Развитие мелкой моторики
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения, сжимая и разжимая кулачки. Это движение становится первым и остается главным на протяжении всей жизни.

Движения пальцев в ходе развития человечества были тесно связаны с развитием речевой функции. Следует вспомнить, что речь у первобытного человека возникла из жеста и аффективного выкрика. Дальнейшее применение орудия труда и совместная деятельность требовали, чтобы люди понимали друг друга, а для этого были нужны не выкрики, а слова – наименования.

        С рождения до 3-х месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев, кисти. Затем ребенок сам осуществляет рефлекторные движения – обхватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается бубенчиков, колокольчиков.

        Последующее развитие мелкой моторики у детей осуществляется при наличии предметно – манипулятивных действий с предметами в условиях совместной деятельности со взрослыми. С 4-х до 6-ти месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы, поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает.

        Начиная с 6- 7 месяцев нужно проводить массаж кисти и пальцев рук: мягко потягивать, разминать, вращать каждый пальчик, поглаживать ладошки и предплечья. Также можно проводить и пассивную гимнастику, состоящую из сгибаний и разгибаний каждого пальчика. Этому нужно уделять всего несколько минут в день.

        Начиная с 7-ми месяцев надо начинать играть с ребенком в «ладушки», собирать вместе с ним разные пирамидки, игрушки – гнезда, матрешку, складывать кубики.

        Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки, стишки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

        Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать их к познавательной активности. Вслушиваясь в такие фольклорные произведения, как частушки и потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок играет в «ладушки», притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, что забавляет, радует, организует его поведение.

        Почему для детей с самого раннего возраста так важно развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Специалистами доказано, что ежедневные массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют его развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию в различных ситуациях речевого общения.

М. С. Зюляева, учитель – логопед детского сада «Радуга»