Индивидуальная программа развития дошкольника с ОНР
материал по логопедии на тему

Меньшикова Анна Николаевна

Пример написания индивидуальной программы развития дошкольника с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_ipr.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития на 2017-2018уч.год.                                                                  Ф.И. ребенка _______________________

Речевое заключение: ОНР I - II уровень

Актуальный уровень

развития

Коррекционные цели

и задачи

Содержание логопедической работы

Анатомическое строение артикуляционного аппарата без аномалий, строение губ нормальное, тонус и подвижность не нарушены; строение зубов нормальное; подъязычная связка без особенностей, объем артикуляторных движений языком ограничен, с трудом удерживает позу, объем движений языка неполный, наблюдается замена движений; прикус правильный; строение твердого неба не нарушено; строение и подвижность мягкого неба не нарушены. При увеличении речевой нагрузки саливация.

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Звучание речи смазанное, речь малопонятна для окружающих. Нетипичные заменф произношения звуков. Свистящие присутствуют в речи ребенко, но не всегда (нос – вос, глаза – гась, сапоги – имди), шипящие отсутствуют или заменяются на  [СꞋ], а также не типичные замены (шапка – фам, варежки – вас, очки – оть, рубашка – убо). Замены [КꞋ] на [ТꞋ] (киса – тис), звук [Г] произносит. Сформированы гласные, согласные раннего онтогенеза требуют работы по уточнению правильного произношения.

Состояние фонематического слуха ниже возрастной нормы: показал и назвал «Кто как кричит» - му – умго (показал корову), ме – бе (показал козу), мяу – тис (показал кошку), гав – авав (показал собаку), задание «покажи где» выполнил с затруднениями и подсказками. Звуковой анализ и синтез не сформирован.

Слоговая структура грубо нарушена – звукокомплексы, подражания, уподобление слогов ( рыба – ви, часы – ити, пила – имба, сапоги – имди, лимон – мо, батон – умто).

Словарный запас относительно развит. Пассивный словарь значительно превышает активный, слова заменяет звукокомплексами, подражаниями (машина – биби, кубики – пуи), знает названия игрушек, частей лица, тела, состояние словаря признаков и глагольного словаря  в пределах нормы. Понимание предлогов относительно в пределах нормы (выполнил задание положи в коробку, под коробку, на коробку, однако за коробку вызвало затруднение).

Грамматический строй речи не сформирован. Фразовая речь отсутствует.

Понимание речи не нарушено.

Мелкая и общая моторика рук требует дальнейшего развития (леворукий, обводит по контуру, рисует крест, держит карандаш пальцами, однако движения неуверенные, со сменой нажима то сильный, то слабый).

Развитие познавательных процессов в пределах возрастной нормы.

В контакт вступает хорошо, активен.

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие мимики и эмоций.
  • Развитие фонематических процессов.
  •  Развитие словаря.
  • Развитие  грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.

1.Работа по развитию артикуляционной моторики.

Артикуляционные упражнения для губ:

- вытягивание трубочкой;

-растягивание в ниточку, в улыбку;

-округление губ;

- вытягивание трубочкой с последующим дутьём;

 - сосательные движения;

- вибрация.

Артикуляционные упражнения для языка:

- язык широкий,  

 - распластывание широкого языка и удержание его между зубами;

- движение вперёд-назад при открытом рте;

- попеременный захват языком то верхней, то нижней губы;

- движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса;

-  движение влево -вправо;

-  движение вверх-вниз;

- язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта.

2.Работа над развитием речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха

Дутье в дудочки, на султанчики, листочки, ватные шарики, трубочки, упр. «Загони мяч в ворота», « Остуди чай», «Сдуй бабочку», «Жучок», «Вертушка» и др.

3. Работа по развитию общей и мелкой моторики.

- совершенствовать статическую организацию движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений);

- совершенствовать динамическую организацию движений (точно и плавно воспроизводить

серию движений);

- динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно;

- совершенствовать динамическую и статическую организацию движений

- формировать графомоторные навыки;

- формировать различного вида захват.

Логоритмические упражнения под музыку, координацию речи с движениями. Использование кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики, сухого бассейна, шнуровок, собирание крупы, горошин в сосуды с различным размером горлышек, нанизывание бус, открывание бочонков, работа с ручной жвачкой, раскрашивание  по спирали, массаж кольцами су-джок и др. массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.

4. Работа по развитию мимики и эмоций.

Провоцировать ребенка на непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

5. Развитие фонематических процессов.

 Узнавание речевых и неречевых звуков.

  Различать звучание музыкальных инструментов.    Упражнения: «Что звучит?», «Кто кричит?», «Кто позвал?», «Повтори за мной».

6. Развитие импрессивной речи

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин). Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, завязывать-развязывать; большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий). Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа). Формировать различение количественных числительных (один, два, три). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, рука-руки; ), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах;

имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят). Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа

глаголов (играет-играют, спит-спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел-сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает- умывает-ся). Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать

на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи

понимание простых предложений и коротких текстов.

7. Развитие экспрессивного словаря

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам.

Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

8. Работа по развитию звукопроизношения.

Уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м],[н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]

9. Работа над слоговой структурой слова

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Отхлопывание в ладоши,  и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. «Барабанщик», «Хлопай-топай – говори», «Телеграф», «Слоговые домики», «Новоселье».  и т.д.

10. Совершенствование грамматического строя речи.

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, нога-ноги). («Один – много»)

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят). («Назови ласково», «В гостях у Гномика», «Большой – маленький»)

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (сто-

ит, стоят). («Скажи кукле», «Что делает»)

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).(«Что делает?»,)

Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). («Какой? Какая?»)

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин). («Чей? Чья?)

Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко). («Посчитай», «Веселый счет», «Сколько будет»)

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. («Жадина»)

Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что

это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

11. Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Январь, 2018 г.

Динамика: положительная, незначительная, волнообразная, отрицательная

Особенности речевого развития __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или  волнообразной динамики ______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май 2018 г.

Динамика: положительная, незначительная, волнообразная, отрицательная

Особенности речевого развития __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины отрицательной или  волнообразной динамики ______________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                                                                                         Учитель-логопед:_________________________/Меньшикова А.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа развития для дошкольника с ОНР

Представлена индивидуальная коррекционная программа развития для ребенка старшей группы комбинированной направленности, специалист - инструктор по ФИЗО....

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО Ребёнка дошкольника

Основной  целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на п...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Индивидуальные программы развития для дошкольников с ОВЗ (нозология: ДЦП, умственная отсталость)

Первоначальным источником познания старшего дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов,...