Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коробейникова Светлана Владимировна

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh.docx116.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия

по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

ТЕМА: «Звук и буква Ж».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно - образовательной деятельности дети должны:

  1. Закрепить  правильное произношение звука Ж, познакомиться  с буквой Ж.
  2. Тренироваться в определении места звука Ж в словах
  3. Уточнить и обогатить словарный запас по теме «Насекомые».
  4. Проводить звуко-слоговой анализ слов типа ЖУК, ЛУЖА.
  5. Развивать связную речь, грамматический строй родного языка.
  6. Уметь находить букву Ж среди других букв.
  7. Развивать внимание, память, мышление.
  8. Развивать выразительность речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Предметные картинки (муха, стрекоза, пчела, шмель, муравей, богомол, жук, муравей, бабочка, комар).
  • Зеркала.
  • Демонстрационная карточка с буквой Ж.
  • Разрезная азбука.
  • Счетные палочки.
  • Пособие «Раскрути вертушку».
  • Планы анализа и характеристики звука, звуковички.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этап

Содержание деятельности

Действия педагога и детей

1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность

- Здравствуйте, ребята!

- Мячик передай, задание выполняй: Закончи предложение «Я (не) люблю весну, потому что…».

Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

Кто пыжится, чтоб умным слыть

И скрыть прорехи в знании,

Тому весь век невеждой быть,

Могу сказать заранее.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь –

Тогда добьешься своего –

Узнаешь, поумнеешь.

Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с мячиком, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность.

2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики

Артикуляционная гимнастика:

  • улыбка-пятачок – 3 раза;
  • пятачок вертится;
  • пасть крокодила;
  • лопаточка;
  • чашечка;
  • часики;
  • вкусное варенье;
  • лошадка.

Пальчиковая гимнастика:

Насекомые

Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

Дыхательная гимнастика:

«Раскрути вертушку»

Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно.

Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук.

Педагог совместно с детьми выполняют пальчиковую гимнастику.

Педагог раздает детям пособия-вертушки, дети делают вдох носом, а сильным ротовым выдохом пытаются раскрутить вертушку – 3 раза.

3. Ситуативная беседа.

Планирование совместной деятельности

-Послушайте внимательно стихотворение К. Хетагурова. О каком времени года в нем говорится?

На северных склонах-

Проталин узор,

На южном – зеленых

Травинок ковер.

Блистающий, тающий

Снег уплывает,

И вспашут поля,

И листва оживет.

- Какие признаки весны описаны в этом стихотворении?

- Посмотрите, кто же проснулся весной?

- А теперь закройте глаза, кто же появился новый?

- Правильно, ЖУК

- Как одним словом можно назвать эти слова? – НАСЕКОМЫЕ.

- Сегодня мы на занятии отправимся вместе с жуком Жужу в гости к звуку [Ж].

На доске иллюстрация весны

Дети выражают свои суждения

Педагог показывает картинки с изображением насекомых, а дети их называют: муха, стрекоза, пчела, шмель, муравей, богомол, жук.

4. Анализ артикуляции и характеристика звука

Наш веселый ЖУ-жу жук

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

- Как жужжит жук?

Вы звук [Ж] произнесите,

Все о звуке расскажите.

- Как мы произносим звук [Ж]? – Губки рупором, зубки сближены, язычок в виде чашечки приподнят за верхние зубы, теплая струя воздуха выходит из ротика.

- Какой звук [Ж]? – Согласный, звонкий, твердый.

- Как будет выглядеть звуковичок звука [Ж]?

Длительно произносят [Ж]  хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук Ж по предложенным планам.

5. Развитие фонематических процессов

- Я вас всех превращаю в жуков. Все жуки спят, просыпаются только тогда, когда услышат звук [Ж].

а) из ряда звуков:с-з-ш-ж-ш-ж-с-з-ж-ж;

б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др.

в) из ряда слов: ЗАЯЦ, САНКИ, ЖАБА, ШУБА, ЗОЛОТО, ЖУК, ШАПКА.

Дети закрывают глаза и открывают только тогда, когда услышат звук [Ж].

6. Автоматизация звука с слогах и словах

А теперь с жучком

Мы вместе пожужжим,

Только слоги с звуком [Ж]

Говорим.

Жук в гостях у ежа

Жа-жа-жа, жа-жа-жа.

Он пришел не зря к ежу

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Мне ежаток покажи

Жи-жи-жи, жи-жи-жи.

С ежиком ведь я дружу

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Погостил жук у ежа

Жа-жа-жа, жа-жа-жа.

Жук уходит от ежа

Жа-жа-жа, жа-жа-жа.

- Летает жук от цветка к цветку, а в каждом цветке спрятана картинка

С жуком вместе полетай

И картинки называй.

Дети повторяют за педагогом только слоги со звуком [Ж].

Перед детьми разложены цветы, на обратной стороне которых приклеены картинки содержащие звук [Ж]. Дети свободно передвигаются по группе и подходят, берут цветы и называют картинку.

Педагог при этом тщательно следит за правильным произношением звука [Ж] в словах: жираф, жаба, ужи, ежик, жакет, пижама, лужа, пожарный, флажок, медвежонок, жеребенок, журнал, журавль, абажур, пирожок.

7. Физминутка

В группу к нам жук влетел.

Зажужжал и запел: Ж-ж-ж-ж

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть.

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-,

Жук, вот правая ладошка –

Посиди немножко.

Жук, вот левая ладошка –

Посиди немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Дети  и педагог стоят свободно и выполняют соответствующие движения.

8. Развитие фонематических процессов

Игра “Волшебные художники”.

- Раскрасить ту картинку, в названии которой есть звук [Ж]. Цвет карандаша тоже со звуком [Ж].  

Что ты раскрашиваешь?

Образец ответа:

“Я раскрашиваю желтым карандашом  жирафа” и т.д.

Педагог раздает детям карточки и они выполняют задание.

9. Автоматизация звука в активной речи, развитие лексико-грамматической стороны речи

- А теперь жук познакомит вас со своими друзьями-насекомыми.

Муравьи-полезные насекомые. Они строят в лесу муравейники. Муравейники разорять нельзя. Бабочка – очень красивое насекомое. Мы летом часто видим, как порхают бабочки над цветами. У бабочек тоненькие красивые крылышки, покрытые пыльцой.

Комары пьют кровь у людей и животных. У комара прозрачное брюшко и тоненький носик. Комары очень тонко пищат.

- Теперь вы составьте предложения о понравившемся насекомом.

-Будьте внимательны, я буду называть слово-действие, а вы поднимаете карточку с изображением насекомого, которое выполняет это действие.

  • Ползает
  • Порхает
  • Пищит
  • Жужжит
  • Собирает мед
  • Стрекочет

Педагог представляет вниманию детей научные факты о насекомых.

Дети высказывают свои суждения

10. Звуко – буквенный анализ

- Жук полетел дальше и увидел Звуковичков, которые не могли справится со словами ЖУК, ЛУЖА.

- Ребята, давайте им поможем, возьмем звуковики и выложим с их помощью нужные слова под картинками.

– какой первый звук?

– какой последний звук?

- сколько всего звуков?

- какими буквами обозначаются эти звуки?

Дети, сидя за столом выкладывают схемы слов с помощью звуковичков. После выполнения задания идет самопроверка у доски.

11. Знакомство с буквой

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек. 

- На что по- вашему похожа буква Ж?

- Буква Ж обозначает звук Ж.

- Чем отличаются «звук» и «буква»?

Рассматривают карточку с буквой Ж, отыскивают ее в разрезной азбуке

Педагог подходит к каждому ребенку и показывает карточку с буквой Ж, дети, в свою очередь, говорят, как называется буква.

Дети выражают свои суждения.

Педагог предлагает схему отличия звука и буквы.

12. Развитие выразительности речи

- Жук Жужу будет очень рад, если вы правильно и красиво произнесете стихотворение о нем

Жук.

Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

-Жу-жу, жу-жу,

Я на дереве сижу.

Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

Жу, жу, жу, жу

Я летаю и жужжу.

- В каких словах встречается звук Ж?

Проговаривают стихотворение несколько раз вместе, тихо, громко, медленно, быстро. Затем желающие дети рассказывают ее быстро по одному.

13.Анализ, рефлексия. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он?

- Какой буквой обозначается?

- Что на занятии вам понравилось?

 - До свидания.

Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Звук [ч], буква Ч"

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит дете...

Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе...

Конструкт логопедического занятия "Звук А"

Технологическая карта совместной деятельности с детьми, имеющими фонентико-фонематическое недоразвитие речи....