инновационные методы работы логопеда
статья

Головачева Марина Геннадьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsioonye_metody_raboty.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Головачева М.Г.,

Логопед СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им С.С.Мнухина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» педагогической технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Инновационные приёмы и методы в логопедической работе — это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

Инновационные образовательные технологии в условиях оказания помощи ЦВЛ «Детская психиатрия»

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

К таким инновационным технологиям, применяемым в ЦВЛ «Детская психиатрия» относятся:

1.Психогимнастика. Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. Ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Например:

1.«Воздушные шарики» Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Логопел дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

2. «Корабль и ветер» Цель: Настроить ребёнка на рабочий лад.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

2.Кинезитеропия. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. 

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия», которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи), дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши), декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки), музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

Направление «пальчиковый игротренинг». Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Например:

1.«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. Д.

2.«Лягушка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Можно сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой».

3«Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

4.«Ладушки-оладушки» — правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

«Симметричные рисунки» — это рисование в воздухе двумя руками одновременно — зеркально симметричные рисунки

Направление «терапия движением». Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении.

Например:

1.Занятия «Музыка с мамой» Е. и С.Жедлезновы

2. «Шарик»

Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно

раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Он становится большой (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)

Воздух вышел, (подуть на ладони)

Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)

3.Различные виды логопедического массажа

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии)

Например:

1.Массаж пальчиков:

Пой-ка,подпевайка:

Десять птичек-стайка.

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-воробей,

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта -зяблик.

Эта -стриж.

Эта-развесёлый чиж.

Ну,а эта-злой орлан.

(Дети сжимают и разжимают пальцы.

Поочерёдно массируют пальцы на левой и правой руке.)

Птички,птички,по домам!

(Дети прячут руки за спину)

4. Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения. 

Напимер:

1.Кластер «Семья» придумать дом, поселить туда членов семьи, назвать их, написать имена и т.д.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

Статья на тему «Использование инновационных методов работы педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ»

Ключевые слова: инновационные технологии, педагог-психолог, учитель-логопед, ДОУ, сказкотерапия, сенсорная комната, песочная терапия, комплекс EdyPlay.Подготовили: педагог-психолог Морозова Е.А.учител...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

План работы МО "Инновационные методы работы с детьми ОВЗ"

Оказание помощи воспитателям групп  в речевом развитии  детей с ОВЗ....