Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коробейникова Светлана Владимировна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch.docx317.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия

по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

ТЕМА: «Звук и буква Ч».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно - образовательной деятельности дети должны:

  1. Закрепить правильное произношение звука [Ч], познакомиться с буквой Ч.
  2. Тренироваться в определении места звука [Ч] в словах.
  3. Тренироваться в  употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Тренироваться в словообразовании отчеств мужского рода.
  5. Закрепить навыки  печатания, чтения слогов, слов с буквой Ч;
  6. Уметь находить букву «Ч» среди других букв.
  7. Развивать внимание, память, мышление.
  8. Развивать выразительность речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Зеркала.
  • Мяч.
  • Звуковая линейка.
  • Демонстрационная карточка с буквой «Ч».
  • Планы анализа и характеристики звука, звуковички.
  • Карточки для практического задания.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этап

Содержание деятельности

Действия педагога и детей

1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность

- Здравствуйте, ребята!

- Поиграем в игру с мячом «Лови, не лови».

 дуб, велосипед, сок, кот, квартира, мяч, треугольник, суп, пароход, волк, кенгуру, пар, парашют, ножницы, дом и т.д.

Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с мячиком, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность.

 Дети ловят мяч, услышав длинное слово, и не ловят его, услышав короткое слово.

2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики

Артикуляционная гимнастика:

  • улыбка-пятачок – 3 раза;
  • пятачок вертится;
  • пасть крокодила;
  • лопаточка;
  • чашечка;
  • часики;
  • вкусное варенье;
  • лошадка.

Дыхательная гимнастика:

Глубокий вдох носом и на длительном выдохе необходимо произносить многократно звук [Ч].

Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно.

Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук.

Педагог совместно с детьми выполняет пальчиковую гимнастику, в которой каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения.

Педагог сначала демонстрирует детям упражнение, затем делают все вместе.

3. Ситуативная беседа.

Планирование совместной деятельности

Игра «Четвертый лишний».

  • Грач, воробей, синица, ворона – Грач (перелетная птица)
  • Диван, стол, шкаф, часы – Часы (бытовой прибор)
  • Пчела, заяц, лиса, волк – Пчела (насекомое)
  • Чулки, ботинки, сандалии, сапоги – Чулки (одежда)

Игра «Запомни – повтори»:

ГРАЧ – ЧАСЫ – ПЧЕЛА – ЧУЛКИ.

- ГРАЧЧЧ, ЧЧЧАСЫ, ПЧЧЧЕЛА, ЧЧЧУЛКИ – какой звук я выделяю голосом? – Звук Ч.

- Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звук Ч и познакомимся с буквой Ч.

- Где спрятался звук Ч в этих словах? 

- Какой звук Ч? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ШИПЯЩИЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ.

Дети на слух определяют четвертое лишнее слово, объясняют свой выбор.

Педагог настраивает детей на совместную деятельность.

Определяют место звука в слове, используя зрительную опору в виде звуковой линейки.

4. Анализ артикуляции и характеристика звука

- Какой звук [Ч]? – Согласный, глухой, всегда мягкий.

- губки округлены и слегка вытянуты вперед; зубки не смыкаются; кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель; по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя; горлышко «молчит».

- Как будет выглядеть звуковичок звука [Ч]?

- Звук [Ч] всегда мягкий согласный.

Длительно произносят [Ч]  хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук [Ч] по предложенным планам.

5. Развитие фонематических процессов

Со звуком [Ч] ты поиграй,

Звук [Ч] ты поймай.

Вьется недалечко реченька-река,

Маленькая речка— меньше ручейка,

Ни поплыть, ни нырнуть,

Только ножки окунуть

Чуть-чуть!

Е. Благинина

- Теперь послушайте внимательно рассказ «Паучок» Н. Дилакторской, запомните слова со звуком [Ч].

Плетет паучок паутинку. Ниточка за ниточкой, клеточку за клеточкой —

сплел паутинку. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая —

наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутинку паучка. Ниточку за ниточкой,

клеточку за клеточкой— всю паутину разорвала и улетела.

Дергается паутина— паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок— ни мухи, ни паутинки.

Дети поднимают вверх звуковичка, когда услышат в речи педагога звук [Ч].

Дети слушают чтение рассказа педагогом и потом называют слова, которые они запомнили со звуком [Ч].

6. Автоматизация звука в слогах, словах.

Ча-ча-ча — дай мне калача.

Чу-чу-чу — я гулять хочу.

Чи-чи-чи — красные кирпичи.

Чо-чо-чо — ох, как горячо!

Ач-ач-ач — пришел врач.

Оч-оч-оч — скоро ночь.

Ич-ич-ич — красный кирпич.

Уч-уч-уч — у меня ключ.

Ачка-ачка-ачка — у Вовочки тачка.

Очка-очка-очка — у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка — у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка — у Вовочки птичка.

Дети повторяют хором чистоговорки за педагогом.

7. Физминутка

«ГРАЧ»

Черный грач по полю ходит,

Важно ноги поднимая,                    По проталинкам шагает,                Червячков в земле находит.    

Дети  и педагог стоят свободно и имитируют  соответствующие движения.

8. Автоматизация звука в словах. Развитие грамматического строя речи

Игра «Большой-маленький»

мяч-мячик         белка-              чайник-ключ-                  замок-             рукавица-чашка-               ручей-              огурец

пенёк-                ложка-             нож-

носок-                пуговица-         вилка-блюдце-             стакан-           огонь-

собака-              кувшин-           зверь-

Игра «Назови отчество сына»

 У Глеба сын Глебович.

Ивана – Иванович    

Ильи -                            

Максима-

Романа-                                      

Владимира-                    

Антона-

Петра-                                          

Александра-                    

Кузьмы-

Степана-                                      

Алексея-                          

Павла-

Андрея-                                      

Николая-                          

Никиты-

Сергея-                                        

Василия-                          

Геннадия-

Анатолия-                                  

Юрия-                              

Аркадия-

Якова-                                

Бориса-                            

Константина-

Михаила-                                    

Льва-                                

Дениса-

Фёдора-                                      

Фомы-                              

Ефима-

Дети встают в кружок, педагог в центре круга, играют в игры.

9. Звуко – буквенный анализ

Часы, час, удача, задача.

Дачка — качка — пачка — тачка — почка — бочка — мочка — кочка — кучка — тучка.

Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы. Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.

Дети, сидя за столом проводят звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами.

Преобразовывают слова с помощью букв разрезной азбуки.

Списывают предложения с образца.

10. Знакомство с буквой, закрепление ее образа

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

- На что по- вашему похожа буква «Ч»?

«Найди букву»

«Заштрихуй букву по образцу»

C:\Users\Sveto4ka\Desktop\Работа\2015-2016 уч год\Фронтальные занятия\Фронтальные занятия\Штриховка букв\Слайд25.JPG

Рассматривают карточку с буквой «Ч», отыскивают ее в разрезной азбуке

Педагог подходит к каждому ребенку и показывает карточку с буквой Ч, дети, в свою очередь, говорят, как называется буква.

Дети выражают свои суждения.

Педагог предлагает на выбор детям три карточки. Дети подходят к столу, на котором разложены карточки с буквой «Ч», и делают самостоятельно свой выбор.

Выполняют задание на карточке, сидя за столами.

Дети рассматривают карточку и закрашивают. Либо заштриховывают букву «Ч» карандашом, педагог следит за правильной осанкой детей.

11. Развитие выразительности речи

«Тик-так»

Тик-так, тик-так— вот так часики стучат,

Тики-ток, тики-ток— так стучит молоток,

Тики-тук, тики-тук— так стучит каблук.

- В каких словах встречается звук [Ч]?

- Расскажите стихотворение громко, тихо.

Проговаривают стишок несколько раз вместе, тихо, громко, медленно, быстро.

Затем желающие дети рассказывают ее быстро по одному.

12.Анализ, рефлексия. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он?

- Какой буквой обозначается?

- Что на занятии вам понравилось?

 - До свидания.

Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Звук [ч], буква Ч"

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит дете...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук А"

Технологическая карта совместной деятельности с детьми, имеющими фонентико-фонематическое недоразвитие речи....