических фигур;-закрепить понятия большой - ма...

Конспект спортивного развлечения с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) на тему: «Масленица»

Цель: развивать эмоциональное восприятие праздника через приобщение к русским народным традициям.Задачи:• развивать двигательную активность;• познакомить со старинным русским обрядом – проводы Зимы;• ...

Конспект занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Путешествие в сказочный лес»

Конспект занятия  предназначен для воспитанников 2 младшей группы. Ориентирован на закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, классификации предметов. Поможет детям закрепить знания в иг...

План-конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) с нарушением зрения «В гости к нам пришли матрёшки»

Занятие помогает детям в игровой форме закрепить знание геометрических форм и основных цветов спектра, умение сравнивать предметы по величине. У детей развиваются зрительные функции, общая и мелкая мо...

Рабочая программа педагога с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) группа "Топотушки"

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовани...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)...