Конспект взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем логопедической группы на тематические недели "Мебель и ее части" и "Сад-огород "
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Мной  с начале  учебного года  составляется  тематический  план  на весь учебный  год,  согласно  которому  воспитатель  планирует свою работу  и проводит  ежедневно  логочас  и занятия  с детьми в группе. Календарно-тематическое  планирование  и  тематический  план коррекционной  работы  опубликован  на  сайте  Социальной  сети  работников  образования  ознакомиться  с ним  можно пройдя  через  мой  профиль  на  этом  сайте.  

Каждая  новая   неделя  в  логопедической  группе,  согласно  календарно-тематическому планированию  начинается  с  новой  лексической  темы и дети  знакомятся  с новым  звуком  и его  зрительным  образом. Мной  разработана  определенная  система  подачи нового  материала  для  воспитателя  логопедической  группы.  По мимо  того, что   каждую неделю  сменяется  лексическая тема  и   дети  знакомятся  с новым звуком ,  но и каждый  новый  день  у детей  во время  логочаса с воспитателем  распределен.

В понедельник проводится  повторение  пройденного материала прошлой недели , и проверка  домашнего задания.  Во вторник  игры  и задания  на  психомоторное  развитие  по новой   лексической  теме,  которая дана на  фронтальном  занятии   с логопедом.  В среду  игры  и упражнения  на  развитие  лексико-грамматического строя  речи  по  лексической  теме  недели.  В четверг игры  и упражнения  на  развитие  фонематического восприятия  дети  закрепляют  новый  звук и букву с  которым  познакомились  на  фронтальном  занятии с логопедом.  В пятницу  происходит  развитие  связной  речи по  лексической  теме  текущей  недели.

 В своем  взаимодействии  с  воспитателем  логопедической  группы  я подробно  расписываю  следующие разделы:

  • Тема недели;
  • Цели и   задачи;
  • Словарь  по лексической  теме, который   разделен  на  слова  существительные,  прилагательные и глаголы;
  • Дыхательная  гимнастика  с комплексом  упражнений;
  • Упражнения  для  общей  моторики;
  • Упражнения  для  мелкой  моторики;
  • Упражнения  артикуляционной  гимнастики;
  •  Игры  и упражнения  по  лексической  теме и новому звуку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: МЕБЕЛЬ И ЕЕ ЧАСТИ .

ЦЕЛИ и Задачи: Активизировать номинативный и глагольный словарь по лексической теме. Развивать фонематический слух. Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику. Закрепление знаний о мебели и ее частях.

Ввести  в активный  словарь:

Имена  существительные: Мебель, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, табурет, тумбочка, комод, части мебели, магазин, фабрика, столяр, дерево, железо, металл, пластмасса, кожа, пластик, стекло, береза, дуб, сосна, инструменты, продавец, покупатель

Имена  прилагательные: Деревянный, металлический, железный, стеклянный, березовый, дубовый, сосновый, кожаный, пластмассовый, пластиковый, мебельный, новая, красивая, удобная, сломанная, крепкая

Глаголы: Ставить, стоять, продавать, покупать, изготавливать, делать, чинить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, хранить, вешать, складывать, убирать, доставать, жить, сбивать, загружать, отправлять.

Коррекционная  работа  

Развитие  основных  речевых  навыков

1.  дыхательная гимнастика:

Дышим тихо, спокойно и плавно!

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании

2. упражнения на мимику для  челюсти, губ, языка.

3.  пальчиковая  гимнастика  «Мебель».

5. физкультминутка, «Уборка»

6.  индивидуальная  работа

Понедельник

Повторение  пройденного материала.

Проверка  домашнего задания 

Вторник

Психомоторное  развитие

  1. загадки  
  2.  игра  с  предлогами
  3. игра  с  мячом  «Что  с  чем  дружит»

4.игра  «Чего  не  стало»

5.Игра «Наша квартира».

6. Игра с мячом  «Что бывает круглым?»

Среда

Лексико-грамматический  строй  речи

  1. «Магазин мебели». 
  2. «Назови ласково». 
  3. «Один — много». 
  4. «Назови части» (или «Отгадай, что это?»).

5.«Скажи наоборот». 

6.Упражнение «Столярная мастерская».

7.Упражнение «Мебельная фабрика»

Четверг

Развитие  фонематического восприятия

1.упражнение  «Гласные и согласные»

2.Упражнение  звук К

3. Игра  «Повтори не  ошибись»

4.игра  «Звуковой  поезд»

5.Игра  «Волшебники»

6. Упражнение  буква К

7.работа  в  тетради  логопедических  заданий

8. Звуковой  анализ  слогов  АК, КА, ОК, КО

Пятница

Развитие  связной  речи

1.Игра «Магазин».        

2. Викторина «Подбери мебель в комнату»

3.Составление  предложения  и схемы  предложения.

Развитие связной речи (предварительная работа по  Гомзяк)

1.Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый,

квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов

(книжный, платяной, шкаф для посуды).

Сходить с родителями на экскурсию в мебельный магазин

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Коля, Коля, Николай,

За собою убирай!

Дети идут по кругу друг за другом.

У тебя ленивы руки:

Хлопают в ладоши.

Под столом ремень и брюки,

Приседают.

Не в шкафу рубаха,

«Рисуют» четырехугольник.

Николай — неряха. (И. Демьянов)

Грозят пальчиком и качают головой.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

В доме жалуется пол,

 «До чего мой труд тяжел:

Дети поочередно кладут кисти рук на стол.

Тумба, кресло и столы,

Там кровать, а тут шкафы.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Еле-еле их терплю —

Только жалобно скриплю!»

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюстей

Медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов.

Упражнения для губ

«Улыбка-трубочка».

Упражнения для языка

«Почистим» нижние зубки.

ВТОРНИК

Загадки

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
(Кресло) 

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол)

В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
(Вешалка)

Все одеть ее хотят,
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки.
(Вешалка)

Вишу в прихожей,
На грабли похожа.
Вешалка

В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…
(Буфет)

Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)

Четыре ноги, да не зверь;
Есть перья, да не птица.
Кровать и перина
Четыре сестрицы
Под одной фатицей.
(Стол)

Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
(Шкаф)

Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, — Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)

Четыре брата
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.
(Стол)

С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
(Стул)

Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
(шкаф)



Длинный парень у стены,
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят.
(Вешалка)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)

У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
(Обеденный стол)

На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(Кресло)

Четыре ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок –
Перинка для Иринки.
(Кровать)

Всех в объятья принимает –
И баюкает, качает.
(Кресло-качалка)

У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(Письменный стол)

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)

На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул) 

2.Игра  с предлогами

Задача назвать «маленькое слово» (предлог). Задание  дает  воспитатель.

           1.(Имя  ребенка) , подними карандаш с пола.

  • что ты сделал? - Я поднял карандаш с пола.
  • Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

2.Имя  ребенка , перепрыгни через (любой  небольшой  предмет).

  •  что ты сделал? Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

3.(имя  ребенка ), сядь на стул.

-  что  ты  сделал ?  -  я  сел(а) на  стул.

  • Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

4.(имя ребенка)  выйди из группы.

-  что  ты  сделал ?  -  я  вышел из группы

  • Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

5. (Имя ребенка) положи мяч под стул.

-  что  ты  сделал ?  -  я  положил  мяч  на  стул

Какое «маленькое слово» в твоем предложении?

6.-        (имя ребенка), встань между кубиками.

И т. д.  (положить  кубик  под  стул,  подержать  мяч  над  стулом , сесть за стол…)

И. Введение в тему.

Составление    предложений   по  демонстрируемому действию например:

  • Ваня, встань перед стулом.
  • Ваня, где ты стоишь?
  • Дети, где стоит Ваня?
  • Соня, посади куклу перед кубиком.
  • Соня, куда ты посадила куклу?
  • Дети, где сидит кукла? И т. д.

3.Игра с мячом  «Что с чем, дружит? »

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

-стул «дружит» с кроваткой

Стол «дружит» с креслом или тестом?

-стол «дружит» с креслом

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

-шкаф «дружит» с полкой

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

-кресло «дружит» с диваном

Полки «дружат» с книжкой ли крышкой?

-полки «дружат» с книжкой

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

-диван «дружит» с кушеткой

4.Д/и «Чего не стало?». На  доске  картинки разных  предметов   мебели  ,  воспитатель  убирая  по  одной  картинке  спрашивает  детей  чего  не  стало?

А теперь давайте представим, что мы продавцы в мебельном магазине.

Продали шкаф – не стало чего? Шкафа и т.д.

Обычно, когда нам что – то нравится, то мы называем эти предметы ласково. Например: шкаф – шкафчик и т.д.

5.Игра «Наша квартира».

- Рассмотрите картинки на мольберте. Что вы видите?

1-й ребенок. Спальню.

2-й ребенок. Детскую комнату.

3-й ребенок. Гостиную.

- А что нарисовано на картинках, которые лежат на столе?

Дети. Мебель.

- Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит.

Вы назовете мебель, ответите на мои вопросы и поставите маленькую картинку под одну из картин на мольберте.

1 -й ребенок. Это кроватка.

- Где она стоит?

2-й ребенок. В детской.

- Для чего она нужна?

3 -й ребенок. Чтобы спать.

- Поставь ее под картинку.

4-й ребенок. Это диван.

- Где он стоит?

5-й ребенок. В гостиной.

- Для чего он нужен?

6-й ребенок. Чтобы сидеть.

6. Игра с мячом  «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель  задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю . воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  • 1. Что бывает круглым? (стол...)
  • 2. Что бывает длинным? (.стол..)
  • 3. Что бывает высоким? (шкаф,  стул...)
  • 4. Что бывает зеленым? (любая  мебель...)
  • 5. Что бывает деревянным? (мебель или  предмет  мебели...)
  • 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, предмет  мебели ...)
  • 7. Что бывает мягким ? 
  • 8. Что бывает твердым ? 
  • 9. Что бывает низким ? 
  • 10. Что бывает  письменным? 
  • 11. Что бывает легким? 
  • 12. Что бывает обеденным ? 

СРЕДА

  1. «Магазин мебели». Сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола... пять столов.
  2. «Назови ласково». Диван — диванчик, стол — столик, стул — стульчик, кровать — кроватка, шкаф — шкафчик и т.д.
  3. «Один — много». Полка — полки, стол — столы, кровать — кровати и т.д.
  4. «Назови части» (или «Отгадай, что это?»).

Спинка, сиденье, ножки (что это?) — стул. и т.д.

Кресло — ножки, спинка, подлокотники.

Стол — ножки, крышка.

5.«Скажи наоборот». 

Старая мебель — новая мебель,

 тяжелая — легкая,

 большая — маленькая,

взрослая — детская,

 мягкий диван — жесткий диван,

грязная — чистая,

 высокий шкаф — низкий шкаф,

 широкая кровать — узкая кровать,

открыть шкаф — закрыть шкаф,

поставить посуду на полку — взять посуду с полки,

 внести мебель в квартиру — вынести из квартиры,

сломать кресло — отремонтировать кресло, 

стул твердый, а кресло…..

шкаф высокий, а стол…..

стенка большая, а пуф…..

диван широкий, а кресло….

Старая  мебель-  новая  мебель

Тяжелый шкаф – стул легкий

Большая полка   - полочка маленькая

Мягкий  диван -  стул  твердый …

Высокий  шкаф -  низкий  шкаф

Открытый  шкаф - закрытый  шкаф

Поставить посуду  на  полку - взять  посуду  с полки

Открыть шкаф - закрыть  шкаф

Сломать стул - отремонтировать стул

Сесть за стол – встать из-за стола

6.Упражнение «Столярная мастерская».

Выставить на наборное полотно картинки с изображением мебели с недостающими деталями (спинка, ножка, подлокотник, ручка, ящик, дверца, столешница, сиденье).

Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

  • Что это? (Это мебель.)
  • Чего нет у кровати (дивана, тумбочки и т.д.)?
  • Где можно починить мебель? (В столярной мастерской.)
  • Кто чинит мебель? (Мебель чинит столяр.)
  • Что означает столяр? (Это профессия.)

7.Упражнение «Мебельная фабрика».

  • Столяры не только чинят мебель, но и делают новую мебель на мебельной фабрике.

Рассмотреть с детьми картинку.

  • Мебель делают из различных материалов. Посмотрите и скажите, какие материалы используются для изготовления мебели.
  • Как назвать мебель из железа (металла, кожи, пластмассы, пластика, дерева, березы, дуба, сосны)?

ЧЕТВЕРГ

1.Упражнение «Гласные и согласные».

  • Назовите гласные звуки. Почему их называют гласными? Каким символом их обозначаем?
  • Произнесите их (выборочно) длительно, громко, тихо, коротко.

Назовите согласные звуки. («М», «П», «Т».) Чем они отличаются от гласных? Каким символом их обозначаем

2.Упражнение «Звук „К"».

  • Фея Фонетика гуляла в лесу. Вдруг пошел дождь. Фея услышала, как стучат по листочкам капли дождя.
  • «Кап-кап-кап», — стучали капли. Какой вы услышали первый звук в песенке дождя?

Уточнить артикуляцию звука «К» и предложить произнести его перед зеркалами.

Уточнить характеристику звука: согласный, твердый звук, обозначаем синим кружочком.

Выделить звук «К» среди других согласных (услышав звук «К», дети хлопают в ладоши).

3.Игра «Повтори, не ошибись».

Предложить детям повторить слоговые ряды:

  • Ка-ко-ку.
  • Ак-ок-ук.
  • Ка-ко-ку-кы.
  • Ак-ок-ук-ык.

4.Игра «Звуковой поезд».( игра  может  быть  проведена  со звуковыми карточками)

Предложить детям разложить предметные картинки (коза, кабан, курица, бык, сок,  индюк, цыпленок, лисенок) по вагонам «поезда» (выставить схемы слов с обозначением позиции звука): в первый вагон — слова, которые начинаются со звука «К», в третий — в конце слова.

5.Игра «Волшебники».

-Я волшебником родился, не на шутку рассердился. Все цвета мне надоели кроме красного (коричневого). Раз, два, три! Все стало красным! (Коричневым!) Посмотри!

Перед «звуковым поездом» положить красную полоску и предложить детям назвать всех пассажиров поезда со словом «красный» («коричневый»).

Закончить игру словами:

-Я волшебником родился, ни на что не рассердился. Мне цвета не надоели, пусть все станет таким, как было.

6. Упражнение «Буква К».

  • Фея Графика принесла нам в подарок букву К.
  • Звук «К» мы обозначаем буквой  К .
  • Запомните  буквы ми пишем и читаем!

Предложить обвести букву К указательным пальцем ведущей руки, а затем выложить из счетных палочек. Написать букву К на доске, объясняя последовательность и правильность написания. Затем вместе с детьми «написать» букву в воздухе ручкой, проговаривая последовательность действий: сверху вниз, слева направо.

7.Работа в тетради логопедических заданий.

8.Звуковой анализ слогов: АК, КА, ОК, КО с выкладыванием графической схемы.

ПЯТНИЦА

1.Игра «Магазин».

Поставить на наборное полотно предметные картинки с изображением мебели. Выбрать продавца и покупателя, организовать диалог:

  • Здравствуйте! Я хочу купить (мне нужен) диван.
  • Какой диван вы хотите? У нас много диванов.

Покупатель составляет описательный рассказ о диване по картинно-графическому плану. Например:

  • Я хочу купить большой, кожаный, коричневый диван с высокой спинкой и мягкими подлокотниками, чтобы на нем было удобно лежать и сидеть.

— У нас есть такой диван. Вот, пожалуйста. (Продавец отдает покупателю соответствующую картинку.) Повторить игру 2—3 раза

2.Викторина  «Подбери мебель в комнату»

Правила  и ход  игры:

 Дети  делятся  на  3-4  команды,  у воспитателя  4 конверта   в которых   изображены  комнаты  : ванная ,  кухня ,  спальня,  детская  … прихожая  …и т.д  

На   столе   в разброс  лежат карточки с мебелью  для  этих  комнат  

1 команда подбирает мебель для кухни, 2- для гостиной, 3- для детской комнаты и т..д..

Команда  посовещавшись  отвечает  на  вопросы  воспитателя.

 - А теперь ко мне пройдите, эту мебель разберите. 

Примерные вопросы:

 - Почему вы этот стол поставили в кухню? (ответы детей)

- Как называется мебель для кухни? (кухонная)

 - Какие столы есть в других комнатах? (журнальный, письменный)

- Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей).

На  доске   схема  для  составления  рассказа  о  мебели.  

3.Составление  предложения  и схемы  предложения.

После  викторины  у  каждого ребенка  на  руках  по  одной  карточке  предмета мебели,  каждый  составляет  свое  предложение  или   небольшой описательный рассказ по схеме .

Развитие связной речи (предварительная работа по  Гомзяк)

  1. Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый,

квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов

(книжный, платяной, шкаф для посуды).

Сходить с родителями на экскурсию в мебельный магазин



Предварительный просмотр:

Тема: САД-ОГОРОД .

ЦЕЛИ и Задачи: Активизировать номинативный и глагольный словарь по теме . Развивать фонематический слух. Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.

Ввести  в активный  словарь:

Имена существительные: овощи. Капуста, урожай. огород.  дачник, огородник , огурец, перец, картофель,морковь,редис, грядка.

Имена  прилагательные: спелый сладкий. горький, красный. Зеленый, сочный. Свежий, крупный,  большой, зрелый .

Глаголы: садить, поливать, срывать. Копать, ухаживать, собирать, заготавливать

Коррекционная  работа  

Развитие  основных  речевых  навыков

1. Дышим тихо, спокойно и плавно!

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

2. упражнения на развитие  артикуляционной  моторики

  • «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
  • «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
  • Многократное произнесение звука П.
  • «Маляр». «Красить» нёбо языком, производя движения вперед-назад.

3.  пальчиковая  гимнастика  «Купите лук»

4. Физкульт минутка  «Огород у нас в порядке»

5.  индивидуальная  работа 

Понедельник

Повторение  пройденного материала.

Проверка  домашнего задания 

Вторник

Психомоторное  развитие

1. игра «Прятки на грядке»

2. загадки

3. игра «Закончи предложение»

4. Дидактическая игра «Найди по описанию»

5. Дидактическая игра «Собери урожай»

Среда

Лексико-грамматический  строй  речи

1.Игра  «один  - много»

2. Игра «скажи ласково»

3.Игра  с мячом  «Веселый  счет !»

4. Игра «Нет чего?»

5. Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Четверг

Развитие  фонематического восприятия . подготовка к обучению грамоте

1.Упражнение «В гостях у феи Фонетики».

2.Упражнение «Звук „П"».

3. Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

4.Упражнение «Вспомни и скажи».

5. Упражнение «Подарки феи Фонетики».

6. Упражнение «Помоги Полине и Паше».

7. Упражнение «Подарок феи Графики».

8. Работа в тетради логопедических заданий.

9. Игра «Отгадай-ка».

Пятница

Развитие  связной  речи

1. Чтение рассказа «Богатый урожай»

с последующим подробным обсуждением.

1. Развитие общей моторики  «Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

(Имитировать работу с лопатой)

Мы пололи огород.

(Наклониться или присесть, достать руками пол)

Поливали огород. (Покачиваться вперед—назад)

В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту.

(Присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

А сейчас ей тесно белой,

Говорит: — Посторонись!(Отталкивающие движения руками)

2. Развитие мелкой моторики «Купите лук»

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Загибают по одному пальчику на обеих руках,

начиная с мизинца.

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка. (Шотландская песенка)

Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание и закрывание рта.

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Трубочка».

Упражнения для языка

«Лопаточка» (удержание языка под счет

до десяти). «Иголочка».

«Лопаточка» — «Иголочка».

 Вторник .

1.Игра  «прятки на грядке»

Координация  речи с движением  ,рабата  над  темпоретмическим   рисунком  речи.

Как то вечером на грядке        (дети .взявшись  за руки, идут по  кругу )

Репа  ,свекла, редька  лук        (в центре  круга водящий с завязанными глазами )

Поиграть  решили  в  прятки

Но  сначала  встали  в  круг .

 Рассчитались  четко  тут же:    (останавливаются  крутят  водящего)

Раз,  два,  три,  четыре,  пять .  

 Прячься  лучше  , прячься   глубже   (разбегаются приседают , водящий  ищет)

Ну  а  ты  иди  искать

Играют  несколько  раз,  меняя  водящего.

2.Загадки  

В саду у нас -

Стеклянный дом.

Его построили мы сами.

Живут не люди

В доме том,

А помидоры с огурцами. (Теплица)

Хочешь ранний урожай -

Раньше семена сажай!

Что весною делать надо?

Надо вырастить... (рассаду)

Часто нежная рассада

Ночью мерзнет от прохлады.

Чтобы холод не проник,

Для рассады есть... (парник)

 

Что за странное ведро -

Сбоку - трубка, решето?

Скажут мне: "Цветы полей-ка!" -

Я беру скорее... (лейку)

 

Без кого нам не прожить:

Ни вскопать, ни посадить? -

Будет урожай богатый,Если ты копал... (лопатой)

 

Чтобы дача хорошела,

Не придется жить без дела!

Сорняки пришли на грядку,

Нужно чем работать? (Тяпкой)

 

Расческой землю разгребаем

И мусор в кучи собираем,

Но зубья -у нее - как сабли!

Не наступи на что? - На... (грабли)

 

С грядки овощи собрать,

Что с собою нужно взять?

С сумкой ходят в магазины,

На даче нам нужны - ... (корзины)

Носил мальчик

Зелёный кафтанчик,

Стал паном -

Обзавёлся красным кафтаном. (Помидор)

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая! (Морковь)

 

Меня -

Единственную в мире -

Не просто варят,

А в мундире. (Картошка)

 

Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки -

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Репчатый лук)

 

Убежали как-то с грядки

Огородом погулять

Голопузые ребятки -

Раз, два, три, четыре, пять!..

И упали, и пропали -

С головой в рассол попали:

Были все – зелёными

Стали все - солёными. (Огурцы)

Без ног, а стоит,

Огород сторожит,

Руками машет -

С ветром пляшет.

Птицы боятся -

На грядки не садятся. (Чучело)

 

Сто берёзовых солдат,

Взявшись за руки, стоят.

Днём и ночью

Круглый год

Охраняют огород. (Изгородь)

3.Игра  «закончи предложение»

Начало  предложения  и вопрос  проговаривает  взрослый  

  • Дачники  садят  что ?
  • Дачники  поливают  что  ?
  • Дачники   вскапывают   что?
  • Дачники  ухаживают  за  чем  ?
  • Дачники  собирают  что?
  • Огородники  собрали  много  чего  ?
  • Дачники  делятся  богатым  -чем  ?
  • В следующем  году  будет  хороший  -  что ?
  • В саду  поспели  что?

4.Дидактическая игра «Найди по описанию»

цель - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

воспитатель: Узнайте овощи по описанию.

• Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? ( Помидор.)

• Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? (Огурец.)

• Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? (Морковь.)

• Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)

• Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)

• Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)

5. Дидактическая игра «Собери урожай»

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

Предполагаемые ответы  детей  «я  буду  солить  огурцы »

Среда

1.Игра  «один  - много»

  • В саду растет много разных фруктов. Я буду показывать вам картинки, а вы поможете мне закончить фразу, называя фрукты во множественном числе.

Помидор- помидоры  - много помидоров  

Огурец-  огурцы – много огурцов  

Баклажан- баклажаны- много  баклажанов

Овощ- овощи  - много  овощей  

Перец- перцы- много  перцев

Фрукт- фрукты- много  фруктов

Плод- плоды-много  плодов

Урожай- урожаи- много  урожаев

Картошка- картошки-  много  картошек

Кабачок- кабачки- много кабачков  

2. Игра «скажи ласково»

Капуста -  капусточка

Чеснок-  чесночок

Помидор- помидорчик

Огурец-  огурчик

Лук-лучок

Укроп- укропчик

Баклажан -  баклажанчик

Морковь- морковка

Картошка- картошечка

Тыква-  тыковка

Горох-горошек

Перец- перчик

 

3.Игра  с мячом  «Веселый  счет !»

Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ведущий бросает мяч и произносит:

«У меня один  помидор ».

Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня  два  помидора».

  И так  далее со  словами : морковь, огурец, горох, укроп . ….

4. Игра «Нет чего?» Арбузы, а нет... (Арбузов.) Капуста -  капусты…..и т.д

5.Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

Четверг

1.Упражнение «В гостях у феи Фонетики».

  • Фея Фонетика позвала в гости Полину и Пашу. Она испекла для гостей пышки, поставила на плиту чайник, а когда вода закипела, крышка от пара стала подпрыгивать, а чайник запыхтел: «П-п-п-п». Как пыхтел чайник? Какой звук услышали Полина и Паша?

2.Упражнение «Звук „П"».

  • Предложить детям произнести звук «П» перед зеркалами (хором и индивидуально).
  • Попросить определить, какой это звук: гласный или согласный и почему.

3.Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

Предложить детям поднять синий кружочек, когда они услышат звук «П»:

  • среди звуков; А..О..П…М…Н....П…
  • среди слогов.  АП  АУ…ИА…УП…ПА….

4.Упражнение «Вспомни и скажи».

Предложить детям вспомнить, кто приходил в гости к фее Фонетике, что она испекла для гостей.

Спросить, с какого звука начинаются слова: Полина, Паша, пышки.

5. Упражнение «Подарки феи Фонетики».

— Фея Фонетика подарила Полине и Паше картинки. Выставлять по одной картинке на наборное полотно, называть их и спрашивать, с какого звука начинаются эти слова: пальма, пума, полка, парта, пони, пух, поле, паста, паук, пылесос.

6.Упражнение «Помоги Полине и Паше».

  • Полина и Паша решили составить предложения по своим картинкам, но еще не умеют это делать. Помогите им.

7.Упражнение «Подарок феи Графики».

  • Фея Графика прислала нам подарок: буквы П из наждачной бумаги. В алфавите эта буква называется П (пэ), а когда мы ее читаем, то произносим звук «П».
  • На что похожа эта буква? Обведите ее указательным пальцем ведущей руки.
  • Попробуйте выложить из палочек.

8.Работа в тетради логопедических заданий.

Предложить детям написать одну строчку буквы П в тетрадях.

Объяснить и показать написание на доске. «Написать» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность действий.

9.Игра «Отгадай-ка».

  • Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет. (Паук.)
  • Пыль и сор легко глотает, нам квартиру убирает. (Пылесос.)
  • Почему фея Фонетика прислала такие загадки?

Пятница  

1.Чтение рассказа «Богатый урожай»

с последующим подробным обсуждением.

Богатый урожай

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

Воспитатель:

• О ком этот рассказ?

• Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? (Садовод.)

• А где Костя? А как его можно назвать? (Огородник.)

• Что выращивал в саду Ваня?

• А что в огороде Костя?

• Кто мешал Ване? А кто Косте?

• Как можно назвать гусениц и галок? (Вредители огорода, сада.)

• Кто помог Ване избавиться от гусениц?

• А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?

• Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета? (Ваня - богатому урожаю винограда и груш, а Костя - урожаю гороха и огурцов).

2. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель  повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

3. Рассказы детей.

Воспитатель  просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

Цель : активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более по...

Картотека по взаимодействию учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы и воспитателя (обучение грамоте)

Картотека составлена на год по календарно-тематическому планированию по обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы (программа Филичева, Чиркина)...

Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников логопедической группы"

В статье раскрыты методы поэтапного взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей- логопатов в логопедической группе в условиях работы по преодолению нарушений речи....

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...

«Инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями на логопедическом пункте ДОУ»

Тесная просветительская связь, сотрудничество, взаимодействие между всеми участниками коррекционного процесса несомненно играет положительную роль в обучении и развитии дошкольников....

«Инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями на логопедическом пункте ДОУ»

Тесная просветительская связь, сотрудничество, взаимодействие между всеми участниками коррекционного процесса несомненно играет положительную роль в обучении и развитии дошкольников....

Картотека по взаимодействию учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы и воспитателя (обучение грамоте)

Картотека составлена на год по календарно-тематическому планированию по обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы (программа Филичева, Чиркина)...