Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Карагужева Галина Александровна

      В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей.

Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на 1-2 года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 163 ОАО РЖД

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от «25» августа 2017 года № 3

Утверждено

Заведующий ЧДОУ  «Детский сад № 163 ОАО «РЖД»____________ Е. Е. Романенко

Рабочая программа учителя-логопеда для детей

с общим недоразвитием речи и

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

(5-7 лет)

Составила учитель-логопед

                                                                        Карагужева Галина Александровна

Новосибирск

2017

Содержание программы коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, фонетико- фонематическим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Содержание

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи по реализации рабочей «Программы»

1.2.

Принципы и подходы к формированию «Программы»

1.3.

1.4

1.5.

1.6.

Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»

Общая характеристика детей с нарушениями речи

Особенности речи детей старшей и подготовительной группы, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Планируемые результаты образовательной программы  

ll

Содержательный раздел

2.1

Направления коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи  

2.2

Направления логопедической работы

2.3

Подготовительный этап логопедической работы

2.4

Основной этап логопедической работы

2.5

Формы организации образовательной деятельности в условиях ФГОС

lll

Организационный раздел

3.1

Особенности организации деятельности логопеда по коррекции    речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста

3.2

Годовой  план коррекционно- развивающей работы

3.3

Комплексно - тематическое планирование логопедической работы 

3.4

Циклограмма рабочего времени логопеда

3.5

Календарный план логопедической работы

lV

Взаимодействие с педагогами НДОУ

4.1

 Содержание работы логопеда с педагогами НДОУ

4.2

Взаимосвязь деятельности логопеда и воспитателя

V

Взаимосвязь логопеда с родителями

5.1

 Содержание информационно -  просветительской  работы

5.2

Формы работы логопеда с родителями  по преодолению речевых недостатков

VI

Информационно - методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

VII

Индивидуальный план работы логопеда по самообразованию

Список литературы

Приложения

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

     Увеличение количества детей дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речевого (ТНР) развития определяет актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в коррекционно-развивающий процесс.

Программа учитывает особенность федерального государственного стандарта образования (ФГОС ДО), которая характеризуется тем, что дети с ТНР могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Содержание коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с различными нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Программа по коррекционно - развивающей работе обеспечивает разностороннее развитие детей старшей и подготовительной  групп с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

    Коррекционная работа, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования, направлена на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Настоящей рабочей программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

         Программа разработана совместно с логопедами ЧДОУ «Детского сада №163 «Гармония» ОАО «РЖД» на основе «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» с учетом основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников.

      В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей.

Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на 1-2 года обучения.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- «Конституцией  РФ», ст. 43, 72. 2

- «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.).

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 № 374-ФЗ);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства юстиции РФ)

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 – 10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2010, № 58);

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562).

- Уставом НДОУ  «Детский сад  №163»  ОАО «РЖД»

Программа составлена на основе:

- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Туманова Т.Б., М., Просвещение, 2008

- Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Логопедической работы работа по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей. - М.: «Просвещение», 2009.

- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.

Парциальные программы и технологии:

- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М., Издательство Гном и Д, 2004.

-  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. -М., Издательство Гном и Д, 2003.

  1. Цели и задачи по реализации рабочей программы.

Ведущей целью рабочей программы является обеспечение средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшей и подготовительной групп и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования  и организации  взаимодействия субъектов образовательного процесса, предупреждения возможных трудностей в усвоения программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи НДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1.        Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

2.        Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей посредством эффективной организации воспитательно-образовательного процесса.

3.        Создание предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию каждого ребёнка.

4.        Создание оптимальных условий для адаптации ребёнка к детскому саду и установление положительного эмоционального контакта взрослого и ребёнка, основанного на взаимном доверии.

5.        Организация условий для развития у детей познавательного интереса и активной жизненной позиции.

6.        Приобщение детей к культурному богатству русского народа и формирование эмоционально-окрашенного чувства к наследию и традициям Отечества.

7.        Ознакомление дошкольников с трудом железнодорожников и объектами железной дороги с целью воспитания у детей корпоративной гордости и уважительного отношения к работникам железной дороги.

8.        Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

9.        Коррекционно-развивающее обучение детей, имеющих нарушения речи.

10.        Информационно-просветительская работа с родителями по воспитанию детей на основе сотрудничества и общей заинтересованности в эмоциональном благополучии детей.

11.        Организация единого образовательного и смыслового пространства для всесторонней подготовки детей к школе.

          Задачи коррекционно - развивающей  работы

1. Обогащение  и активизация словарного запаса детей, развитие его смысловой стороны;

2. Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов,  их изменению   и сочетаний в предложении;

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

-  формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия,  фонематических представлений;

- совершенствование звуко - слоговой структуры слов;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

4. Совершенствование навыков синтаксического анализа и синтеза, распространения предложения;

5. Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи, уточнённых  в произношении фонем;

6. Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;

7. Совершенствование просодической стороны речи, направленное на социально-коммуникативное развитие личности. Формирование логоритмических навыков.

8. Развитие общей, средней и мелкой моторики, биопластики.  Формирование графомоторных навыков.  

  1. Принципы и подходы к формированию «Программы»

   

«Программа» построена на основе принципов дошкольного образования, изложенных в   ФГОС ДО.  

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов  детства, обогащение детского развития.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,  при котором сам ребенок проявляет активность в выборе своего образования,  становится субъектом образования.

3.  Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

4.  Сотрудничество  организации с семьями.

5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы коррекционно - развивающей деятельности:

- принцип природосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных программ с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР;

- онтогенетическом принцип, учитывающий закономерности  и последовательность формирования различных форм и функций детской речи в норме;

-  принципы интеграции усилий специалистов;

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;

- принцип сознательности, обеспечивающий формирование чувства языка и языковых обобщений;

- принцип коммуникативности, предполагающий организацию обучения в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним;

- принцип активности, предполагающий эффективность любой целенаправленной деятельности;

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

  Более  высоким  темпам  общего  и речевого  развития  детей,  более  полному  раскрытию  творческого  потенциала  каждого ребенка,  возможностей  и  способностей, заложенных  в  детях природой, способствует  реализация  принципа  интеграции, который предусматривает совместную  работу  учителя-логопеда,  педагога-психолога,  музыкального  руководителя, инструктора  по  физическому  воспитанию,  инструктора  по  лечебной  физкультуре, воспитателей  и  родителей  дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты участвуют в коррекционном процессе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели развивают любознательность и познавательную  мотивацию, формируют первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед  помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников участвуют  в их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном взаимодействии всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Программа рассчитана на два учебных года для детей 5-7 лет (по 36 недель на каждый учебный год). Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.3 Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»

В 2017-2018 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПК:

ФФНР.

Дизартрия

ОНР. III уровень. Дизартрия.

ФФНР

ФНР

ОНР. IIуровень.

Дизартрия

            6

             8

    2

   1

            2

   

       В логопедическую группу   на 2 года  обучения  зачислено     19    детей  6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, 2 человека с  на 1 год – с общим недоразвитием речи  II уровня, диагнозом фонетико - фонематическое недоразвитие речи. 17 детей имеют диагноз: «Дизартрия» (данные обследования содержатся в речевых картах).

  Основной состав логопедической группы «Чиполлино», дети 5-6 лет - 18 человек.  С  1 ребенком 6 лет, из подготовительной группы «Аленький цветочек», имеющим диагноз «Общее недоразвитие речи. III уровень», продолжается работа второй год обучения .

 Всего детей – 19.

Из них – девочек – 9, мальчиков – 10.

Социальный статус семей

Полные семьи -17,

Многодетные семьи -1,

Неполные семьи – 2.

ОСНОВНОЙ СОСТАВ РОДИТЕЛЕЙ.

Работники ОАО «РЖД» - 18 семей.

Образование родителей (34 родителя).

Высшее – 30 , Среднее специальное – 4.

Этнический состав

 Русские – 19 семей.

Состояние здоровья воспитанников

 14 человек имеют II группу здоровья, 2 человека детей имеют I группу здоровья. 3 человека посещают занятия ЛФК.

Индивидуальные особенности развития

   12 детей имеют неврологические диагнозы: «Дизартрия», «Последствия перинатального поражения ЦНС», «Миотонический синдром», «Минимальная мозговая дисфункция», «Вертебро - базилярная недостаточность», «Синдром умеренно выраженной гипотонии»

5 человек имеют позднее начало речевого развития (около 3 лет) и особенности в развитии психических процессов,

1.4.  Общая характеристика детей с нарушениями речи

Коррекционная  работа  по  речевому  развитию  детей с нарушениями речи проводится  в  течение 2 лет -  для  детей  с  ОНР, от 3 месяцев до 1  года  для  детей  с  ФФНР, ФНР – от 3 месяцев до 1  года.  В случае  нарушения речи  (ФФНР) в сочетании с  «дизартиией»  работа с детьми может быть продлена на 2 год обучения.

         Общее недоразвитие речи

     Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

      Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

          Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

         В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

         Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.

Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФН носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

1.5 Особенности речи детей старшей и подготовительной группы, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Характеристика детей 6-го года с общим недоразвитием речи

           Современный ребенок к 5 годам должен овладевать всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
У детей данной группы имеется нарушение устной речи в форме общего недоразвития речи (ОНР). Нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

     
Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции («палоход» вместо «пароход»); смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет; недифференцированное произнесение звуков ( в основном это относится к свистящим, шипящим, сонорам), когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы («сяпоги» вместо «сапоги», «сяпля» вместо «цапля», «сетка» вместо «щетка»).

       
Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности в воспроизведении слоговой структуры касаются в основном слов, сложной для произношения («скороводка» вместо «сковородка», «вилисипед» вместо «велосипед», «акавариу» вместо «аквариум», «мокстик» вместо «мостик»).

     
Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

     
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

       
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Для всех детей группы характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Характеристика детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи


        У детей седьмого года жизни отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на две неоднородные группы. Первую группу составляет 70-80% детей, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи педагога составить несложный рассказ по картинке, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить все высказывание в пределах близкой им темы.

     
Анализ речи детей позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря приближается к нижней границе нормы. Произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов (тестофор – светофор, саморубка – мясорубка, фотирует – фотографирует). 

       На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных рассказах. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий. Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб). Дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения ( Карандаш сломался, как я много рисовала)

     Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяет детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами ( из-под, из-за, между, над). Они ошибаются, заменяя и смешивая предлоги (Мячик выкатился из шкафа). 

     Вторую группу (20-30%) образуют дети с более ограниченным речевым опытом и несовершенными языковыми средствами. Уровень автоматизированности речевых навыков у них ниже, чем у детей первой группы. Так, при составлении рассказов по картинке, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. 

    Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой группы. Дети недостаточно усваивают обобщающие слова: транспорт, обувь, мебель, профессии и др. они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья – береза, головные уборы – шапка; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло – белочка тут живет, кран – здесь ручки моют, водичка льется. Таким образом, несмотря на значительные продвижения в речевом развитии детей, обнаруживаются заметные различия в овладении ими связной речью, определяющие специфику индивидуального подхода, вариативность в применении логопедических приемов и различных прогнозов в отношении дальнейшего обучения в школе.

Особенности речи детей с ФФНР 6 и 7 года жизни

      Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

         Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

       Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

       Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

       Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

     Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

       Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.

       Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. 

   

1.6  Планируемые результаты освоения образовательной «Программы»  

         

       Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

           К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. 

      Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

    Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

    Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

    Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

     Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

      Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

     Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

     Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

    Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

    У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

     Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

    Целевые ориентиры логопедической работы

Ребенок:

- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

-  употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многоязычные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок;

- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

- составляет различные виды описательных рассказов, текстов с соблюдением цельности и связности высказывания;

-  умеет составлять творческие рассказы;

- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа;

-   владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

-  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов;

-  умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

-  знает печатные буквы, умеет их воспроизводить;

-  правильно произносит звуки в соответствии с онтогенезом;

-  воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры.

  1. Содержательный раздел

      Содержание коррекционной работы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования  (далее – ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, предупреждение возможных последствий речевых недостатков, их социальную адаптацию.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического обследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Информирование педагогов ЧДОУ и родителей для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Календарно-тематического планирования подгрупповых занятий; планы индивидуальной работы;

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование и уточнение коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностики  логопедического обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ЧДОУ.

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

       Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

2.1  Направления коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи 

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

     В  логопедической  группе коррекционное  направление  работы  является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития  детей.

    Особенность работы в логопедической группе, учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, включает задачи речевого развития не только в образовательной области «Речевое развитие», но и в других: ««Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие», что позволяет решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря
  •  Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  •  Формирование коммуникативных навыков.
  •  Обучение элементам грамоты.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  •  Формирование целостной картины мира.
  •  Познавательно-исследовательская деятельность.
  •  Развитие математических представлений.

  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.

           Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

  • Совместная трудовая деятельность.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

    В соответствии с профилем логопедической группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

2.2.  Направления логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР

       Направлениями логопедической работы являются:  

1. Развитие различных компонентов языковой  способности:

  • фонетического;
  • лексического;
  • словообразовательного;
  • морфологического;
  • семантического.  

2. Развитие связной речи детей.

       Реализация данного направления происходит  на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивонй речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций.

     На логопедических занятиях большое внимание уделяется развитию речевых навыков, становлению «чувства языка», что способствует подготовке детей к продуктивному усвоению школьной программы. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференцирование сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется  состоянием звукопроизношения детей, уровнем овладения звуко- буквенного анализа, дифференциации звуков.

    Направления логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и ФФНР включают несколько этапов коррекционно-логопедического воздействия (подготовительный, основной).  

2.3.  Подготовительный этап логопедической работы

- формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;

-   формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики;

-   формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;

- формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия.

2.4.  Основной этап логопедической работы

- расширение пассивного словаря, развития импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;

- формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;

- формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;

- формирование синтаксической структуры предложения;

- формирование связной речи;

- коррекция нарушений фонетической стороны речи;

- коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций;

- подготовка к обучению грамоте.

2.5.  Формы организации образовательной деятельности в условиях ФГОС

Организационная форма коррекционно-развивающей работы рассматривается в Программе как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности:

Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) -  одна из основных форм организации работы с детьми-логопатами при условии максимального использования игровых форм и приемов в рамках каждого занятия. Виды занятий: групповые, подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации коммуникативной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра, дидактическая.

Игровая ситуация – форма работы, направленная на приобретение ребенком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.

Чтение – основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Ситуации: ситуации общения и взаимодействия, игровые ситуации, проблемные ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи.

Мастерская – форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность.

Умственное экспериментирование – осуществляется только в мысленном плане (в уме). Оно осуществляется с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.

Проект – это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

Викторины и конкурсы – своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Виды логопедических занятий:

Индивидуальные занятия

Цель индивидуальных занятий – устранение специфических нарушений звуковой стороны речи у детей, имеющих ОНР и ФФНР, дизартрию.

 Логопед устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, привлекает его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подбирает индивидуальный подход с учетом  личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

 

Задачи  индивидуальных занятий

  • Развитие понимания речи;
  • Развитие артикуляционного праксиса;
  • Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях.
  • Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
  • Формирование навыков звуко-слоговой структуры слова.
  • Расширение лексического запаса.
  • Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
  • Развитие связной речи.

Подгрупповые занятия

     Цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы в процессе коррекционно-развивающей работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Подгрупповые занятия организовываются для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

     Задачи подгрупповых занятий:

  • Совершенствование произносительной стороны речи (Автоматизация и закрепление навыков произношения поставленных звуков).
  • Формирование и закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов. (Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов – 1 год обучения)
  • Формирование/закрепление навыков словообразования
  • Совершенствование  лексико-грамматической  стороны речи;
  • Развитие связной речи.
  • Подготовка к овладению элементарными навыками
    письма и чтения.

    Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий  характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.  

Выделяются следующие направления подгрупповых логопедических занятий по формированию:

-  словарного запаса;

-  грамматически правильной речи;

-  связной речи;

- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

     Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Групповые занятия

Групповые занятия позволяют  эффективно  решать  те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

      В основе планирования  лежат тематический и концентрический подходы.

      При планировании  и проведении групповых логопедических НОД:

 - определяются тема и цели;

 - выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

 - отбирается  лексический  материал  с  учетом  темы  и  цели  занятия,  этапа  коррекционного обучения,  индивидуального  подхода  к  речевым  и  психическим  возможностям  детей,  при  этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

 - обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

 - учитывается зона ближайшего развития дошкольников;

-  повторение усвоенного речевого материала.

       Оптимизация содержания  занятий  обеспечивается  их  интегрированным  характером,  когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех  или  иных  компонентов  речевой  системы  дошкольников,  а  также  психических  и

психофизиологических функций.  

       Опора  на игру как  ведущий  вид  деятельности  дошкольников  обеспечивает  выраженный позитивный  эффект  как  в  преодолении  речевых  нарушений,  так  и  в  развитии  познавательных психических процессов.

       К  групповым занятиям предъявляются требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты.  

3.  Предусматривается  частая смена различных видов деятельности.

4. Обязательна коммуникативная направленность занятия.

5. У детей развивается умение слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7.Технологии,  используемые  на  занятиях,  разнообразны  и  располагаются  в  порядке возрастающей сложности.

       

Групповое  занятие  в  логопедической  группе  предусматривает  формирование  и  развитие связной речи. Задачей НОД по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному  высказыванию.  Сформированные    навыки  использования  различных  типов предложений  помогут    детям  передавать  впечатления  об  увиденном,  о  событиях  окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий,

составлять рассказ – описание.

      Групповые занятия подразделяются на три типа: формирование фонематических процессов (ФП), формирование лексико-грамматических средств языка (ЛГ) и развитие связной речи (СР).

Фронтальные  занятия  включают  в  себя  условно    два  этапа.  Они  тесно  связаны  между  собой.  

I этап - закрепление  правильного   произношения  изучаемого  звука.   

II этап -  дифференциации  звуков  на  слух   и  в  произношении.  На  фронтальных  занятиях  изучаются  только  те  звуки,  которые  правильно  произносятся  всеми  детьми. Процесс  овладения  детьми    произношением    предусматривает  активную  мотивацию,  концентрацию  внимания  к  звукам  речи,  морфологическим  элементам  слов.  Работа  по  развитию  фонетической    стороны  речи  проводится  одновременно  с  работой  по  различению  фонем  родного  языка.  От  умения  ребенка  воспринимать  и  правильно  произносить  имеющиеся  в  его  речи   звуки  во  многом    зависит  точное  воспроизведение  звуко-слоговой  структуры  слов.        Направленность  внимания    на  звуковую  сторону  языка,  на  отработку  фонем  из  разных  противопоставленных  групп  позволяет  активизировать  фонематическое  восприятие. Последовательные  занятия  по  отработке  всех  звуков,  по  дифференциации  часто    смешиваемых  звуков  обеспечивают  основу  для  подготовки  детей  к  овладению    элементарными  навыками  письма  и  чтения.

Занятия строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.  

В зависимости от его  типа  решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования;
  • постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами звуко-слогового  и звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказываний;
  • работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

  1. Организационный раздел

3.1.  Особенности организации деятельности логопеда по коррекции    речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста

Учебный год длится с 1 сентября по 1 июля. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации, составляется расписание по осуществлению логопедической деятельности. Логопедическое обследование  всех детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ и описано в  Программе. Логопедическая НОД проводится ежедневно с 15 сентября, согласно циклограмме. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится  на три периода:

 I период – сентябрь, октябрь, ноябрь

 II период – декабрь, январь, февраль

 III период – март, апрель, май, июнь

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, психолога, родителей и педагогов.

Задачи по «Развитию лексико-грамматической  стороны речи», «Развитие фонетико-фонематической стороны речи», предусмотренные программой  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» реализуются на индивидуально-подгрупповых занятиях  с детьми. Начиная с июня, логопед  проводит только индивидуальную работу. 

      Распределение  образовательной  деятельности,  проводимой  в  течение  недели  происходит в  соответствии  с  требованиями  к  максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 5-ти до 7-ти лет, определёнными СанПиН  2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г.

Занятия проводятся логопедом после обследования детей в начале года (сентябрь). В соответствии с СанПином продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни - 25 минут, 7-го года жизни – 30 минут. В старшей и подготовительной логопедической группе планируется 1 групповое и 2 подгрупповых НОД. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

             ФНР - 2 раза в неделю;

   ФФНР  - 2   раза в неделю;

   ОНР.  II – IV уровни  – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.  Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром.  

3.2 Годовой план коррекционно- развивающей работы

Содержание работы

Сроки

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1. Обследование речи детей старшей и подготовительной группы (дополнительно детей с выраженными речевыми нарушениями из других групп).

2. Проведение ПМПК ЧДОУ № 163 по зачислению детей на в в логопедическую группу.

3. Зачисление на логопункт или в логопедическую группу подписание заявлений (соглашение) с родителями детей, зачисленных на логопункт и в логопедическую группу.

4. Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных в логопедическую группу с графиком проведения занятий.

5. Заполнение индивидуальных речевых карт.

6. Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий.

7. Составление расписания с учётом различных форм организации занятий (групповое,  подгрупповое, индивидуальное).

8. Оформление тетради взаимосвязи действий педагогов;

9.  Планирование: календарное, тематическое, планирование  индивидуальных маршрутов.

10. Организация взаимосвязи с воспитателями и другими специалистами  в процессе коррекционной работы.

11. Оснащение логопедического кабинета наглядно-дидактическим, методическим материалом и техническими средствами коррекции (аппарат «Дэнас» для нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, компьютерные логопедические программы).

12. Обновление информационного материала для родителей на стенде «Уголок логопеда».

13.  Проведение первичного обследования детей 4-5 лет с целью выявления выраженных нарушений в развитии речи.

14. Заполнение индивидуальных тетрадей

15. Оформление документации для представления детей с нарушениями речи на ПМПК для определения их в логопедические группы

16.Составление отчёта о работе  за текущий год

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Проведение логопедических занятий с детьми, зачисленными в логопедическую группу:

- фронтальных;

- подгрупповых;

- индивидуальных

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

1. Проведение консультаций для воспитателей логопедической группы (ознакомление с диагнозами, результатами логопедического обследования, планом коррекционной работы).

2. Выявление детей, имеющих речевые нарушения в массовых группах.

3. Оказание методической и консультативной помощи в проведении  занятий по звуковой культуре речи (характеристика звуков русского языка, знакомство с упражнениями по развитию артикуляторной моторики и речевого дыхания, причины нарушений звукопроизношения, чтения, письма) в массовых и логопедических группах.

4. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для воспитателей.

5. Оказание помощи и поддержки в проведении открытых мероприятий, утренников, праздников, развлечений.  

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.  Участие в проведении  родительских собраний.

2. Проведение консультаций для родителей (ознакомление с индивидуальным коррекционным маршрутом, показ коррекционных упражнений).

3. Обновление информации в  «Уголке логопеда», размещение информации на сайте ЧДОУ № 163.

РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

1. Оказание помощи в подготовке к праздничным мероприятиям (разучивание  стихов, песен, диалогов).

2.  Коррекция просодической стороны речи, двигательной координации, артикуляционной и голосовой активности детей, нуждающихся  в помощи.

РАБОТА С ФИЗКУЛЬТУРНЫМ РАБОТНИКОМ

1. Проведение консультаций по планированию и содержанию коррекционной работы о взаимосвязи логопеда  с физкультурным работником (речевая характеристика, психологическая характеристика, изучение физических особенностей детей, зачисленных в логопедическую группу.

2. Оказание методической помощи в подготовке и проведении открытых, праздничных и развлекательных мероприятий.

РАБОТА С ДЕФЕКТОЛОГОМ

1.Учет рекомендаций дефектолога в планировании индивидуального образовательного маршрута;

2. Совместное планирование работы (выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач). Учет одновременного решения коррекционно-образовательных задач, логопеда, педагога - дефектолога, воспитателя (каждый на своем занятии). 

 

      Успешное преодоление недоразвития у дошкольников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

               РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ

  1. Совместное планирование работы с родителями, воспитателями

2.Участие в итоговой диагностике  по  определению уровня готовности ребенка к школе.

3. Проведение совместно запланированных мероприятий.

4. Совместное проведение профилактической  логопедической работы.

5. Совместное проведение:

  • педсоветов,
  • консультаций,
  • тренингов,
  • семинаров-практикумов, круглые столов,
  • медико – психолого - педагогические консилиумов,
  • деловых игр,
  • круглых столов,
  • составления материала к анкетированию,
  • просмотр и анализ открытых занятий и др.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Регулярное участие в методических объединениях, семинарах, педсоветах, родительских собраниях

2. Регулярное обновление, пополнение наглядно-дидактического материала логопедического кабинета

САМООБРАЗОВАНИЕ

1.  Составление плана работы по самообразованию по  теме «Развитие связной речи посредством продуктивной деятельности»

2.  Изучение новинок логопедии по развитию связной речи

3. Посещение семинаров, вебинаров, мастер классов,  открытых коррекционных и общеобразовательных занятий.

4. Организация  и проведение совместных с логопедами, специалистами мероприятий и проектов в соответствии с выбранной темой.

        Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

          Сентябрь

Сентябрь

     В течение года

Сентябрь

     В течение года

В течение года

     В течение года

Апрель-Май

    В течение года

Март - Май

В течение года

Апрель

Сентябрь, октябрь

В течение года

Октябрь, январь, апрель

В течение года

В  течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Сентябрь, декабрь, март, май-июнь

В течение года

В течение года

В течение года

 Сентябрь - октябрь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

 3.3  Календарно-тематическое планирование логопедической работы

(с детьми от 5 до 6 лет с ОНР III уровня)

Основное содержание коррекционно-развивающей работы

I

период

Сентябрь, октябрь,

 ноябрь

Формирование лексико-грамматических средств языка

и развитие связной речи

1. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов,

действий, признаков; понимание обобщенного значения слов.

2. Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл и т.д.)

2.  Формирование навыка употребления существительных единственного и множественного числа.

3.  Практическое усвоение некоторых способов словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательным значением и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

4. Развитие умения сравнивать слова по их звуконаполняемости (короткие и длинные).

5.Использование притяжательных местоимений мой-моя в сочетании с существительными мужского и женского рода.

6. Практическое овладение навыками употребления глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа, падежной категории существительных (дательный и винительный падежи, а так же творительный в значении орудия, производителя и объекта действия: земля покрыта снегом, топить дровами).

7. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени (спи-спит, сиди-сидит).

8. Формирование навыка употребления качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов – ив-, ---чив-, -лив-, -оват-, -еньк- (улыбчивый, дождливый)

9. Формирование навыка употребления притяжательных прилагательных (Лисий, волчий).

10. Обучение детей подбору однокоренных слов (зима, зимний, зимующие)

11. Упражнять детей в употреблении простых предлогов: «на, в,  с, по, из, под, над»

    Основой для речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями

Развитие связной речи

1. Подготовка к овладению диалогической формой речи.

2.Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели:

а) И.п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение:

в) И.п. существительного + согласованный глагол + 2 существительных в косвенных падежах.

3. Усвоение навыков составления короткого описательного рассказа.

Лексические темы:

«Детский сад», «Части тела», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Труд людей осенью», «Перелетные птицы», «Одежда. Обувь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...