особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

ирина пищенок

особенности формирования  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Звуковая культура речи изучалась многими исследователями в разных аспектах. В частности среди педагогов можно отметить Е. И. Тихееву, О. И. Соловьеву, В. И. Рождествескую, Е. И. Радину, М. М. Алексееву, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичеву, Г. А. Туманову, М. М. Бородич, В.И. Яшину и других.

Одно из понятий дает Лямина Г. М. По ее мнению, звуковая культура речи включает следующие показатели:

- произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее);

- элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты);

- элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры речи - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

По мнению Яшиной В.И. и Алексеевой  М.М. воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитание орфоэпически правильной речи — умение говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают: фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входят не только произношение, но и ударение, то есть специфическое явление устной речи;

формирование выразительности речи - владение средствами речевой

выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

 выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого

звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

-  воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух.

По Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторону (значение) и материальную (они -ряд звуков). Такой двусторонностью обладают знаки, у которых есть обозначаемое (смысл) и обозначающее (материальная данность). Звуки и их сочетания являются обозначающими. Звуковые единицы языка: звук, слог, такт, фраза — связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт - группа слогов, объединенная одним ударением, фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенные интонацией. Эти единицы речи, обладающие самостоятельной протяженностью, называют линейными. Различают и просодические единицы, которые выступают одновременно с линейными (ударение и все элементы интонации: мелодика, сила произношения, темп речи, различные виды ударения — фразовое, логическое, эмоциональное). От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.

Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти единицы взаимосвязаны.

А. Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова.

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу для формирования не только речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Л. В. Щерба подчеркивал, что изучение грамматики живого, произносимого языка приучает ребенка к наблюдению над собственным языком: понимая значение слота, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлением чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Изучая фонетические признаки в процессе речи, исследователи подчеркивают синтагматическое ударение и мелодическое оформление, а фразу цементирует фразовое ударение и в целом весь комплекс интонационных средств.

Требования к звуковой культуре речи можно представить следующим образом. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на звуковой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего он усваивает линейные звуковые единицы: звук, слог, слово, фразу, текст, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные, типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умения правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство темпа и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого надо чаще давать детям задания, в которых они упражнялись бы в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы будут ребенку для построения связанного высказывания разных типов — повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.

Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения. Тесная связь артикуляционных и интонационных способностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова.

Проводимые упражнения помогают детям на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности их проведения.

Звукопроизношение — правильное произношение всех звуков родного языка.

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам.

Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью ребёнка: развитием словаря, грамматического строя речи. Звуковая культура речи включает звукопроизношение и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и интонации. Дикция — отчётливое произношение звуков, слов, фраз. Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, которая обуславливает повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением-выделением слогов, слов изменением силы голоса; изменением темпа речи — быстроты произношения. Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умение владеть голосом.

Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Навыки правильного звукопроизношения складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений, таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Для формирования сложного физиологического процесса звукопроизношения, требующего чёткой работы многих анализаторов, недостаточно одних только изолированных упражнений по развитию движений артикуляционного аппарата, дыхания, голоса, речевого слуха. Более быстрое формирование звукопроизношения и более активное, координированное развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов должно воспитываться на основе уже имеющихся у ребёнка речевых звуков. При знакомстве с анатомо-физиологической характеристикой звуков русского языка эта связь ясно видна.

А. И. Максаков проследил взаимную связь на примере часто нарушаемых у детей щелевых звуков «с», «з», «ш», «ж».

Для правильного их произнесения должна быть сформирована длительная, целенаправленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, которая образуется передней частью спинки языка с альвеолами. Не сразу дети овладевают этими звуками. Отдельные навыки вырабатываются у детей ещё раньше, при овладении звуками «ф» и «в», которые также относятся к щелевым звукам. При произнесении «ф» и «в» образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Обычно они не нарушаются. Однако у детей трёх лет эти звуки часто бывают не точными. При их произнесении углы нижней губы не плотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щёки. Добиваясь целенаправленной воздушной струи, идущей в щель, и ясного произношения звуков «ф», «в» изолированно в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную, длительную, воздушную струю, необходимую также для щелевых звуков «с», «з», «ш», «ж».

Также навыки артикуляции щелевых переднеязычковых звуков «с», «з», «ш», «ж»  вырабатываются на более простых переднеязычковых звуках «т», «д», «н», «и», «э». При звуках «т», «д», «н», язык находится за верхними зубами, как при звуках «ш», «ж». Положение языка при артикуляции гласных «и», «э» подобно положению языка при артикуляции «з», «с». Дети трёх-четырёх лет часто произносят звуки «т», «д», «н» при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние губы). Добиваясь подъёма языка за верхние зубы при звуках «т», «д», «н» и положения языка за нижними зубами при звуках «э», «и», а также ясного произношения звуков «т», «д», «н», «и», «э» как изолированно, так и в словах и в фразах, мы подготавливаем движение артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычковых звуков «с», «з», «ш»,  «ж».

Добиваясь ясного произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём у детей базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Поэтому в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная работа над звуками родного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении. Этот вопрос активно разрабатывала Фомичева М. Ф. Она считает, что формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1. Подготовка артикуляционного аппарата;

2. Уточнение произношения изолированного звука;

3. Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

Первый этап - подготовительные артикуляционные движения - может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии или на двух с перерывом в 1-5 дней.

Типичная структура процесса изучения одного звука такова:

-Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме);

Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.

Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидиктические и подвижные игры, чтение стихотворений).

Особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Следовательно, надо обеспечить интерес к занятиям, разнообразя приёмы обучения и речевой материал. Нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, живому темпу и высокой плотности занятий.

В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.

В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель  использует логопедические приёмы. Целесообразно для индивидуальных занятий объединить детей (внутри одной группы), имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2-3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей надо привлекать и родителей. При тяжёлых нарушениях речи следует организовать консультацию логопеда. Занятия по звукопроизношению не только формирует правильные звуки, но вырабатывают умение выделять отдельные звуки из слова, тем самым способствуют формированию фонематического слуха и звукового анализа слова, кроме того, помогают детям овладеть правильной артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (движение и положение органов артикуляционного аппарата).

Фомичева М. Ф. в своих трудах охарактеризовала основные возрастные этапы обучения звукопроизношению. Она считала, что все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить натри основных этапа:

1 Этап - подготовительный (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

Второе полугодие 2-й группы раннего возраста и первая младшая группа.

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Для этого этапа характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевает некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребёнка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны его речи. Основной работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.

2 Этап - появления звука (от 3 до 5 лет).

Младшая и средняя группы.

В этом возрасте происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это даёт возможность ребёнку воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков родного языка.

Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его ещё не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука.

Ведущими методическими приёмами по-прежнему является речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок), беседы, дидактические игры.

3 Этап - усвоения звука (от 5до 7лет)

Старшая и подготовительная к школе группа. Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. К началу III этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако важно, чтобы чётко различались (как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам (с-ш, з-ж, и др; с-сь, с-з и другие).

Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха у детей, усвоению фонем как звукосмыслоразличителей (сайка-зайка, угол-уголь).

На данном этапе используются дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и другие методические приёмы.

Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Воспитание звуковой культуры речи строится теперь на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией, темпом, интонационной выразительностью.

Компонентом звуковой культуры речи является артикуляция звуков. Знания артикуляционных признаков звуков речи, дает воспитателю возможность фиксировать внимание детей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата.

Поскольку в исследовании брали звуки [с], [з], [ш], [ж], [ч], [р], [л], [к], то здесь будет описана артикуляция этих звуков.

Щелевые (фрикативные) - органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

с, с', з, з - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами - мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящий в слизистую оболочку неба;

ш, ж - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым небом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом).

Смычно-взрывные — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей из рта воздушной струей:

к, к' - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким небом или задним краем твердого неба.

Смычно-щелевые (аффрикаты) - органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, то есть это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:

ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка). Смычно-проходные -органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте:

л, л' - кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

р, р' - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Заднеязычные: к, к1 - преграда образуется задней частью спинки языка.

При классификации звуков по артикуляционным признакам, помимо указанных выше необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию - подъем средней части языка к небу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к небу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л и л': пыл -пыль, лук - люк, и так далее. Но есть и непарные звуки: только твердые - ш, ж, ц, только мягкие - ч, щ.

Имея в виду основное содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи на каждом этапе, воспитатель должен вместе с тем учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.

Рождественская В. Н. исследовала содержание и способы осуществления одной из задач: систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Она считает, что воспитатель должен внимательно следить за речью и исправлять ошибки детей не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игры и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это сделать незаметно для остальных.

Ошибки в ходе занятий должны фиксироваться моментально и тут же исправляться. К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети, воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

Сохин Ф. А. считает, что эффективность системы педагогического воздействия во многом зависит от чёткой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно- психической нагрузке, которую желательно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена особенностям формирования образной речи дошкольников....

Экспериментальное исследование формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

1.Констатирующий эксперимент.2.Формирующий эксперимент.3. Контрольный эксперимент и его анализ....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

Презентация проекта «Игры и упражнения по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

Создать условия для эмоционально положительного отношения к процессу формирования звуковой стороны речи.Сформировать у детей правильные речевые навыки.Развивать эмоционально-волевую сферу.Развив...

СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить выск...

Статья «Особенности формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем нашего времени, которая в разные периоды  исследовалась педагогами и психологами. Ежегод...

Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием информационно - коммуникационных технологий

Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка на практике результативности использования информационно-коммуникационных технологий в формировании звукопроизношения у детей старшего до...