Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики дошкольников с ОНР при помощи нетрадиционного оборудования»
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Представлен материал для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_mart_18.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Ягодка»

Мастер-класс:

«Развитие мелкой моторики дошкольников с ОНР

при помощи нетрадиционного оборудования»

Подготовил:

учитель-логопед

Чикина Е.А.

Современные реалии диктуют свои порой высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Для наиболее успешной адаптации ребенка в обществе необходимо обеспечить такое развитие его речи , которое бы отвечало современным стандартам. (Слайд 2)

Чем больше ребенок понимает, хочет и пытается делать руками, тем он умнее и находчивей. Ведь на кончиках пальцев – стимулятор умственной деятельности, кладезь творческой мысли, «который питает мозг ребенка, расширяет словарный запас, способствует положительному эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает их к осознанным, точным, целенаправленным движениям, облегчает овладение навыком письма» [1]. И если активно воздействовать на центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев, то в свою очередь область мозга, отвечающая за речь будет активизироваться. Таким образом, функция руки и речь развиваются параллельно.

Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития, она уходит из нашей жизни. Сегодня в нашем обществе игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. В наши дни, к сожалению, при стремительном темпе жизни взрослых, согласно статистике, у многих детей наблюдается переизбыток современных игрушек и тв-мультиков и, как следствие, отставание в моторном развитии. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, поэтому родители покупают обувь и одежду на липучках или молнии - потому что так быстрее. Именно такой факт отодвинул далеко назад приучение к самостоятельности. Но взрослые зачастую забывают, что детей следует с ранних лет приучать к самостоятельной деятельности, ведь стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, может стать важным моментом в становлении юной личности. Если не так давно дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, мастерили кукол, то сейчас мало кто на это обращает внимание. И об этом из своего детства могут вспомнить не многие взрослые. Поэтому у наших современных детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами. Итог большинство дошкольников не готовы к школе - плохо пишут, плохо говорят и, как следствие, не успешность во взрослой жизни. 

Многие современные родители начали задумываться над тем, как же лучше развивать своего малыша. Они покупают разные сортировщики, пальчиковые лабиринты, шнурочки и аналогичные игры тратя на их приобретение много денег и личного времени.  

В данной статье предлагаются вашему вниманию игры с использованием предметов и материалов которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для развития игры, а игра в свою очередь способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка. 

Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Детям безумно нравится играть с вещами, которые вроде бы не предназначены для игр, с предметами которыми пользуются такие взрослые папа и мама. Родителям только остается проявить фантазию и все превратить в веселую сказочную игру. Совместная игра детей и взрослых в непринужденной обстановке позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенка у взрослого есть уникальная возможность стать значимым. Стать для своего ребенка тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.


ИГРЫ

Игра «Сплети коврик» (Слайд 3)
Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной 2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.


Игра «Ежик» (Слайд 4)
Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.
Описание :предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.


Игра «Конструктор из палочек» (Слайд 5)
Оборудование: Пластилин, спички (шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Описание: Предложить ребенку сконструировать какой - нибудь объект. Детям младшего возраста можно предложить картинку. Помочь скатать шарики из пластилина. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные. 


Игра «Паутина» (Слайд 6)
Оборудование: корзина, резинка, маленькие игрушки.
Описание: натянуть резинку в корзине по типу «паутина». На дно положить игрушки. Попросить ребенка достать (спасти) игрушки. Более сложный вариант, достать игрушки с помощью предмета, например ложки.


Игра «Башенки» (Слайд 7)
Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.
Описание: Нарезать трубочки. На шпажки наклеить разноцветный скотч, можно покрасить краской. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню (насадить нарезанные трубочки) согласно цвету шпажки.


Игра «Спрячь - найди»
Оборудование: фольга или бумага, маленькие игрушки. 
Описание: предложить сыграть ребенку в прятки с игрушками. Завернуть игрушку в бумагу или наоборот развернуть аккуратно не порвав бумагу.
Игра «Поймай» (Слайд 8)
Оборудование: Плотный пакет с зажимом (zip-lock), гидрогель (орбизы).
Описание: Данную игру можно начать как опыт, поместив орбизы в воду и наблюдать как они набухают (растут). После поместить набухший гидрогель в пакет. Плотно закрыть. Предложить ребенку поймать пальчиками шарик и раздавить его. Можно усложнить игру, попросив поймать шарики определенного цвета (при наличии разноцветных орбизов).
Орбизы очень универсальный материал для игр с детьми. Он красивый, доступный, приятный на ощупь. Минус состоит только в том при прямом доступе играть необходимо только под присмотром взрослого. 
Гидрогель можно раскладывать по цветам в разные сосуды, тарелочки. Можно просто наполнять им баночки, бутылочки. Как вариант игры можно отметить вылавливание из воды руками или ложкой. Возможность использования орбизов ограничивается только фантазией. 

И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Игры и упражнения

  1. Упражнение с пельменницей.

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: пельменница.

Описание: взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря: « В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.» Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.

  1. Упражнение с шариком для игры в «Дартс»

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук. Оборудование: шарик для игры в «Дартс».

Описание: Ходит ёжик без дорожек Катают шарик в руках, делая движения Не бежит ни от кого. «вперёд-назад», С головы до ножек «вправо-влево» между ладоней. Весь в иголках ёжик, Как же взять его? Сжимают шарик между ладоней.

  1. Упражнение с резиновым напёрстком для шерсти.

 Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: Резиновый напёрсток для шерсти, вывернутый шипами вовнутрь.

 Описание: Одеть напёрсток и массировать каждый палец на левой и правой руке, начиная с указательного. Акула. У акулы белой указательный Каждый день-забота: средний правая Зубы все почистить- безымянный рука Сложная работа мизинец смена рук У неё их много: указательный В несколько рядов средний левая Тысяча опасных безымянный рука Остреньких зубов мизинец

  1. Упражнение с губкой для мытья посуды.

 Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: губка для мытья посуды.

Описание: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут- будут из печи Булочки и калачи».

  1. Упражнение с щёткой.

Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, активизировать развитие речи у детей, закрепить проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: двухсторонняя щётка

Описание: 

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

 (проводят круговыми движениями по левой ладошке)

И давай меня тереть,

 (движения «вперёд» от запястья к кончикам пальцев)  Приговаривать: (смена рук)

«Моем, моем трубочиста (проводят круговыми движениями по правой ладошке)

 Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист, Чист, чист, чист, чист!» (движения «вперёд» от запястья к кончикам пальцев)

Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса, (другой стороной щётки, пемзой проводит по левой руке движениями «вперёд»)

И юлило, и мылило, и кусало, как оса (по правой руке движениями «вперёд»).

К. Чуковский.

  1. Упражнение с щёткой для мытья посуды.

Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук, создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

Оборудование: щётка для мытья посуды.

Описание: предложить ребёнку взять щётку. Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.

Кто живёт под потолком?- Гном (проводит щёткой по большому пальцу)

У него есть борода?- да! (по указательному)

 И манишка и жилет?- Нет! (по среднему)

 Как встаёт он по утрам?- Сам! (по безымянному)

 Кто с ним утром кофе пьёт?- Кот! (по мизинцу)

 Чередование круговых движений по ладошке и движений «вперёд» по пальцу.

 И давно он там живёт?- (круговые движения по ладошке)

 Год! (по мизинцу)

 Кто с ним бегает вдоль крыш?- (круговые движения по ладошке) Мышь! (по безымянному)

 Он капризничает, да?- (круговые движения по ладошке)

 Ни- (по среднему) Ког- (по указательном) да! (по большому пальцу)

  1. Упражнение для рук.

Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование: мыльница в форме ладошки с прикреплёнными к ней, с двух сторон, бусинами разных размеров.

 Описание: взять в ладошки резиновую мыльницу.

Раз- два- три- четыре- пять! (придерживая мыльницу ладонями рук, Вышли пальчики гулять (одновременно, отрывать и прижимать одноимённые пальцы правой и левой руки, начиная с большого пальца)

Этот пальчик гриб нашёл (прижать большие пальцы правой и левой руки)

 Это пальчик чистил стол(указательные)

 Этот резал (средние)

 Этот ел (безымянные)

 Ну, а этот лишь глядел (мизинцы)

  1. Упражнения с шариками.

Цель: развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, закрепить проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.

Оборудование: прозрачные шарики диаметром 10 мм, служащие наполнителем различных вазочек.

Описание: Положить шарик на ладонь левой руки, затем на неё положить большой палец правой руки и делать круговые движения, затем палец поменять на указательный (средний, безымянный и мизинец (После чего поменять руки. Вращательные движения на каждую строчку. Аня шла, шла, шла большой палец И горошинку нашла, указательный А горошинка упала средний левая рука Покатилась и пропала. безымянный Ох-ох-ох-ох- скоро вырастет горох! мизинец смена рук

  1. Игра «Учимся шить».

 Цель: развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствовать развитию речи, развивать творческие способности, развивать усидчивость, формировать навыки шнуровки, учить детей различать цвета, закрепить знание о форме, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.

Оборудование: решёточка для раковины с квадратными и круглыми отверстиями, разноцветные ленты шириной 0,5 см.

Описание: воспитатель предлагает детям вышить нарядную салфетку, вдевая ленту через круглые отверстия. Можно предложить детям вышить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

  1.  Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины (больше, меньше, одинаковые), активизировать мыслительную деятельность, внимание.

 Оборудование: пуговицы, клей, несколько полос потолочной плитки (плотный картон), ткань, ленты для завязывания мешочков. Описание: предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов. Детям старшего возраста предложить определить количество предметов в одном мешочке; количество пуговиц одной формы; количество пуговиц одинакового размера.

  1.  Игра «Наряди ёлочку».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук, формировать навык застёгивание и расстёгивания прищепок, закреплять умение выполнять действия по указанию воспитателя, выбирая названный цвет, геометрическую фигуру, использовать в собственной речи слова — название размера, формы, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции. Оборудование: плотный материал, синтепон, пуговицы, мелкие новогодние игрушки из пластика, прищепки с наклеенными геометрическими фигурами, вырезанные из губчатой салфетки. Описание: ведущий просит детей нарядить ёлочку игрушками.

1 Вариант: украсим ёлочку красными шарами (синими, зелёными)

2 Вариант: украсим ёлочку игрушками треугольной формы (квадратной, круглой).

3 Вариант: повесим синие шары на синие пуговицы (красные шары на красные пуговицы, зелёные на белые)

  1.  Игра «Я папе помогаю». 

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, ловкость пальцев, сенсомоторную координацию, способствовать пониманию относительности (больше - меньше, короче - длиннее), развивать терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать.

Оборудование: небольшие картонные коробочки обклеенные цветной бумагой с прорезанными на одной стороне небольшими отверстиями, гайки и винтики разного размера.

Описание: в плоскую тарелочку высыпать винтики и гаечки. Ведущий читает стихотворение и предлагает детям разложить винтики и гаечки по коробочкам.

Я папе помогаю

Порядок навожу.

Все гайки и шурупы

В коробки разложу.

  1.  Игра «Найди камушек».

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, внимание, мышление, способствовать развитию речи. Оборудование: пуговицы- маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань; небольшой камушек.

 Описание: предложить детям разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц.

  1.  Игра «Золушка».

Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, осязание, способствовать развитию речи, развивать пространственное ориентирование, умение классифицировать, сравнивать.

 Оборудование: 4 пластиковые баночки с крышками, 1 контейнер, нарезанная на мелкие кубики губка для мытья посуды, орешки кедровые, семечки тыквенные, макароны.

Описание: дети высыпают содержимое баночек в контейнер. Перемешивают содержимое и разбирают по баночкам. На первом этапе дети делают всё при помощи пальцев рук, далее можно предложить те же манипуляции проделать с помощью кофейных ложечек.

  1.  Игра: « Мамины бусы». 

Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальчиков рук, осязание, пространственное ориентирование, мышление, упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (большие, маленькие, одинаковые), развивать умение классифицировать, закреплять знание детей о цвете, учить счёту. Оборудование: на полотне, прикреплены несколько лент, служащие основой для бусин и пуговиц.

 Описание: дети читают стихотворение передвигают по ленточке бусины. Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.

1 Вариант: сгруппировать бусины и пуговицы по цвету.

2 Вариант: сгруппировать пуговицы и бусины по размеру.

3 Вариант: определить количество бусин и пуговиц одинаковых по цвету, с помощью воспитателя.

Детям старше:

1Вариант: счёт пуговиц в прямом и обратном порядке.

2 Вариант: счёт бусин и пуговиц одинаковых по размеру.

Заключение:

 Таким образом, большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

Список использованной литературы:

1. Кольцова М.М., Рузина М. С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.» -Екатеренбург : У- Фактория, 2004.

2.Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва Издательство «Родничок»,1999г

3.Теплякова О.Н.,Козлова.О.Л. Практическая энциклопедия развивающих игр –М : ЗАО «Росмэн-Пресс»,2007г

(Раннее развитие)

4.Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г

5.Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО,2010г

6.Шмелева.Е.Б.Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет- М : Издательство «Ювента»,2008г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Дальновидные родители начинают готовить ребёнка...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики дошкольников с ОНР при помощи нетрадиционного оборудования"

Практические игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников....

Методическая разработка "Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников"

В разработке представлено родительское собрание, на котором родители знакомятся с понятием "мелкая моторика", ее способами развития...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Родительский клуб "Развитие мелкой моторик рук у детей с помощью нетрадиционного оборудования"

Цель: обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребёнка как неотъемлемой части его жизни через традиционное и нетрадиционное оборудование.Задачи:обогатить опыт родителей...

Консультация для родителей и педагогов. Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных предметов. «Руки не боятся скуки»

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенк...