Развитие речевого дыхания
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шарабаева Надежда Николаевна

1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(по методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шишковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Подснежник» с. Бичура.

Развитие речевого дыхания

1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

(по методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шишковой)

Составлен учителем-логопедом Н.Н. Шарабаевой

 

1 год обучения (старшая логогруппа)

1 этап

Сентябрь  3 нед       1 упр. «Рыбка» полусидя.

                  4 нед       1 упр. «Рыбка» полусидя.

Октябрь    1 нед       2 упр. «Рыбка»  сидя.

                  2 нед       2 упр.  «Рыбка» сидя.

                  3 нед       3 упр.  «Рыбка» стоя.

2 этап

                  4 нед       1 комплекс 2 этапа    

                                 1 упр. «Быстрый вдох».

Ноябрь      1 нед      2 упр. «Быстрый вдох» по условному сигналу логопеда.

                  2 нед       3 упр. «Быстрый вдох» при повороте головы то вправо, то влево.

                  3 нед       4 упр. «Быстрый вдох» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и лёгком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся, нюхаем»).

                   4 нед      5 упр. «Быстрый вдох» при поднятии подбородка.

Декабрь     1 нед      6 упр. «Быстрый вдох» при наклоне головы то к правому плечу, то к левому плечу.

                   2 нед      2 комплекс 2 этапа    

                                  1 упр. – на первый шаг – «Быстрый вдох»,

                                  На три шага – непроизвольный выдох.

                   3 нед      2 упр. – на первый шаг – «Быстрый вдох» и повороты головы то вправо, то влево; на три шага – непроизвольный выдох.

                   4 нед      3 упр. – на первый шаг «Быстрый вдох» и повороты головы и поднесение рук к ушам; на три шага – непроизвольный выдох.

Январь      3 нед      4 упр. – на первый шаг «Быстрый вдох» и поднятие подбородка;

                                              На три шага – непроизвольный выдох.

                  4 нед      5 упр. – на первый шаг «Быстрый вдох» и наклоны головы то к правому, то к левому плечу; на три шага – непроизвольный выдох.

Февраль    1 нед      6 упр. – на первый шаг – «Быстрый вдох» и повороты головы то вправо, то влево; на три шага – непроизвольный выдох.

                   2 нед      3 комплекс 2 этапа

                                  1 упр. – выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки.

                   3 нед      2 упр. – то же с «Быстрым вдохом» (на два вдоха – два обхвата); на 3, 4, 5 – непроизвольный выдох.

                   4 нед      3 упр. – «Быстрый вдох» при наклонах туловища и движении рук (на два вдоха – два наклона); на 3, 4, 5 – непроизвольный выдох.

3 этап – Развитие фонационного (озвученного) выдоха

Март          1 нед       1 упр. – «Быстрый вдох» и пропевание гласного звука на выдохе А (О, У, Э, И).

                   2 нед       2 упр. – Выполнение ротового вдоха (замена пары быстрых вдохов на 1 быстрый вдох через рот).

                   3 нед       3 упр. – Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевании на выдохе гласного звука А (О, У, Э, И) и медленно возвращаемся в исходное положение.

                   4 нед       4 упр. – Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса (маленький паровозик – большой паровоз).

Апрель       1 нед      5 упр. – Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.

                   2 нед      6 упр. – Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией (Как дела? АОУ?).

                   3 нед      7  упр. – выполнение ротового выдоха и длительное пение на выдохе гласных (Звери тянут «голосянку»).

 

     4 этап Развитие речевого дыхания (базовый)

                  4 нед       1 комплекс 4 этапа – Выполнение  ротового вдоха и на выдохе произнесение прямого слога нараспев (ты, до, лу).

 Май                         2 комплекс 4 этапа

                  1 нед      1 упр. – Выполнение ротового вдоха и на выдохе – нараспев – произнесение двухсложного слова по слогам (ма-ма).

                  2 нед      2 упр. – Выполнение ротового вдоха и на выдохе  - нараспев – произнесение трёхсложного слова по слогам (ма-ли-на). 

                  3 нед       3 комплекс 4 этапа

                                  1 упр. – Ротовой вдох  и на выдохе – фраза из двух слов.

                  4 нед       2 упр. – Ротовой вдох и на выдохе – фраза из трёх слов.

                  5 нед       3 упр. – Ротовой вдох и на выдохе – фраза из четырёх слов.

                        

                               

2 год обучения (подготовительная логогруппа)

 

Октябрь                1-3 комплекс 4 этапа

Ноябрь                  4 комплекс 4 этапа

                               Ротовой вдох и на выдохе – произнесение нараспев фразы из 4 слов и соединительным союзом «И».

Декабрь                 5 комплекс 4 этапа

                   1  нед   1 упр. – Произнесение нараспев двухстихотворных фраз по схеме;

                   2 нед    2 упр. – Произнесение нараспев 4 стихотворных фраз по схеме;

5 этап  Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Январь        1 упр. 5 этапа – Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.

Февраль      2 упр. 5 этапа – Произнесение 3-4 фраз прозаического текста по схеме.

Март            3 упр. 5 этапа – Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявлённый предмет или предметную картинку.

Апрель        4 упр. 5 этапа – Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...