Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_ch.docx | 317.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия
по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
ТЕМА: «Звук и буква Ч».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе непосредственно - образовательной деятельности дети должны:
- Закрепить правильное произношение звука [Ч], познакомиться с буквой Ч.
- Тренироваться в определении места звука [Ч] в словах.
- Тренироваться в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Тренироваться в словообразовании отчеств мужского рода.
- Закрепить навыки печатания, чтения слогов, слов с буквой Ч;
- Уметь находить букву «Ч» среди других букв.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать выразительность речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Зеркала.
- Мяч.
- Звуковая линейка.
- Демонстрационная карточка с буквой «Ч».
- Планы анализа и характеристики звука, звуковички.
- Карточки для практического задания.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Этап | Содержание деятельности | Действия педагога и детей |
1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность | - Здравствуйте, ребята! - Поиграем в игру с мячом «Лови, не лови». дуб, велосипед, сок, кот, квартира, мяч, треугольник, суп, пароход, волк, кенгуру, пар, парашют, ножницы, дом и т.д. | Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с мячиком, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность. Дети ловят мяч, услышав длинное слово, и не ловят его, услышав короткое слово. |
2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики | Артикуляционная гимнастика:
Дыхательная гимнастика: Глубокий вдох носом и на длительном выдохе необходимо произносить многократно звук [Ч]. | Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно. Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук. Педагог совместно с детьми выполняет пальчиковую гимнастику, в которой каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения. Педагог сначала демонстрирует детям упражнение, затем делают все вместе. |
3. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности | Игра «Четвертый лишний».
Игра «Запомни – повтори»: ГРАЧ – ЧАСЫ – ПЧЕЛА – ЧУЛКИ. - ГРАЧЧЧ, ЧЧЧАСЫ, ПЧЧЧЕЛА, ЧЧЧУЛКИ – какой звук я выделяю голосом? – Звук Ч. - Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звук Ч и познакомимся с буквой Ч. - Где спрятался звук Ч в этих словах? - Какой звук Ч? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ШИПЯЩИЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ. | Дети на слух определяют четвертое лишнее слово, объясняют свой выбор. Педагог настраивает детей на совместную деятельность. Определяют место звука в слове, используя зрительную опору в виде звуковой линейки. |
4. Анализ артикуляции и характеристика звука | - Какой звук [Ч]? – Согласный, глухой, всегда мягкий. - губки округлены и слегка вытянуты вперед; зубки не смыкаются; кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель; по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя; горлышко «молчит». - Как будет выглядеть звуковичок звука [Ч]? - Звук [Ч] всегда мягкий согласный. | Длительно произносят [Ч] хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук [Ч] по предложенным планам. |
5. Развитие фонематических процессов | Со звуком [Ч] ты поиграй, Звук [Ч] ты поймай. Вьется недалечко реченька-река, Маленькая речка— меньше ручейка, Ни поплыть, ни нырнуть, Только ножки окунуть Чуть-чуть! Е. Благинина - Теперь послушайте внимательно рассказ «Паучок» Н. Дилакторской, запомните слова со звуком [Ч]. Плетет паучок паутинку. Ниточка за ниточкой, клеточку за клеточкой — сплел паутинку. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая — наемся». Летела птичка-синичка. Задела паутинку паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой— всю паутину разорвала и улетела. Дергается паутина— паучок думает: «Большая муха попалась». Смотрит паучок— ни мухи, ни паутинки. | Дети поднимают вверх звуковичка, когда услышат в речи педагога звук [Ч]. Дети слушают чтение рассказа педагогом и потом называют слова, которые они запомнили со звуком [Ч]. |
6. Автоматизация звука в слогах, словах. | Ча-ча-ча — дай мне калача. Чу-чу-чу — я гулять хочу. Чи-чи-чи — красные кирпичи. Чо-чо-чо — ох, как горячо! Ач-ач-ач — пришел врач. Оч-оч-оч — скоро ночь. Ич-ич-ич — красный кирпич. Уч-уч-уч — у меня ключ. Ачка-ачка-ачка — у Вовочки тачка. Очка-очка-очка — у Вовочки бочка. Учка-учка-учка — у Вовочки ручка. Ичка-ичка-ичка — у Вовочки птичка. | Дети повторяют хором чистоговорки за педагогом. |
7. Физминутка | «ГРАЧ» Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимая, По проталинкам шагает, Червячков в земле находит. | Дети и педагог стоят свободно и имитируют соответствующие движения. |
8. Автоматизация звука в словах. Развитие грамматического строя речи | Игра «Большой-маленький» мяч-мячик белка- чайник-ключ- замок- рукавица-чашка- ручей- огурец пенёк- ложка- нож- носок- пуговица- вилка-блюдце- стакан- огонь- собака- кувшин- зверь- Игра «Назови отчество сына» У Глеба сын Глебович. Ивана – Иванович Ильи - Максима- Романа- Владимира- Антона- Петра- Александра- Кузьмы- Степана- Алексея- Павла- Андрея- Николая- Никиты- Сергея- Василия- Геннадия- Анатолия- Юрия- Аркадия- Якова- Бориса- Константина- Михаила- Льва- Дениса- Фёдора- Фомы- Ефима- | Дети встают в кружок, педагог в центре круга, играют в игры. |
9. Звуко – буквенный анализ | Часы, час, удача, задача. Дачка — качка — пачка — тачка — почка — бочка — мочка — кочка — кучка — тучка. Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы. Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка. | Дети, сидя за столом проводят звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами. Преобразовывают слова с помощью букв разрезной азбуки. Списывают предложения с образца. |
10. Знакомство с буквой, закрепление ее образа | С арифметикой я в мире: Ч похожа на четыре. - На что по- вашему похожа буква «Ч»? «Найди букву» «Заштрихуй букву по образцу» | Рассматривают карточку с буквой «Ч», отыскивают ее в разрезной азбуке Педагог подходит к каждому ребенку и показывает карточку с буквой Ч, дети, в свою очередь, говорят, как называется буква. Дети выражают свои суждения. Педагог предлагает на выбор детям три карточки. Дети подходят к столу, на котором разложены карточки с буквой «Ч», и делают самостоятельно свой выбор. Выполняют задание на карточке, сидя за столами. Дети рассматривают карточку и закрашивают. Либо заштриховывают букву «Ч» карандашом, педагог следит за правильной осанкой детей. |
11. Развитие выразительности речи | «Тик-так» Тик-так, тик-так— вот так часики стучат, Тики-ток, тики-ток— так стучит молоток, Тики-тук, тики-тук— так стучит каблук. - В каких словах встречается звук [Ч]? - Расскажите стихотворение громко, тихо. | Проговаривают стишок несколько раз вместе, тихо, громко, медленно, быстро. Затем желающие дети рассказывают ее быстро по одному. |
12.Анализ, рефлексия. Итог занятия | - С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он? - Какой буквой обозначается? - Что на занятии вам понравилось? - До свидания. | Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Звук [ч], буква Ч"
Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит дете...
Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы....
Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"
Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...
Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"
Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...
Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"
Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...
Конструкт логопедического занятия "Звук А"
Технологическая карта совместной деятельности с детьми, имеющими фонентико-фонематическое недоразвитие речи....