Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями
консультация по теме

Карасева Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются причины возникновения зубочелюстных аномалий и их влияние на формирование звукопроизношения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями


Сегодня все чаще и чаще в практике логопеда встречаются дети с аномалиями зубочелюстной системы. Коррекция звукопроизношения у таких детей возможна только при активном взаимодействии логопеда и ортодонта. Вследствие дефектов периферического речевого аппарата могут встречаться такие нарушения как: нарушение прикуса, укороченная уздечка языка, аномалии зубов и многие другие. Чтобы устранить эти дефекты, должно быть организовано взаимодействие логопеда с врачом-ортодонтом, и, конечно, логопед должен ориентироваться в основах ортодонтии. Реабилитация детей с дефектами и деформациями зубочелюстной системы, которые сопровождаются нарушениями звукопроизношения, — важная проблема детских стоматологов и логопедов. У таких детей формируются психоэмоциональные нарушения, отмечается отставание в физическом и психическом развитии, нарушается адаптация в организованных детских коллективах.

Так, нарушения прикуса могут быть более глубокой проблемой, чем просто неэстетичный внешний вид улыбки. Они могут спровоцировать неправильную работу височно-нижнечелюстного сустава, что ведет к щелчкам челюсти, бруксизму (неконтролируемому скрипу зубами во сне), головным болям, нарушениям осанки и даже плоскостопию.

В исследованиях Водолацкого В. М. отмечается, что при нарушениях прикуса формируются наиболее грубые дефекты звукопроизношения.

При дистальном прикусе наблюдается нарушение местообразования шипящих звуков. «Нижнее» произнесение Ш и Ж формируется вследствие опущения кончика языка и приобретает мягкий оттенок. Промежуток между задней частью спинки языка и твердым небом вызывает заднеязычное произношение. Достаточно часто встречается нарушение произнесения губных и губно - зубных звуков (п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь), переднеязычных взрывных (т, ть, д, дь), реже — р, рь.

Мезиальный прикус чаще сопровождается нарушением звукопроизношения свистящих и шипящих звуков. Это выражается в том, что взрывные переднеязычные звуки звучат смягченно.

Высокая частота нарушения звукопроизношения у детей с глубоким прикусом. Эти нарушения имеют характер призубного сигматизма, когда вместо всех шипящих, свистящих звуков и аффрикат произносятся переднеязычные взрывные звуки (т, ть, д, дь).

У всех детей с открытым прикусом имеются нарушения произношения, проявлявшиеся в том, что свистящие, шипящие звуки и аффрикаты произносятся как межзубные.

У детей 7 лет с перекрестным прикусом наблюдается появление бокового сигматизма. Причина этого нарушения связана с тем, что боковые края языка не прилегают к коренным зубам, и воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель.

Укороченная уздечка у всех детей приводит к нарушению звукопроизношения в результате затрудненного движения языка по направлению вверх, влево и вправо. Наблюдается «нижнее» положение шипящих звуков и всевозможные нарушения произнесения звуков Р, Рь. Среди искажений преобладают велярное и увулярное произношение. Наиболее частой заменой является замена на j (йот). В более тяжелых случаях (при значительном укорочении уздечки языка) оказывается нарушенным произнесении звуков верхнего подъема (шипящие, переднеязычные взрывные, сонорные). Родителей волнует вопрос — подрезать короткую уздечку или нет? Логопеды единогласны в том, что лучше ее растягивать, чем оперировать, мотивируя свое мнение тем, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать ее эластичность и подвижность. Кроме того, прооперированный ребенок еще долго будет опасаться выполнять артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений. Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных артикуляционных упражнений. Время ее нормализации зависит от того на сколько она короткая.

Известно, что значительно легче предупредить возникновение аномалий, чем потом устранять их. Существует ряд факторов, обусловливающих их появление у детей, которые логопеду следует знать. В возникновении зубочелюстных деформаций существенную роль играют уменьшение сроков естественного вскармливания и изменившийся характер пищи у детей. Естественное вскармливание является гарантом гармоничного развития зубочелюстной системы в послеродовой период.
Современная пища, принимаемая детьми в раннем возрасте, становится все более мягкой и податливой. Вследствие этого у ребенка сокращается время приема пищи, раньше возникает глотательный рефлекс, значительно уменьшается физическая нагрузка жевательного аппарата. В результате этого зубочелюстная система оказывается недостаточно нагруженной и как следствие — отставание ее в росте.

Причинными факторами возникновения аномалий зубочелюстной системы у детей являются эндогенные и экзогенные факторы, действующие на организм беременной женщины. К эндогенным факторам, прежде всего, относится наследственность — 10–50 %. Данная категория больных тяжело поддается лечению и имеет склонность к рецидивированию лечебного результата. К экзогенным причинным факторам относят ионизирующую радиацию, недостаток кислорода, воздействие высоких температур, нарушение питания и бактериальные заболевания, гинекологические хронические воспалительные заболевания, работу будущей мамы на производстве, связанном с изготовлением химических препаратов, прием медикаментов в лечебных целях и др.

Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки. В. П. Окушко определяет их как «часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов, и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка».

Следует отметить, что логопед обследует ребенка в период формирования зубочелюстной системы. Подозрение на наличие патологических состояний со стороны полости рта требует взаимодействия с врачами-специалистами (стоматологом, невропатологом, отоларингологом). Раннее выявление, лечение и устранение болезни способствует нормальному речевому развитию зубочелюстной системы и повышает эффективность логопедической коррекции. Знание логопедом особенностей строения артикуляционного аппарата, характерных для определенного периода развития ребенка, помогает определить факторы риска развития зубочелюстной системы и позволяет предположить наличие механической дислалии. Чаще всего отклонения артикуляционного аппарата проявляются в период сформированного молочного прикуса, когда у ребенка закрепляются вредные привычки.

Известно, что от тяжести нарушения в строении периферического речевого аппарата зависит степень нарушения звукопроизношения. Однако, известны примеры, когда зубочелюстные аномалии не оказывают существенного влияния на звукопроизношение. В исследовании Водолацкого В. М. и Соломатиной Г. Н. отмечается, что наиболее часто у детей встречается неправильное положение 1 зуба, т. е. поворот зуба вокруг своей оси, наклон зуба в стороны, низкое или высокое расположение зуба, отсутствие зуба. В большинстве случаев данная патология не оказывает существенного влияние на звукопроизношение. Лишь адентия 1 зуба в переднем участке приводит к появлению шипящего фона при произношении свистящих звуков, т. к. в этом случае происходит нарушение направленности воздушной струи. Неправильное положение нескольких или группы зубов, т. е. скученное положение с промежутками между зубами, наклон зубов в стороны, низкое или высокое расположение зубов, отсутствие зубов. Чаще всего такая патология обуславливает дефектное произношение. При данном дефекте, как и при неправильном положении 1 зуба, грубых нарушений произношения обычно не выявляется. Адентия двух или более резцов может вызвать проявление межзубного сигматизма, так как язык при произношении свистящих и шипящих звуков находится в образовавшемся пространстве. Скученное положение зубов может привести к нарушению местообразования свистящих звуков и звука [ц]. Вследствие неправильного положения нескольких зубов может присутствовать диастема, наличие которой приводит к нарушению прохождения воздушной струи при произнесении свистящих и шипящих звуков, которые приобретают избыточный шум.

Таким образом, наличие зубочелюстной аномалии не всегда обусловливает дефект звукопроизношения, притом, что зубочелюстных аномалий, способствующих их появлению, существует большое количество. Задача логопеда — квалифицированно исследовать состояние артикуляционного аппарата ребенка, выявить отклонения от нормы в его развитии и определить зависимость формирования звукопроизношения от той или иной аномалии, что позволит незамедлительно направить ребенка к ортодонту. Проблема коррекции зубочелюстных аномалий стала причиной взаимодействия логопедов и ортодонтов. При своевременной и слаженной работе этих специалистов можно добиться хорошего результата — предупредить и скорректировать нарушения звукопроизношения, обусловленные зубочелюстными аномалиями.


Литература: 

1. Бакиева Н. З. Анатомо-физиологический аспект развития орального праксиса в онтогенезе (с момента рождения до 5 лет)/ Н. З. Бакиева // Дефектология. — 2016.

2. Водолацкий В. М. Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте // Логопед. — 2008.

3. Водолацкий В. М., Соломатина Г. Н. Влияние зубочелюстной патологии на состояние звукопроизношения у детей // Логопедия 2006.

4. Водолацкий В. М. Частота и особенности нарушений звукопроизношения у детей с дефектами и деформациями зубочелюстной системы // Стоматология. — 2007.

5. Григорьева В. П. Ортодонтия для логопеда // Логопед. — 2006.

6. Кузнецова М. Г. Мудрое решение проблемы «Короткой уздечки языка» // Логопед в детском саду: научно-методический журнал. — Б. м. — 2016.

7. Мастерова И. В. Особенности логопедической работы с детьми в период сменного прикуса // Логопед. — 2015.

8. Тихомирова Ю. Прикус в рассрочку // Огонек. — 2014. № 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс формирования звукопроизношения у детей.

Роль семьи в развитие речи детей. Этапы последовательного формирования и становления звуков у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

«Использование картинок-символов в работ по формированию звукопроизношения у детей, имеющих нарушения ОДА»

Многие дети, имея особенности поведения, без особого интереса и желания посещают логопедические занятия. Известно, что дефекты речи препятствуют успешному обучению детей в школе по русскому языку, чте...

Консультация для родителей- "Особенности становления звукопроизношения у детей"

До недавнего времени неправильность звукопроизношения у детей 4-6 лет рассматривалась как «возрастная патология» и объяснялось только физиологической незрелостью речевого аппарата  ре...

особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

особенности формирования  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов - Особенности коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов «Особенности коррекции звукопроизношения  у детей дошкольного возраста»Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей логопедических групп ...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

В статье рассмотрены особенности нарушений звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими проявлениями....