Конструкт логопедического занятия "Звук А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Андреева Ирина Анатольевна

Технологическая карта совместной деятельности с детьми, имеющими фонентико-фонематическое недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ

Составитель: Андреева И.А., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО Красноуфимск

Тема: «Звук   А».

Возрастная группа: дети 6-го года жизни (старшая группа).

Форма совместной деятельности: подготовка к обучению грамоте.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» Основная  образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,  Е.А. Ярош «Путешествие по Городу Красивой речи», компьютерная программа по развитию речи «Говори правильно»,

Средства: 

наглядные: кукла Аня, звуковичок, мимический кубик, магниты-смайлики, схема анализа артикуляции.

Материалы и оборудование: программно-аппаратный комплекс Bee-Bot, интерактивный стол (система интерактивного  ввода-вывода SMART Table 442i), интерактивный пол (модуль интерактивный демонстрационный  AE KIDSinteractive), программа по развитию речи «Говори правильно»,  карандаши,   комплект устройств «Говорящие карточки», зеркала, картинки по артикуляционной гимнастики (Бегемотик, Заборчик, Трубочка, Лопатка, Часики).

 Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарь по лексической теме «Осень», закрепить осенние месяцы, признаки октября;
  • закрепить понятие «гласный звук»;
  • формировать навык элементарного звукового анализа;
  • учить давать характеристику звуку [А], используя схему;
  • познакомить с буквой [А], используя интерактивный пол
  • закрепить образование относительных прилагательных;
  • учить элементарному программированию (на основе программно-игрового  комплекс «Bee-Bot»).

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, используя интерактивный стол;
  • развивать артикуляционную моторику, используя логопедическую гимнастику;
  • развивать слуховое внимание, ритм, используя пособие «Говорящие карточки» ;
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи;
  • учить ориентироваться в пространстве, используя программно-игровой  комплекс «Bee-Bot»

Воспитательные:

  • воспитывать интерес;
  •  воспитывать коммуникативные навыки, любознательность;
  • воспитывать желание прийти на помощь.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

Результат

1.Эмоциональный настрой

Цель:

эмоциональный настрой на совместную деятельность.

- Ребята, становитесь в круг.  Настал новый день, как здорово, что мы с вами сегодня встретились. Посмотрите, какая погода за окном? Давайте улыбнемся, чтобы засветило солнышко,  улыбнемся  друг другу, а теперь удивимся, огорчимся, рассердимся, снова улыбнемся.

  Создает приветливую, доброжелательную ситуацию  с использованием мимического кубика.

   

Дети встают в круг и играют с мимическим кубиком, изображают мимические позы

Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность, доброжелательность,

2.  Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Какое  время года? (осень)

-Назовите, осенние месяцы?  (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Сейчас месяц?  (октябрь)

- Назовите признаки осени? (трава пожухла, солнце светит, но не греет, листья опали с деревьев, может пролетать  снег, люди надели осеннюю одежду и поменяли обувь,   идет дождь, насекомые и животные в лесу готовятся к зиме и т.д.).

Создает мотивационную ситуацию для дальнейшей реализации поставленной цели.

Задает вопросы.

Инициирует общее обсуждение.

Дети вступают в диалог, выражают собственные мысли, называют осенние месяцы,  признаки осени.

 Может выражать свои чувства, мысли

Проявляет любознательность.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

3. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

совместная деятельность для достижения результата.

- Ребята,  к нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Давайте, узнаем, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться. А чтобы узнать, нужно определить 1 звук в имени куклы.

-Как звали куклу? (Аня)

- К какому звуку мы отправимся в гости? (к звуку [А])

Чтобы отправится в гости к звуку [А], нужно нам с вами размять наш язычок.

(артикуляционная гимнастика с зеркалами)

Упр. «Бегемотик»

Открываем шире ротик

Получился бегемотик

Упр. « Заборчик-трубочка»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

 Упр. «Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык можно убирать!

Упр. «Часики»

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво.

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Задает вопросы,  стимулирующие формирования элементарного звукового анализа.

 Выполняет артикуляционную гимнастику с использованием художественного слова.

Следит за правильностью выполнения артикуляционных упражнений.

Выделяют  1 звука из слова.

Выполняют   артикуляционную гимнастику

Сформированы навыки элементарного звукового анализа (выделение 1 звука из слова).

Развита артикуляционная моторика.  

4. Планирование деятельности.

Цель: совместная деятельность для достижения результата

Автоматизация изолированного звука -Аня предлагает нам пропеть ее любимую песенку: а-а-а. Приготовьте ручки, будем тянуть ниточку а-а-а

-Рвется наша ниточка?

-Нет

Анализ артикуляции звука [А]: 

-Посмотрите в зеркало, произнесите звук [А], (анализ звука по схеме):

Губы: открыты

Зубы сомкнуты или разомкнуты? Разомкнуты

Язык: лежит внизу

Воздушная струя: теплая

- Голосок: работает (положите руку на горлышко и пропойте)        

-Если воздушная струя не встречает преграду, то звук [А] – гласный и обозначается красным цветом. Познакомьтесь  ребята и кукла Аня со звуком [А]  (знакомятся со звуковичком)

Пропевает изолированный звук [А] совместно с детьми.

Проводит анализ артикуляции с использованием схемы.

Уточняет  понятие гласного звука, обозначение гласного звука

Знакомит со звуковичком

Пропевают звук [А], тянут воображаемую ниточку

Выражают собственные мысли, чувства с использованием слухового, зрительного и тактильного анализатора.

Повторяют за педагогом, определяют каким цветом обозначается звук

Автоматизация изолированного звука [А].

Проявляет речевую активность.

Способен делать простые обобщения.

Сформировано умение работать со схемой.

 Ребенок  проявляет любознательность.

Различает  условную и реальную ситуации.

 «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

- Звук [А]пришел не с пустыми руками, он принес   нам с вами «Чудесный мешочек» и «Сундучок». Что мы с вами откроем первым?

«Чудесный мешочек»

(работа с «Говорящими карточками»): простучите капельки, пропоем если маленькая капелька, то тихо, большая капелька громко:   АаАаа             Аа аА (дети делают запись на «звуковые карточки)

Посмотрите в мешочке лежат еще какие-то картинки. Это звук [А] принес картинки и просит вас помочь кукле Ане выбрать только те картинки в названии которых есть звук [А].

( картинки со звуком [А]

Ребята, я открою вам секрет: Звук [А] живет в букве [А].

Запомним правило: «Звуки мы слышим, буквы мы пишем».

Давайте вместе с вами  напишем букву [А], используя волшебный пол  (используем интерактивный пол )

 (Посмотрите из каких элементов состоит буква [А].

 Буква [А]? состоит из двух больших наклонных палочек, маленькая палочка находится по середине.

Инструкция: Давайте возьмем волшебную ручку и каждый напишет на полу свою букву А)

Кукла Аня любит гулять по осеннему лесу, давайте прослушаем звуки «Осеннего леса» (интерактивный стол).

 (Дети подходят к интерактивному столу, включена программа по развитию речи «Учимся говорить правильно», Неречевые звуки, «Лес».)

Инструкция: Назовите времена года изображенные на столе, прослушайте звуки осеннего леса.  Определите, что вы слышите.

- Давайте ребята посмотрим, что нам звук [А] принес в сундучке? («Сундучок» в нем находятся: программно-аппаратный комплекс Bee-Bot  «Умная пчела» – 4 шт. + листья)

- Аня очень любит собирать осенние листья, она просит пчелок ей помочь. Ребята давайте попробуем запрограммировать роботов, и назовем, какие листья любит собирать Аня в парке.

(На полу лежит расчерченное пособие, в свободном расположении лежат листья деревьев.

Инструкция: Выберите каждый для себя ближайший листочек, просчитайте как дойти до этого листочка, как доберетесь до цели назовите какой у вас лист).

- Лист  с дуба –дубовый лист

- Лист с березы – березовый лист

- Лист с рябины – рябиновый лист

- Лист с клена – кленовый лист

        Посмотрите, что мы собрали?

- Осенний букет из листьев.

Предлагает  выбор заданий для детей  

Выслушивает мнения детей.

Объясняет последовательность действий.

Включает карточку, прослушивает

Совместный анализ.

Знакомит с правилом

Демонстрирует букву [А] , задает вопрос, пишет букву [А]

Приглашает к интерактивному столу, предлагает прослушать задание (звук дождя, шуршание листьев, кряканье уток и т.д.)

Индивидуальная помощь, поддержка  в выполнение заданий с роботом «Умная пчела»,

Помогает выстраивать программные действия с роботом Bee-Bot

Выбор детьми заданий

 

Принимают участие в работе с «Говорящими карточками», простукивают карандашом ритм, заданный по схеме, затем пропевают.

Рассматривают картинки и выбирают картинки со звуком [А]

Повторяют правило

Рассматривают букву А,

Описывают из каких элементов состоит буква, пишут на интерактивном полу эту букву

Знакомятся c заданием с помощью с интерактивного стола, выполняют задание: внимательно слушают звуки, определяют что звучит

Выстраивают свои программные действия с роботом – Bee-Bot

Просчитывают  ходы, контролируют, все ли выполнили правильно, образовывают относительные прилагательные с существительными

Развивать слуховое внимание, ритм развивать слуховое внимание, ритм

Ребенок проявляет способность решать адекватные возрасту задачи.

 Сформированы представления о букве и звуке.

Развит фонематический слух.

Активно использует интерактивное оборудования для решения поставленных задач.

Ребенок  проявляет любознательность, речевую активность.

 

 Умеет ориентироваться в пространстве, используя программный комплекс «Bee-bot»

Сформированы элементарные навыки программирования.

Образовывает относительные прилагательные.

5. Рефлексия.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, учить работать с интерактивным полом,  самооценка результатов своей деятельности

- Ребята, Вам понравилось, как мы сегодня играли?

 - Что для Вас сегодня было самым трудным?

- А что еще хотели бы повторить?

- Если понравилось, то приклейте «веселый» смайлик на доску, если нет, то «грустный».

 Стимулирование к анализу, совместный анализ.

Демонстрируют свое отношение к занятию. Самооценка детьми своего вклада в достижение результата

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе

 Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями.

6. Открытость

Цель:

Переход детей из одной деятельности в другую.

- Ребята,  кукла Аня просит вас нарисовать картинки в названии которых есть буква [А].  Мы можем это с вами сделать?

Обсуждение с детьми продолжения работы  в совместной деятельности.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Делают выбор, определяют перспективу.

Ребенок проявляет самостоятельность,  креативность в выборе дальнейшей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе...

Конструкт логопедического КВНа «Читай-ка» в рамках областной акции «ДЕНЬ ЧТЕНИЯ – 2019»

Логопедический КВН в старших группах «Читай-ка» Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к художественному слову и воспитания заинтересованного слушателя.Задачи:Ко...