методы работы логопеда
учебно-методический материал по логопедии на тему

Гуркина Наталья Ивановна

Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_raboty_logopeda.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

      Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:

 Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоционально реагировать на него;

 Развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувства рифмы, ритм;

   Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы), выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, уметь регулировать силу голоса и темп речи.

   Формирование звукопроизношения у детей осуществляется в три этапа:

 Подготовка артикуляционного аппарата;

 Уточнение произношения звуков;

 Закрепление звука в слогах, словах, в предложениях, во фразовой речи.

    Использование материала по художественно – речевой деятельности начинается со второго этапа – уточнение правильного  произношения отрабатываемого звука. В этот период можно использовать следующие игры: « Скажи, как я»- логопед предлагает ребёнку внимательно выслушать, как он произносит звуки, слова, и повторить их  громко,  тихо, то шёпотом, а так же  игры « Дождик», «Отгадай», « Чей голосок?» и др. Эти игры помогают развивать у ребенка слуховое внимание, учат отчетливо произносить слова с различной силой голоса, внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать речь, точно выполнять данные игровые поручения.

     Разнообразие и богаче становится материал по использованию  художественно – речевой деятельности на третьем этапе, когда поставленный звук вводится в речь. Ребенку предлагается назвать предметы, в названиях которых слышится заданный звук, произнести слова, фразы, разучивать считалку, скороговорку, пословицу, насыщенные определенными звуками.    

При отработке определенного звука можно пользоваться техническими  средствами. Детям  нужно  и полезно послушать правильную, выразительную речь чтеца – профессионала.    Большую помощь в работе  оказывает магнитофон можно предложить  детям выбрать из записанного текста слова с заданным звуком, что способствует  развитию слухового внимания. При помощи магнитофона логопед  также обращает внимание детей на  звучание их собственной речи, учит критически относиться к недостаткам звукопроизношений, что формирует оценочное отношение к выполненному заданию.  После прослушивания собственного голоса у ребёнка возникает желание лучше  произносить звук.

 Важную роль в использовании материала по художественно – речевой деятельности на логопедических занятиях играют словесные игры.     Так, игра «Стоп! Палочка остановись!» учит детей вслушиваться в звучание слов, упражняет в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; способствует обогащению словаря.  Например, логопед  дает задание : «Будем говорить про котёнка, все что вы знаете»  и вручает палочку любому ребенку, тот называет слова и передает палочку другому, если слово названо неправильно, то логопед говорит: « Стоп! Палочка остановись!»- и ребёнок выходит из игры. Постепенно круг играющих сужается.

 Такие игровые упражнения, как рассказы – импровизации требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову. Например, запись на магнитофоне рассказа импровизации « Про двух зайчат» развивает у детей умение внимательно слушать чтение текста, заставляет ребёнка переживать. К рассказам – импровизации можно отнести : «О поездке трех друзей», « Чей рассказ лучше» и т. д.

   Для развития речи, активизации речевого слуха логопед может использовать творческие задания по художественно – речевой деятельности.      Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания  развивают сообразительность, наблюдательность детей. Иногда такой вид работы вызывает затруднения у детей, поэтому лучше начинать с чтения рифмованных загадок.  Дети отгадывают слово, которым заканчиваются фраза. Таким образом, совершенствуется слуховое и фонематическое восприятие ребенка.

      Чтение наизусть пословиц и поговорок. Этот вид работы можно включать в домашние задания по автоматизации определенного звука. Заучивание потешки, поговорок, чистоговорок. Подобные задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способствовать чувствовать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.   Придумывать определения к определенному предмету ( яблоко – красное, твердое, вкусное, сладкое и т. д.)    С этого этапа можно перейти к загадыванию собственных загадок типа : « Красное, круглое, сладкое, сочное, твердое. Что это?»

     Выразительное чтение художественных произведений пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения.     Кроме магнитофона, можно использовать и компьютер с различными играми, которые развивают речь ребенка, его произносительную сторону.

 Таким образом, использование материала и по художественно – речевой деятельности на занятиях по звукопроизношению приносит огромную пользу, как в речевом, так и в интеллектуальном развитии ребёнка.

Элементы театрализованной  деятельности в работе логопеда

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»

Л.С. Выготский

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

         Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой

-игры со словом, развивающие связную речь,

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях .Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д.  Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый ,картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.

На занятиях может использоваться сле дующее оборудование:

настольная и напольная ширмы,плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);наборы кукол для пальчи кового театра; рукавички с изображени ем мордочек животных:костюмы персонажей ска зок;игрушечные персонажи.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе  систематически выполняют ся игровые упражнения, направ ленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переклю чаться с одного  движения па дру гое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений друго го человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого ап парата, правильной артикуля ции,  четкой дикции, разнообраз ной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации сти хов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый те атр.На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду де ятельности — драматизации рас сказов и сказок. Здесь используются раз ные  маски или элемен ты костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый.Дети мо гут разыгрывать текст как акте ры. Те атрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Игровые методы работы в логопедической практике»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, бол...

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями

В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

инновационные методы работы логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ....

Нетрадиционные методы развития речевого дыхания у детей в работе логопеда. Пранаямы в работе с дошкольниками.

   Дети с тяжелыми речевыми нарушениями отличаются повышенной эмоциональностью, рассеянным вниманием, быстрой утомляемостью. Они требуют повышенного внимания со стороны взрослых, им т...