"Онтогенетическое развитие мотивации человека и ее основные психологические механизмы"
статья по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Статья раскрывает сущность психологических механизмов мотивации человека, их онтогенетические корни

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: Онтогенетическое развитие мотивации человека и ее основные психологические механизмы.

Мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Онтогенетическим развитием мотивации занимались в основном отечественные психологи. Понятие ведущей деятельности по А.Н.Леонтьеву имеет три признака:

1) в деятельности формируются психические новообразования,

2) в ней закладываются основы личности,

3) она зарождает новую ведущую деятельность.

В ведущей деятельности реализуются типичные для данной стадии развития отношения ребенка с миром, и осуществляется усвоения детьми социального опыта.

По Д.Б. Эльконину все возможные виды ведущей деятельности можно распределить на два типа:

1) деятельность, в которой происходит развитие познавательной сферы;

2) деятельность; способствующая развитию мотивационно – потребностной сферы.

В онтогенезе эти два типа деятельности чередуются согласно определенной логике.

1.Младенчество (до 1 года). Ведущая деятельность – непосредственно – эмоциональное общение со взрослым. Развивается мотивация, ребенок ждет больше, чем может, отсюда жизнь толкает на подвиг саморазвития для удовлетворения потребностей.

2. Ранний возраст (1-3 года). Ведущая деятельность – предметно – манипулятивная. Развивается познавательная сфера. В процессе предметной деятельности у детей интенсивно развивается восприятие, а затем наглядно-действенное мышление. Любая смена ведущей деятельности сопровождается кризисами.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность – игровая. Ролевая игра по Л.С. Выготскому – это игра социальная не только по своим мотивам, но и по структуре и способам осуществления. В игре формируется речевое мышление, произвольная регуляция действий и как следствие активное присвоение социального опыта.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Усвоение навыков чтения, письма, счета. Новообразования – понятийное мышление, произвольное внимание, логическая память.

5. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность – интимно – личностное общение.

6. Старший школьный возраст (15-18 лет). Ведущая деятельность – учебно- профессиональная. Затем -  трудовая.

Следует отметить, что по В.К. Вилюнасу, который обобщил и создал четкую концепцию развития мотивации животных и человека, мотивационно -  потребностная сфера развивается благодаря возникновению новых мотивов. Источниками их возникновения являются:

1)для природного организма – базовые потребности, первичные нужды;

2) для социального индивида – социальные факты, нормы;

3)для личности – мир культурных предметов.

Эти первичные источники должны быть доопределены, т.е. получить дальнейшее уточнение в жизни субъекта.

К сновным психологическим механизмам развития мотивации человека относится:

  • мотивационное обусловливание;
  • мотивационное опосредование;
  • эмоциональное переключение;
  • мотивационная фиксация;

Мотивационное обусловливание. Онтогенетическое развитие биологической мотивации происходит в результате приобретения изначально индифферентными воздействиями способности вызвать активность индивида, благодаря механизму условной связи. Выработка условной связи означает изменение субъективного отношения к условному раздражителю.

Убедительно демонстрирует значение механизма обусловливания у человека реальная практика воспитания. Когда взрослый, потеряв веру в эффективность воспитательных разъяснений, шлепает ребенка за игру с недозволенными предметами или припасает лакомство для того чтобы смягчить неприятное впечатление от предстоящей медицинской процедуры, его действия рассчитаны именно на эффект обусловливания. Современные исследования показали, что выработанное условное эмоциональное отношение к некоторому явлению как бы распространяется по семантическим связям. Например, после выработки на базе электрораздражения  условной реакции на слово «корова» у испытуемых , такая реакция стала вызываться также словами «овца», «трактор», «зерно» и т.п. Отражение семантических связей, которым в человеческой психике подчиняются процессы обусловливания, формируются вследствие языка, знаний и других форм общественно- исторического опыта. Таким образом можно придти к выводу, что мотивационное обусловливание как единица онтогенетического развития служит одной из основ развития собственно человеческих мотивационных отношений.

Мотивационное опосредование. Предметы, приобретающие мотивационное значение для человека, не имеют ни наследственно опознаваемых ключевых признаков, ни прямого отношения к безусловно- рефлекторным подкреплениям, подобно тому, как это происходит на уровне биологической мотивации. Если ребенку было бы так же приятно пить лекарства, наводить в комнате порядок или делать уроки, как есть конфеты или резвиться с мячом, необходимости в формировании мотивационного отношения к этим предметам не существовало бы. Сосредоточим внимание на внутренних механизмах и процессах, в результате которых формируются мотивационные отношения. Обратим внимание на двучленное строение воспитательных  воздействий и  наличие в них предписывающей и аргументирующей частей. Наиболее отчетливо это наблюдается в случае воздействий на ребенка, на догадливость которого рассчитывать не приходится и которому все разъясняется в максимально развернутой форме: сорить нельзя, потому что кому-то придется убирать; если не будешь мыть руки – заболеешь и т.п.

Часто в таких развернутых мотивационных воздействиях нет необходимости. Отдельные элементы воспитательного воздействия могут опускаться в расчете на их очевидность для ребенка. Ограничиваясь строгим предупреждением «прекрати сейчас же!», взрослый предполагает, что ребенок понимает, за что он осуждается, и возможные повторения осуждаемого действия. Понятно, что во взаимоотношениях взрослых, способных многое друг другу сказать и вовсе без слов, при помощи, скажем, взгляда, мотивационные действия имеют свернутый характер.

Важнейшая особенность аргументов, используемых в практике воспитания, состоит в том, что все они предполагают мотивационное значение для воспитываемого лица. Что ни выбиралось бы в качестве основания воздействия, как оно ни аргументировалось бы – всегда за выбором лежит ожидание, что основание уже значимо воспитуемому, является для него желательным или нежелательным, привлекательным или отталкивающим. Именно это предполагаемое мотивационное значение воспитатель пытается переключить на новый предмет, подыскивая и разъясняя надлежащие причинно – следственные и другие связи. Этот способ развития собственно человеческой мотивации и есть мотивационное опосредование.

Из вышесказанного следует вывод, что такое представление о развитии мотивационных отношений означает, что никакая логика, разъяснения. Убеждения, интеллектуальные воздействия на человека сами по себе новой мотивации не создают, а служат лишь для переключения, перераспределения уже существующих эмоционально – мотивационных отношений.

Эмоциональное переключение. Эмоциональное переключение является универсальным механизмом ситуативного развития мотивации. Оно подчинено не объективной детерминации, а «причинности», усматриваемой субъектом.

Процесс эмоционального переключения под названием «переноса чувств» наиболее отчетливо представлен В.С. Дерябиным (1974). Он пишет: «По мере жизненного опыта растет количество временных связей в области чувств. Если вид яблока приятен, а вид надвигающийся осенней тучи вызывает неприятное чувство, то, несомненно, чувства при этом возникают не непосредственно от зрительных ощущений, а от связи, установившейся на основании прошлого опыта между видом яблока и приятным вкусом и неприятным чувством от сырости и холода и видом тучи».

Следы эмоционального переключения обнаруживаются в некоторых частных теориях и исследованиях. В 1976 году В.К.Вилюнасом изложена концепция, согласно которой эмоциональные переживания являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения. Автором предлагалось различать: ведущие эмоции, направленные на мотивационно значимые явления, и производные эмоции, развивающиеся из ведущих эмоций. Общепризнанным является положение о том. Что агрессия – одна из характерных реакций индивида на фрустрацию. Но гипотеза «фрустрация – агрессия» означает не что иное, как гипотезу «огорчение – гнев». Вследствие неудачи может возникнуть не только агрессия, но и удивление, вина, стыд, а вследствие успеха – уверенность в себе, расслабление, благодарность. Возникновение той или иной эмоции зависит от восприятия человеком причин успеха или неудачи (Хекхаузен, 1986).

Таким образом эмоциональное переключение заключается в том, что успех или неудача сами по себе вызывают определенную эмоцию, которая подчиняясь отражаемым причинным связям , возбуждает другие эмоции.

Мотивационная фиксация. Онтогенетическое развитие мотивации, приобретение и сохранение предметами мотивационного значения, которого они раньше не имели, фиксируются в опыте индивида. Мотивационные события оставляют свои следы. При импринтингоподобном развитии мотивации имеет место мгновенная фиксация, способность эмоции закрепляться сразу и прочно. Такого рода неугасающие следы может оставить сильная боль, оскорбление, измена супруга и т.п. В то же время эмоции, бурно и многократно переживаемые в семейной ссоре, могут быть на следующий день забыты, перечеркнуты самим человеком оценкой «погорячился».

Любопытная и в полном смысле «высшая» разновидность мотивационной фиксации задействована в процессах выбора человеком целей и планирования деятельности. Исследования данной проблемы в школе К. Левина показали, что намерение относительно некоторой отстроченной цели способно приобрести признаки потребности. Намерение может существовать определенное время в виде «напряжения» внутренних структурных образований личности и сохранять мотивационное значение цели в отдельных случаях даже тогда, когда она перестает быть объективно необходимой. Данная разновидность мотивационной фиксации отличается высокой степенью подконтрольности субъекту и временным, переходящим характером.

Мотивационная суммация. Мотивационная суммация – это взаимодействие эмоциональных переживаний, их сложение, слияние, взаимоподавление и т.п.

У животных, которые находятся в конфликтных ситуациях, наблюдается зависимостьповедения от нескольких взаимодействующих побуждений, ведущих происхождение от разных потребностей. У человека одновременное действие мотивационных факторов различного происхождения представляет собой практически постоянный фон жизни.

Таким образом, несмотря на некую общность основных психологических механизмов мотивации человека, они различаются тем, что осуществляются на разных уровнях психического отражения - в образах воспринимаемой и представляемой действительности. В одном случае мотивацию формируют непосредственно воспринимаемые события жизни; во втором случае – ожидания, обещания, угрозы, т.е. специально созданное представление; в третьем случае – желание повторить удачный опыт из прошлого, запечатлевшийся в сознании.                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование

Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование...

Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка

Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, челов...

"Основные - нормативные механизмы внедрении ФГОС"

Внедрение ФГОС в дошкольные уреждения...

Эффективное построение образовательного процесса в ДОУ на основе развития основных психологических процессов детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей дет...

Психологические механизмы процесса воспитания

Процесс воспитания очень важен и в настоящее время неоднозначен. Наряду с процессом развития и образования....

Доклад на тему: «Общение как социально-психологический механизм межличностного взаимодействия» 2021год

Взаимодействие личности и общества происходит в процессе социализации. Этот процесс основывается на том, что общество передает социально-исторический опыт, а личность усваивает этот опыт, который пере...

Социально- психологические механизмы общения и их характеристика.

В данном материале раскрываются социально- психологические механизмы общения и дается их характеристика....