проект "Зимующие птицы нашего края"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Александровна Вахляева

проект в старшей логопедической группе о зимующих птицах нашего края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация проекта

Вид проекта

информационно- познавательно - творческий педагогический проект;

Продолжительность:

С 20 по 24 ноября;

Участники проекта:

воспитанники старшей группы, воспитатель, логопед, родители;

Место реализации

МКДОУ Д/С 508 комбинированного вида «Фея»

Форма проведения

дневная (в повседневной жизни);

Проблема проекта

Важно ли подкармливать птиц в холодное время года;

Цель проекта:

расширение и обобщение знаний детей о зимующих птицах нашего края;

Задачи проекта:

  • Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Пополнить развивающую среду по теме проекта: альбом «Зимующие птицы нашего края», картотека пальчиковых игр по теме проекта, дидактические и подвижные игры о птицах.
  • Подобрать художественную литературу о зимующих птицах.
  • Сделать рисунки, аппликации, лепку по теме проекта.
  • С помощью родителей сделать кормушки для птиц.
  • Послушать голоса зимующих птиц в записи.
  • Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и уважение к живой природе.

Предполагаемый результат:

  У детей сформированы  знания о зимующих птицах нашего края.

В группе создана развивающая среда  по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц нашего края.

  У детей появилось желание заботиться о птицах в зимнее время года.

                                     Постановка проблемы

   Наблюдая за птицами на прогулке, дети заметили, что птиц стало меньше, что они сидят, нахохлившись на ветках. И у нас возник вопрос, а почему?

В дальнейшем в ходе беседы  было выявлено, что у детей недостаточно знаний о птицах нашего края, их повадках и образе жизни, о том, что нужна ли им помощь человека зимой.

  C целью расширения и обобщения знаний детей о зимующих птицах нашего края, был разработан и реализован педагогический проект, направленный на расширение и обобщение знаний детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах нашего края, их повадках и образе жизни, о роли человека в жизни птиц и повышению компетентности взрослых.

Так мы с детьми встали на познавательно-творческий путь.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где это можно узнать?

  1. Некоторых зимующих птиц
  2. Птицам трудно живется в холодное время года
  1. Какие еще птицы нашего края зимуют у нас
  2. Повадки птиц, образ жизни
  3. Как надо заботиться о птицах
  4. Что для этого надо изготовить?
  5. Чем питаются птицы?

Интернет

Библиотека

Спросить у родителей

Из книг

Наблюдения

Сбор информации:

На этом этапе мы подводили детей к самостоятельному поиску интересующей нас информации: Как и где узнать?

Выбор темы проекта

Выбор темы проекта вытекает из вопроса о том, что мы хотим узнать о зимующих птицах нашего края?»

Цель проекта: расширение и обобщение знаний детей о зимующих птицах нашего края.

Чем питаются птицы?

Задачи проекта:

  • Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Пополнить развивающую среду по теме проекта: альбом «Зимующие птицы нашего края», картотека пальчиковых игр по теме проекта, дидактические и подвижные игры о птицах.
  • Подобрать художественную литературу о зимующих птицах.
  • Сделать рисунки, аппликации, лепку по теме проекта.
  • С помощью родителей сделать кормушки для птиц.
  • Послушать голоса зимующих птиц в записи.
  • Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время и уважение к живой природе.

Предполагаемый результат

Данные мероприятия будут способствовать эффективному и системному усвоению детьми знаний о зимующих птицах нашего края. Приемы и методы, используемые педагогами в работе, позволят моделировать развивающую среду в группе.

Повысится компетентность взрослых (педагогов, родителей), познавательный интерес и творческая активность детей. Воплощение совместных идей родителей и детей, проявление инициативы, осуществление поиска информации по теме в литературе, интернет источниках будет способствовать признанию родителями значимости и актуальности воспитания в детях доброжелательного отношения к природе.

Реализация проекта

Этот этап очень важен для детей. Он дает возможность каждому ребенку не только рассказать о том, что они узнают в ходе проекта, но и проявить свои творческие способности в разных видах деятельности.

Работа с родителями

Работа с детьми

  • Совместная познавательная деятельность родителей и детей
  •    Консультации – «Как вместе помочь птицам зимой».   
  • Конкурс «Столовая для птиц».
  • Консультация «Соберем фото для альбома»

  • Совместная познавательная деятельность;
  • Беседы о «зимующих птицах нашего края»;  о том, как «трудно птицам зимовать»;

«как мы можем заботиться о птицах в зимнее время?»

Творческая деятельность (рисование, аппликации, лепка)

Дидактические и подвижные  игры;

Чтение художественной литературы по заданной тематике;

Отгадывание загадок о зимующих птицах;

Проведение «Викторины»;

Рассматривание картин, открыток, фотографий зимующих птиц;

Реализация проекта осуществлялась в следующие этапы:

1-й этап – Организационно-подготовительный: 

  • Определение цели, задач;
  • Изучение методической и научной  литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Сбор материалов (дидактического и методического оснащения проекта).
  • Выбор форм работы с родителями;
  • Выбор основных мероприятий;
  • Определение объема и содержания работы для внедрения проекта;
  • Определение и формулировка ожидаемых результатов.
  • Сбор материала:  фото, иллюстрации, рисунки, книги;

2-йэтап - Практический:

  • Составление консультаций, бесед, рекомендаций;
  • Творческие задания для родителей и детей;

Совместные мероприятия с детьми: беседы, наблюдения, организованная совместная деятельность

 с детьми, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

3-й этап - Заключительный:

  • Отчет о реализации проекта;
  • Представление продукта проектной деятельности
  • Данный проект направлен на плодотворную деятельность педагогов с детьми и их родителями. Педагоги способствует расширению и обобщению знаний  детей о зимующих птицах нашего края. В ходе бесед и совместной деятельности педагоги создавали благоприятную атмосферу, которая побуждала детей к любознательности и познавательному интересу. Педагогами была произведена подборка и изучение литературы, разработано планирование деятельности детей и родителей. Педагоги совместно с родителями собрали информацию для детей по проекту (книги, фотографии, рисунки), представили эту информацию в ходе совместной деятельности с детьми. Также были проведены совместные мероприятия с детьми и их родителями.
  • План проекта

Мероприятия

Содержание

Участники

Дата проведения

Подготовительный этап

Определение цели, задач;

Изучение методической литературы.

Составление плана проекта.

Сбор материалов (дидактического и методического оснащения проекта).

Выбор форм работы с родителями;

Сбор материала: видео, фото, рисунки, книги

Воспитатели, родители

Ноябрь

«Все начинается с семьи»

Консультации, беседы:  «Как вместе помочь птицам зимой».   

Конкурс «Столовая для птиц».

Консультация «Соберем фото для альбома»

Воспитатели и воспитанники

Ноябрь  

Основной этап

Организованная деятельность детей.

Игровые образовательные ситуации, просмотр картин, фото, конструирование, лепка, аппликация; чтение художественной литературы; отгадывание загадок

Воспитатели

Ноябрь  

Дидактические игры

«Картотека игр о зимующих птицах», «Загадки о зимующих птицах», «Подвижные игры про птиц»

Воспитатели, воспитанники

Ноябрь

Викторина с дошкольниками

 «Кто больше знает о птицах нашего края?».

Воспитатели, воспитанники

Ноябрь

Выставка рисунков и макетов

«Зимующие птицы нашего края»

Воспитатели, воспитанники

Ноябрь

Создание альбома

«Зимующие птицы нашего края»

Воспитатели, родители, воспитанники

Ноябрь

  • Презентация проекта

Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы прилетают к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. И поэтому мы захотели узнать как можно больше о зимующих птицах, их повадках и образе жизни.

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Возраст: 5-6 лет.

Участники: педагог, логопед, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время  зимующим птицам приходится трудно. Корма становится мало, но потребность в нем возрастает, так как птицы больше тратят энергии, чтобы согреться. Поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Объект исследования: зимующие птицы нашего края.

Методы исследования: 

  • Изучение и анализ литературы по теме проекта.
  • Наблюдения.
  • Рассматривание картин, фото, рисунков зимующих птиц нашего края.
  • Беседы.
  • Использование ТСО.
  • Использование пальчиковых, дидактических и подвижных игр о зимующих птицах.

Предмет исследования: Организация работы по уточнению и расширению  представлений о зимующих птицах нашего края, их повадках и образе жизни, о возможности помогать птицам в зимнее время.

Гипотеза проекта: Знание зимующих птиц нашего края, их образа жизни, а также  возможность помогать птицам зимой.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта, цели и задач.
  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Объявление темы проекта, цели и задач родителям.
  • Подбор необходимой литературы по данной теме.
  • Подбор пальчиковых игр, дидактических и подвижных игр по теме проекта.
  • Подбор фото зимующих птиц для оформления альбома.

Основной этап:

Работа с детьми.

1 неделя.

Задача: Закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни  зимующих птиц.

 Понедельник: 

  • Беседа «Зимующие птицы нашего края»
  • Оформление уголка о зимующих птицах в библиотечке.
  • Чтение художественной литературы – Г. Я. Снегирев «Дятел»
  • Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Рисование: «Снегири и синицы»
  • П/и: «Атомобиль и воробьи»

 Вторник: 

  • Беседа: «Как мы можем заботиться о птицах в зимнее время?»
  •  Отгадывание загадок о зимующих птицах.
  • Д/игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»
  • Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.
  • Коллективное рисование «Птицы у кормушки».
  •  Игра малой подвижности «Совушка ».

 Среда:

  •  Беседа «Трудно птицам зимовать»
  • Чтение художественной литературы  – Г. Я. Снегирев «Синицы»
  • Д/ игра «Четвертый лишний».
  • Коллективная аппликация «Снегири»
  • Вывешивание кормушек на участке.

Четверг:

  •  Наблюдение «Как птицы прилетают на кормушку».
  • Разучивание стихотворения «Синица» Е.Ильиной.
  • Оформление альбома: «Зимующие птицы»
  • П/игра «Перелет птиц».

Пятница:

  •  Чтение художественной литературы «Покормите птиц» А.Яшин.
  • Д/и: «Узнай птицу по описанию».
  • Викторина «Кто больше знает о птицах нашего края?».

Работа с родителями:

  • Консультации – «Как вместе помочь птицам зимой».   
  • Конкурс «Столовая для птиц».
  • Консультация «Соберем фото для альбома»

Ожидаемый результат:

  У детей сформированы  знания о зимующих птицах нашего края.

В группе создана развивающая среда  по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц нашего края.

  У детей появилось желание заботиться о птицах в зимнее время года.

Заключение

Изучив литературу, проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

  • в нашем городе Новосибирске рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, совы. Также встречаются пролетные птицы, которые так же зимуют с нами – снегири и свиристели.
  • в наших климатических условиях выживают те птицы, которые приспособились к жизни в суровых погодных условиях.
  • птицы  могут пережить холодную зиму в том случае, если у них будет достаточно корма.  Поэтому  человек может помочь перезимовать птицам, строя кормушки. Если птиц постоянно подкармливать, то они легко перезимуют. Наши полученные знания и  наблюдения подтверждают гипотезу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...