Конспект подгруппового занятия по картине Волосова В. «Деревенский натюрморт»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Павленко Светлана Антоновна

Умение рассказывать по картине  приобретает очень  большое   значение  в развитии связной речи у дошкольников. В  процессе рассматривания картин дети учатся  получать информацию, использовать необходимые лексические и грамматические средства языка, совершенствовать структуру предложения  и структурно – композиционные умения, обеспечивающие логику построения текста на основе условных схем и предметно – моделирующей деятельности для высказывания   по содержанию картины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового  занятия

по картине Волосова В.  «Деревенский натюрморт»                                             (проводит учитель – логопед)

Задача: Развивать у детей умение получать информацию для высказывания и связную речь в процессе рассматривания картины.

Цели:

Коррекционно-образовательные  цели. Введение в игровую коммуникативную ситуацию, активизация речевых средств общения. Активизация и актуализация словаря по  картине В.Волосова «Деревенский натюрморт», совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков звукового анализа. Автоматизация всех поставленных  звуков  в  предложениях и связном рассказе.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, творческого воображения, зрительного восприятия.  Учить использовать необходимые лексические и грамматические средства языка; совершенствовать структуру предложения; и структурно – композиционные умения, обеспечивающие логику построения текста на основе условных схем. Совершенствование фонематических представлений. Развитие артикуляционной и тонкой моторики, правильного дыхания.

Коррекционно-воспитательные  цели. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения   к  природе. Учить видеть красоту  художественного произведения.

Оборудование и материалы: картина Волосова В.  «Деревенский натюрморт»   в ПК    и распечатка  картины,  ёмкость с шариками из бумаги; образные игрушки  (бабочка, жук , пчела, муха); музыкальные аудио записи; действующие телефонные аппараты; схема для описания предметов.

Предварительная работа: рассматривание картины и  коллективной композиции на основе предметно – моделирующей деятельности по содержанию картины, составленной на предыдущих занятиях скатывание шариков-ягодок из красной бумаги.

Содержание занятия

1.Организационный момент.  Звучит тихая, спокойная музыка. Дети получают картинки с изображением художника и необходимых ему предметов. Входит в кабинет тот, кто назовёт картинку  словом и выделит первый звук в этом слове.

Монитор в режиме ожидания распечатка картины закрыта.

Дети располагаются полукругом перед монитором не менее одного метра.

Логопед. – Ребята, вы уже знакомы с этой картиной, посмотрите на неё внимательно еще раз и будьте готовы ответить на мои вопросы.

Открывается экран и дети 1-2 минуты рассматривают картину (звучит тихая музыка).

2.Беседа по картине  Учу детей общаться друг с другом: говорить тихо, спокойно. Можно поворачиваться друг к другу, пользоваться указательным жестом.

Логопед. - Вася, спроси у  Милены,  понравилась ли ей картина? Что больше всего понравилось?

Вопросы по содержанию картины ко всем детям.

-Художник написал очень красивую картину. Она вам нравится?

-О чем художник хотел нам рассказать?

-Что нарисовано на этой картине?

-Как красиво смотрятся цветы в этом букете! Куда поставили букет?

-Что ещё написал художник на картине?

-Как вы думаете, какие ягоды в горшочках? Почему вы так  думаете? Каждый художник рисует то, что его  интересует,  что его радует или огорчает. Как вы думаете, предметы на этой картине радовали,  или огорчали  художника?

-А вас они радуют или огорчают, когда вы смотрите на картину?

-Какое время года  вам вспоминается при рассматривании картины?

Обобщаю ответы детей и  обращаю внимание, что автор картины художник Владимир Волосов. Он  нашёл красивые,   полевые цветы. Почему эти цветы называются полевыми?  Какие они? (нежные, пушистые, розовые).

3.Игра «Подскажи словечко?»

Логопед. - Послушайте стихотворение, которое подскажет вам название этого полевого цветка.

Как зовут меня, скажи?                                                                                                                                                           Часто прячусь я во ржи,                                                                                                                                                          Скромный полевой цветок,                                                                                                    Синеглазый… (василёк).

Логопед. – Чтобы получилась такая картина, художник  красиво расставил предметы на столе, подобрал фон. Какого цвета  фон нарисовал  художник?  (Ответы детей). Такое расположение предметов называют натюрмортом,  и картину, на которой нарисованы эти предметы тоже называют натюрмортом.

4.Динамическая пауза  «Речь с движениями».

Текст

Движения

Если видишь на картине

Руками чертят в воздухе прямоугольник.

Чашку кофе на столе,

Руки на уровне груди, кулачок левой руки лежит на внешней стороне ладони правой руки.

Или морс в большом графине,

Указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо.

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Кисти рук изображают бутон цветка. Предплечья располагаются на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу.

Или грушу,  или торт,

Или все предметы сразу-

Имитация откушивания  (два раза).

Круговое движение руками перед собой.

Знай, что это натюрморт

Указательный жест на картину.

 

5. Предметно – моделирующая деятельность по содержанию картины.

  • Предлагаю детям составить на столе красивый натюрморт.  Совместно выбираем фон  и подходящие предметы.

Логопед. Ребята, давайте оживим картину художника Волосова

Читаю стихотворение:

На столе большая ваза,                                                                                                                                        По цветку поставит каждый.                                                                                                                                                   Вот у нас букет душистый    - получился очень быстро.                                                                                                               Слева ставим мы горшочек, а кувшинчик справа.                                                                                                                      В них насыплем землянику и малину.                                                                                                             Правда?                                                                                                                                                                 Картину живую сейчас  мы создали,                                                                                                                      Душистое светлое лето с радостью в дом наш позвали!

Вопросы к детям. - Что ты сделал, Дима? – Я поставил василёк в вазочку.

-А что мы сделали все вместе (Составили букет из васильков.)

-Букет  из васильков, какой? (васильковый) - А если букет будет из ромашек  (одуванчиков, и др.)

-О каком времени года напоминает наша картина?

-Лето, какое?

  • Дыхательное упражнение «Понюхай букет»
  • Моторика  «Добавим ягоды в горшочек и кувшинчик»

6.Режисёрская игра с образными игрушками и «вхождение в картину».

Логопед. – Давайте подумаем, ребята, чем отличается настоящая картина художника на полотне от той картины, которую мы создали из разных предметов.

-Наша картина живая,  все предметы на ней можно  потрогать, переставить, понюхать цветы, даже попробовать ягодки (если они настоящие).

А еще мы  можем изменить картину. Ввести в неё новых персонажей или войти  в неё самим, представить себя вазой, цветком, горшочком или кувшинчиком.

Сейчас я войду в эту картину и расскажу о себе, а вы угадайте, кто я:  Я стою в самом центре картины, я красивая, высокая, светло-коричневая. Меня сделали из глины. У меня всегда есть вода.  Цветы    дружат со мной, а я пою их водой. Я тоже очень люблю разные  душистые цветочки. Вместе мы самые нарядные  и красивые на картине.

-Подумайте, кто мог бы появиться рядом с этими предметами?  Покажите и расскажите, что будут делать игрушки – персонажи на этой картине?  (Пчёлка подлетела к цветку, села на него и стала пить нектар. Потом   взлетела,  пожужжала,  полетала вокруг цветка и улетела в улей).

Зрительная гимнастика «Пчёлка»   (движения взглядом по тексту).

Пчёлка к нам сюда влетела – ж-ж-ж-ж-ж-ж,                                                                                                На цветочек тихо села –ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.                                                                                                                               На цветочек василёк, пьёт душистый сладкий сок.                                                                                                   Мы на пчёлку посмотрели: вмиг с цветка она взлетела.                                                                                                  Право, влево, вверх и вниз.                                                                                                                                               Ну-ка, пчёлка, покружись.                                                                                                                                                          – Мне пора уже домой, полечу я в улей свой.                                                                                                                  Я нектар домой несу,  мёд  для деток припасу.

Хвалю за рассказы.

-Что бы сделали  вы, если бы попали в эту картину  (понюхал цветы, подержал кувшин, попробовал ягодку  малинку)

7. Игра «Угадайка»  (на основе описательного рассказа по схеме).

Логопед  - Сейчас мы поиграем в игру – загадку «Угадайка». Каждый из вас расскажет о предмете на картинке,  который вам понравился, а все мы попробуем угадать  о чём вы рассказали (раздаю печатные схемы, вспоминаем последовательность рассказа).

8. Итог занятия.    Введение в игровую коммуникативную ситуацию, активизация речевых средств общения

  • Логопед. – Предлагаю детям позвонить воспитателю соседней группы. Пусть они тоже познакомятся с такой красивой картиной.

Специально подготовленный взрослый собеседник у второго аппарата побуждает ребёнка к  рассказу о картине.

Спрашивает.  

Что нарисовано на картине художника?

Почему она будет интересна другим детям?

Какое настроение передал художник в картине?

Какое время года изображено?

Откуда это видно?

В какие игры можно поиграть с этой картиной?

Договариваются ,кто и когда принесёт картину в группу.

  • Логопед. Оценка картины и деятельности детей.

-Вы сегодня отлично поработали. Я думаю, вам понравилось быть художниками, поэтому дарю  всем эти картины. Подумайте дома, как можно их раскрасить, а потом принесёте  в группу и покажете мне и ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному творчеству "Наш чудесный натюрморт"

Интегрированное занятие по художественному творчеству в подготовительной группе. Автор и разработчик старший воспитатель Тетова С.Е., проводила Н.А. Пучкова - инструктор ИЗО осенью 2011 года....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Натюрморт"

НОД помогает детям закрепить  навыки   изготовления  объёмной аппликации из бумаги.   ...

Конспект ООД в старшей группе «Знакомство с натюрмортом»

Цель занятия: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрмортом.Задачи:• Образовательной: дать детям представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, стимулиро...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Натюрморт"

Конспект по ознакомлению детей с изобразительным искусством.( виддами живописи)...

Тема недели: Урожай. О хлебе Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»

Программные задачи: 1. Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четы...

Конспект занятия в средней группе «На деревенском подворье»

Конспект   занятия в средней группе «На деревенском подворье»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социализации «Деревенское подворье».

Конспект предназнакчен для детей старшего дошкольного возраста. НОД организована в форме игры-путешествия в деревню. В ходе НОД ребята закрепят знания о  деревенском подворье, о том, чем питаются...