Кто живет на дне морском?
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Надежда Викторовна Асауленко

Тема: «Кто живет на дне морском?»

Цель: закрепить знания детей о море и морских обитателях; учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; расширить знания детей о представителях морского дна, об их особенностях; о внешнем виде, питании, передвижении, вызвать желание у детей активно изучать подводный мир; развитие связной речи наблюдательность, мыслительную активность.

 Ход  ОД

Организационный момент

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать.

- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней.

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это? ( Море.)

 Какая вода в море? (соленая)

- А в реках и озерах вода, какая? (пресная)

- Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище.

- Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!

- А что будет, если на Земле не будет воды – морей, рек, озер?

- Погибнет все живое вокруг, и погибнем и мы.

Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? В этом нам помогут волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На берегу теплого, синего моря все мы очутились.

-Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного.

Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами.

- Каким бывает море? (тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее).

Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?

- Каких морских обитателей вы знаете?

- А теперь отгадайте загадки о морских обитателях

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан : на великане бьет фонтан. \кит\

Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком.

2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и на пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок : рыбок друг - \морской конек\

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - \осьминог\

Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина? \акула\

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

5. Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель. (черепаха) .

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет. \морская звезда\

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками.

7. Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. \медуза\

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

8. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин)

- А как мы можем назвать их всех вместе?

Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

Физминутка

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

А вы знаете, кто еще живет на дне морском? -  растения.

Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов.

- А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?  На деревья, на цветы, кустарники.

 «Где у нас находится морской конек?  Между медузой и морской черепахой.

 А где находится морская звезда? На дне.

- Где же спрятался осьминог?  Под камнем

Пальчиковая гимнастика «Морской еж» (с использованием тренажера Су –Джок.)

Катится колючий ежик

Нет ни головы ни ножек,

Он по пальчикам бежит

И, пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да-да-да.

Уходи, колючий еж, в океан, где ты живешь.

Мы вокруг себя покружимся.

Итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Кто живет на дне морском?»

Цель: закрепить знания детей о море и морских обитателях; учить понимать

и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; расширить знания

 детей о представителях морского дна, об их особенностях; о внешнем виде,

 питании, передвижении, вызвать желание у детей активно изучать подводный

 мир; развитие связной речи наблюдательность, мыслительную активность.

Физминутка                                        Подобрать загадки о морских обитателях.

Рыбка рыбке говорила.                       Игра «Подбери признак»: рыбка (какая?)

Плавничками шевелила:                     Игра «Сосчитай»

«Чтобы быть здоровой, гладкой,       Выкладывание фигурки рыбки из спичек.  

Будем делать мы зарядку.                  Развитие мелкой моторики:

Хлоп направо, хлоп налево,               Аппликация «Рыбки»

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

Пальчиковая гимнастика «Морской еж» (с использованием Су –Джок.)

Катится колючий ежик

Нет ни головы ни ножек,

Он по пальчикам бежит

И, пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да-да-да.

Уходи, колючий еж, в океан, где ты живешь.

Мы вокруг себя покружимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_zhivyot_na_dne_morskom.docx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Кто где живет? Домашние животные"

Презентация к занятию в старшей группе по теме: "Кто где живет? Домашние животные"...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

"Кто в домике живет"

«Кто в домике живет?»        Программное содержание:Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подраж...

Конспект открытого занятия для педагогов СЗОУО в рамках Недели педагогического мастерства Тема: «Кто живет в лесу?»

Тема: «Кто живет в лесу?»Задачи: Развивать речь детей. Активизировать словарный запас. Закрепить название частей тела животных: уши, хвост, лапы.Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат д...

Конспект спектакля для детей старшего дошкольного возраста "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?"

Спектакль "Кто на дереве живет, кто под деревом живет?" (для детей старшего дошкольного возраста)....