Занятие индивидуальное: "Автоматизация звука Р в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Автоматизация звука Р в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_r.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики,
  • автоматизация звука Р в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных;
  • развитие фонематического восприятия;
  • автоматизация звука Р в словах с открытым, закрытым слогом и со стечением согласных в слове;
  • пополнение словарного запаса именами существительными;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

План занятия.

1.Организационный момент.
2.Уточнение артикуляции и произнесения звука изолированно.
3.Произнесение звука (р) в слогах.
4.Произнесение звука (р) в словах, где звук находится в разной позиции слова
5.Итог занятия.

Ход занятия.

1.
Организационный момент. 

Логопед: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра, как он рычит (р-р-р). Изобрази дятла; как он стучит по дереву(трр-р). Как мурлычит ласковая кошечка?(мур-р).Покажи; как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар-р-р); а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).

Миша, какой звук сегодня мы будем продолжать изучать?

Ребенок: Звук (р).
2.
Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно. 

Логопед: Андрей, какое положение принимают губы и зубы при произнесении  звука (р)?

Ребёнок: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.

Логопед: А где находится кончик языка?

Ребенок: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами.

Логопед: Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.

(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

Логопед: Порычи как тигр. Он грозно рычит.

Ребенок: (р-р-р)

 3.Произнесение звука (р) в слогах.

1.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед:  Миша, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это письмо от буквы (р). Она просит спасти ее, она попала в беду. Дракон держит ее в сундуке, он хочет, чтобы из всех слов пропала буква (р). Давай поспешим ей на помощь.

Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру «Здравствуй пальчик»  (большой палец поочередно «здоровается» с остальными, при этом ребенок должен произносить, определенные слоги).

Ребенок: Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт.

2. Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Логопед: Помочь букве (р) хотят другие буквы, они просят тебя соединить их.

Прилетел звук
а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?

Ребенок: РА.

Логопед: Давай соединим (р) со звуками
 у, ы, о.
Ребенок поочередно выполняет задание – РА-РО-РУ-РЫ

Логопед: если произнести слоги в такой последовательности, то получится волшебное заклинание --ры-ро-ру-ра ,

раздвигается гора.

Повтори его.

3.Произнесение звука (р) в словах .
1.Показ картинки с изображением гор.

Логопед: Что это?

Ребенок: Горы.

Логопед: Горы нам не страшны, мы знаем заклинание. Давай повторим:
ры - ро - ру- ра  - Раздвигается гора.

Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные «
та - во - ро».Что я перепутала? Произнеси это слово правильно.

Ребенок: Ворота.

Логопед: А около ворот-
«Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов?

Ребенок: Охрана.

Логопед: Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.

Игра « Волшебный кубик»

Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые попал кубик.

Логопед: Нет, не пропускает нас охрана .Надо выполнить другое задание.

Игра «Большой- маленький»

Логопед: Я назову большой предмет, а ты –маленький. Рука.

Ребенок: Ручка.

(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь, карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)

Логопед: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним справиться.

Игра» Четвертый лишний».

(Ребенок проговаривает название картинок, на которых изображены
тигр, зубр, ворона, лев .Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам)

Ребенок: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр, лев и зубр –дикие животные

(Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры, картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы.)

Логопед: Стражники открыли ворота, но перед нами ров, нужен мостик, а он у Дракона . Он отдаст его, если ты поиграешь с ним в « добавлялки».

Игра « Добавлялки»

(с опорой на картинки).

Буратино взял…..(топор)

И пошел чинить….(забор)

Видит он-стоит….( машина)

Но машина без….(бензина)

Влил бензин он в …..(мотор)

И наехал на…..(забор)

Тут Тортилла….(прибежала)

Буратино…..(отругала.)

5.Итог.

Логопед: Молодец, Миша! Дошел до сундучка. Открой его. Что там?

Ребенок: Рисунок.

Логопед: Какой звук ты освободил?

Ребенок: Звук (р).

Логопед: Ты раскрасишь этот рисунок дома, на рисунке изображены предметы со звуком (р).Сегодня ты правильно и четко произносил звук (р).

Анализ индивидуального логопедического занятия

Индивидуальное логопедическое занятие проведено с ребенком старшего дошкольного возраста.

Цель занятия - автоматизация звука
« Р » в слогах, словах. Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей старшей группы. Используемый материал доступен для ребенка.

Занятие проведено в игровой форме, использовано много наглядности: игрушки, предметные картинки. Занятие составлено методически правильно;

  • есть все этапы работы со звуком – звукоподражание, уточнение артикуляции, воспроизведение звуковых рядов, произношение звука «Р» в словах: игры  «Волшебный кубик», «Большой - маленький», «Четвертый лишний», «Добавлялки».
  • использованы игры для развития мелкой моторики: пальцевая гимнастика, рисование.
  • совершенствовались умения ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, игра  - « Большой-маленький».
  • в  занятии использованы словесные, наглядные, игровые приемы.
  • хороший эмоциональный настрой занятия, что способствует положительной мотивации.
  • занятие выдержано во времени.
  • поддерживалась высокая активность ребенка,
    Цели занятия достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Коспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах

На занятии использованы информационные, игровые и здоровье сберегающие технологии....

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект занятия на автоматизацию звука С в слогах и словах

В конспект занятия включены практические задания на автоматизацию звука С в слогах и словах...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С в слогах и словах.

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука СЗадачи: Коррекционно-образовательные:-формирование кинестетического образа звука С (ощущения положения органов артик...