Мониторинг уровня освоения коррекционной программы для детей с ТНР (старшая группа) 2017-2018 уч.г.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»
Аналитическая справка
о результатах мониторинга уровня освоения программы
группы компенсирующей направленности
для детей 5-6 лет с ОНР
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90»Айболит»
за 2017-2018 учебный год
Учитель-логопед:
Бунина Ольга Владимировна
г. Нижневартовск, 2018
В период с 16.05.2018 - 31.05.2018 г. был проведена итоговая оценка уровня усвоения программы группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.
Мониторинг проводился в соответствии с Законом об образовании, ФГОС, образовательной программой ДОУ, Рабочей программой группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.
Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни для детей с тяжелыми нарушениями речи являлись:
- оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
- выявление детей с проблемами в речевом развитии;
- оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2017-2018 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2018-2019 учебный год.
Списочный состав группы: 10 обучающихся 6-го года жизни со следующими диагнозами:
- Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия – 9 воспитанников;
- Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня – 1 воспитанника.
Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.
Мониторинг качества образования проведен по образовательной области «Речевое развитие».
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.
Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал и сопутствующим занесением результатов в речевую карту воспитанников
Предметом исследования являлись:
- Изучение анатомического строения органов артикуляции;
- Изучение состояния артикуляционной моторики;
- Изучение состояния звукопроизношения;
- Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
- Изучение состояния фонематических процессов;
- Изучение состояния словарного запаса;
- Изучение состояния грамматического строя речи;
- Изучение состояния связной речи;
- Запас общих сведений
По результатам мониторинга за 2017-2018 учебный год определенны следующие количественные и процентные соотношения:
Уровни | арт-ная моторика | звукопроизношение | просодика | слог. стр. | фонем. слух. | зв.анал. и синтез | словарь | грам. стр. | связная речь | Общий показатель | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 чел. | 2 чел. |
0% | 20% | 0% | 20% | 0 % | 20% | 0% | 20% | 0% | 20% | 0% | 20% | 0% | 20% | 0% | 20% | 0% | 20 % | 0% | 20% | |
Средний | 0 | 6 | 0 | 6 | 1 | 8 | 1 | 7 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 7 | 1 | 7 | 1 | 7 | 1 чел. | 7 чел. |
35% | 60% | 15% | 60% | 10% | 80% | 10% | 70% | 10% | 60% | 10% | 60% | 10% | 70% | 10% | 70% | 10% | 70% | 10% | 70% | |
Низкий | 10 | 2 | 10 | 2 | 9 | 0 | 9 | 1 | 9 | 2 | 10 | 2 | 9 | 1 | 9 | 1 | 9 | 1 | 9 чел. | 1 чел. |
100% | 20% | 100% | 20% | 90% | 0% | 90% | 10% | 90% | 20% | 90% | 10% | 90% | 10% | 90% | 10% | 90% | 10% | 90% | 10% |
Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии у всех детей группы.
В результате диагностики выявлено следующее:
артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у 8 человек (80 %), у 2 человек (20%)– низкий уровень.
у 2 детей (20%) звукопроизношение чистое, у 6 человек (60%) - средний уровень сформированности (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации), у 2 человек (20 %) – низкий уровень (полиморфное нарушение), причинами которого являются: задержка речевого развития, выраженная дизартрия, частые пропуски и отсутствие медикаментозного лечения; незаинтересованность родителей в оказании коррекционной помощи ребенку.
слоговая структура слова соответствует возрастной норме у 2 воспитанников
(20 %). Большинство детей (7 человек - 70 %) еще допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов, у 1 ребенка (низкий уровень - 10 %) отмечаются выраженные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости;
фонематический слух хорошо развит у 2 детей (высокий уровень- 20%), 6 детей (средний уровень - 60 %) допускают негрубые ошибки в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам, им требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку, 2 человека (низкий уровень - 20 %) не может выполнить это задание даже после многократных предъявлений;
звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 32 воспитанников (20 %): дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков, на среднем – у 6 детей (60 %): детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания, 2 воспитанников (20 %) испытывает значительные трудности при выполнении звукового анализа слова;
словарный запас сформирован в пределах возрастной нормы у 2 воспитанников (20 %), у 7 человек (70 %) – на среднем уровне: дети называют не все конкретные существительные в логических группах «Обувь», «Птицы», «Ягоды», не все детали предметов, профессии, им требуются наводящие вопросы при подборе признаков к предмету, у 1ребенка (10 %) - низкий уровень развития словаря, ребенок испытывает затруднения при определения названия той или иной вещи, предмета (белка, петух, окно, колесо и др.);
грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 2 воспитанника (20 %), на среднем уровне – 7 человек (70 %), на низком уровне – 1 человек (10%). Отмечаются ошибки:
при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много деревов, дерев, ключов, карандашов);
при согласовании количественных числительных с существительными наблюдается как флективный аграмматизм, так и орфоэпические ошибки (2 шаров, 5 домов);
при словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (шубочка, котенок);
при употреблении предложно-падежных конструкций (особенно затруднено употребление простых предлогов «НАД, С/СО, ПЕРЕД», сложных – «ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД»);
связная речь сформирована на высоком уровне у 2 воспитанников (20%): дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства; у 7 человек (70%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен; 1 воспитанника (низкий уровень - 10%) не может рассказать сказки, т.к. не знают содержания, только договаривают фразы за взрослым.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
Фактические результаты показали, что у воспитанников преобладает средний (70 %) уровень речевого развития, к концу учебного года появились дети и с высоким уровнем (20%). Общий результат уровней речевого развития в группе на конец 2017-2018 учебного года представлен следующими показателями:
Высокий уровень – 2 воспитанника (20%);
Средний уровень – 7 воспитанников (70%);
Низкий уровень – 1 воспитанник (10%)
Сравнительный анализ общих показателей речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности для детей
с ТНР на начало и конец 2017-2018 учебного года
Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2017-2018 учебного года говорит о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а в конце учебного года их количество выросло до 20% (2 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития увеличилось в 2 раза и составило 70%. Наблюдается снижение количества детей с низким уровнем речевого развития: в сентябре 2017 года - 90%, в мае - 10%.
Об этом же свидетельствуют и анализ речевых заключений воспитанников.
Речевое заключение | Начало года | Конец года |
Чистая речь | 0 чел. (0%) | 2 чел. (20%) |
ОНР 3 уровня. Дизартрия | 9 чел. (90%) | 7 чел. (70%) |
ОНР 3 уровня. | 1 чел. (10%) | 1 чел. (10%) |
Рекомендации:
- Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
- Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.
- Еженедельно, при изучении новой буквы, знакомить воспитанников с фонетической сказкой, пересказывая ее на коррекционном часе, на индивидуальных занятиях (пособие Н.Созоновой, Е. Куциной, Н. Хрушковой «Фонетические сказки»).
- Продолжать коррекционную работу по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего возраста 7-го года жизни.
- Продолжить отслеживание динамики речевого развития детей (мониторинг) и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ с целью создания условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг уровня освоения коррекционно-образовательной программы 2015-2016 учебный год
Мониторинг...
Мониторинг уровня освоения коррекционно-образовательной программы 2014-2015 учебный год
Мониторинг...
Рабочая программа воспитателя. Старшая группа. 2017-2018 уч.год
Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС. Старшая группа...
Рабочая программа воспитателя (учебный план). Старшая группа. 2017-2018 уч.год
Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС (учебный план). Старшая группа...
рабочая программа педагога старшей группы 2017-2018
рабочая программа педагога...
Мониторинг уровня усвоения коррекционной программы для детей с ТНР (подготовительная группа) 2017-2018 уч.г.
Мониторинг уровня освоения коррекционной программы для детей с ТНР (подготовительная группа) 2017-2018 уч.г....
Мониторинг старшей группы 2017 -2018 гг.
мониторинг...