Проектирование структуры индивидуальной программы развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
проект (подготовительная группа)
Проектирование структуры индивидуальной программы развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование структуры индивидуальной программы развития
эмоционально-личностной сферы дошкольников.
Проектная деятельность.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается количество детей с нарушениями эмоционально-личностного развития. К типичным симптомокомплексам-эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональна неустойчивость, агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, застенчивость , замкнутость и другие. Анализируя данные диагностического обследования в дошкольных образовательных учреждениях города, можно сделать выводы, что у 30 % детей наблюдаются проблемы в эмоционально-личностном развитии. Педагоги-психологи ДОУ ведут профилактические и развивающие программы, направленные на развитие эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников. Однако практически в каждой возрастной группе выделяются дети, которым требуется индивидуальная, адресная помощь. Для работы с такими детьми возникла необходимость составления индивидуальной программы развития эмоционально-личностной сферы. Для разработки структуры программы была сформирована творческая группа, в состав которой вошли инициаторы, обозначившие проблему. В течение года поэтапно было спланировано:
1. Изучить теоретические и практические аспекты, отражённые в психолого-педагогической литературе по данной теме.
2. Определить основные проблемы эмоционально-личностного развития детей и их причины.
3. Проанализировать методы, приёмы, технологии психо-коррекционной работы с детьми по профилактике нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников.
Разработать структуру индивидуальной программы развития эмоционально- личностной сферы дошкольников.
В ходе работы творческой группы педагогами была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены различные варианты программ предложенных коллегами, За основу программы были взяты индивидуальные программы познавательного общения взрослых с детьми, отраженные в работе М.Ю. Стожаровой.
Таким образом, в результате деятельности творческой группы педагогов-психологов - была разработана структура программы, которая представлена ниже.
Индивидуальная программа развитии эмоциональной сферы воспитанника - МДОУ
(фамилия имя ребенка)
1Блок. Психолого-педагогический эпикриз.
рождения
Сведения о семье (полная, неполная, родители в разводе, многодетная, комбинированная и др.):
Особенности эмоционального развития, проблемы (агрессивность, застенчивость- , замкнутость, страхи, тревожность, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка и др.):
Предполагаемые причины (особенности нервной системы, когнитивные причины- семейная ситуация, особенности воспитания в семье и др.):
Социальное развитие (особенности общения со взрослыми и детьми - как идет на контакт, как взаимодействует со взрослыми и детьми, принимает помощь или действует самостоятельно):
анализ поведения ребенка (в совместной деятельности с детьми и со взрослыми ,в режимные моменты
Мотивы деятельности (игровые, познавательные, соревновательные):
Виды личностно-значимой деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы, самообслуживания- и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная двигательная
Особенности познавательного развития (средний, низкий, высокий уровень) 2 Банк. Условия реализации программы.
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы:
Условия (периодичность, на какой промежуток рассчитан цикл, продолжительность занятия - смена деятельности в процессе одного занятия, организующий взрослый развивающая среда-):
Работа специалиста с педагогами и родителями (индивидуальные и подгрупповые консультации, семинары-практикумы, клуб родительских встреч, тренинговые занятия , предоставление психолого-педагогической литературы и др.)
Предполагаемый результат (ожидаемая динамика в развитии, в чём должна проявиться.
3 Блок, Методические рекомендации к программе.
Рекомендации родителям:
Рекомендации педагогам:
Технологическая карта.
№ | Цели, задачи. | Средства, психокорреционные технологии, игры | Литература | Примечания |
Подгрупповая работа (по какой системе) | ||||
Индивидуальная работа | ||||
5 Блок. Карта реализации программы.
Фамилия, имя ребёнка: ______________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________
Группа: ___________________________________________________________
Дата начала занятий:
Педагог-психолог по коррекционной работе:
Дата | Направленность занятия | Содержание занятия | Динамика | |
Положительная | Отрицательная | |||
Результативность (на конец курса занятий):
Рекомендации по дальнейшей работе:
Дата:________________ Подпись: ________________________
В процессе работы группы была составлена таблица «Теоретические аспекты и практические методы работы с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сферы», в которой отражены следующие показатели: трудности развития эмоциональной сферы, характеристика, причины, методы работы с детьми, рекомендации родителям и педагогам. Данная таблица была разработана с целью оказания помощи педагогу-психологу при написании индивидуальной программы развития эмоциональной сферы. Кроме того, были подобраны рекомендации родителям и педагогам для взаимодействия с детьми, имеющими определенную проблему развития эмоционально-личностной сферы, и составлены картотеки игр и упражнений.
Данные материалы являются необходимыми в профессиональной деятельности психологов и востребованными на современном этапе в связи с требованиями ФГОС, которые указывают на коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме
Для многих воспитанников детских домов характерны неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи
Содержание:Введение.1. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.
Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...
Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»
Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...
Индивидуальная программа по эмоционально- личностному развитию детей.
Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действова...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...