Конспект подгруппового занятия для детей старшегол дошкольного возраста по теме "дифференциация с-з"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Семёнов Алексей Николаевич

Занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы c применением ИКТ: «Дифференциация звуков [c] и [з] в словах».

   

Цель: учить детей различать звуки [c] и [з] в словах.

Задачи;

Образовательные

1. Обучение детей соотношению понятий «звук» и «буква».

2. Закрепление знаний характеристик звуков.

Коррекционные:

1. Закрепление знаний артикуляторных характеристик звуков [с], [з].

2. Закрепление звуков [с], [з] в устной и письменной речи.

3. Развитие подвижности артикуляторного аппарата.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.

6. Активизация словаря.

7. Развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные:

         1. Воспитание умения организованно работать в коллективе.

   

Оборудование: картинки, цветные карточки, интерактивная доска.

   

План и ход урока:

Деятельность логопеда

Предполагаемые ответы детей

I. Орг. момент

-- Здравствуйте дети, садитесь.

     

      II. Вводная часть.

Развитие подвижности артикуляторного аппарата.

-- Давайте вместе выполним несколько упражнений. Я буду вам говорить, а вы выполняйте.

-- Первое упражнение: сделайте улыбку и держите, пока я не скажу «стоп»  (говорит «стоп» через 8 секунд).

-- Теперь выполните «хоботок» (останавливает через 8 секунд).

-- Молодцы, все правильно сделали. А теперь сделайте попеременно улыбку и «хоботок» под мой счёт, на 1— улыбка, на 2 – «хоботок» (н6а первое выполнение оба упражнения по 7 раз, через перерыв – 8 раз, через перерыв – 9 раз).

-- Теперь давайте немного побудем все маленькими обезьянками. Положим свой язычок на нижнюю губу и несильно его пожуем, не делайте сильно, чтобы не прикусить язык (жуют 10 секунд).

-- Молодцы, а теперь давайте просто положим язычок на нижнюю губку и подержим (первый раз держат 7 секунд, через перерыв—9 секунд, через перерыв – 11 секунд).

--  Хорошо, а теперь давайте сделаем «иголочку» (первый раз держат 7 секунд, через перерыв – 8 секунд, через перерыв – 9 секунд).

-- Молодцы, а теперь сделаем попеременно «обезьянку» и «иголочку» под мой счёт (первый раз – по 7 раз каждое упражнение, через перерыв—по 8, через перерыв – по 9).

-- Хорошо, а теперь давайте вместе поиграем в  ветер. Сначала представьте, что ветер дунул сильно и быстро и покажите мне, как он дунул.

-- А теперь представьте, что ветер подул сильно, но теперь он дул долго, покажите мне, как теперь дует ветер.  

-- Теперь ветер будет дуть попеременно, когда я скажу 1, вы показываете как дует короткий ветер, на счёт 2  -- длинный  (на первое выполнение -- по 7 раз каждое упражнение, через перерыв – по 8 раз, через перерыв – по 9 раз).

-- Молодцы, дети, все упражнения вы выполнили верно. Теперь поднимите руку и назовите мне первый звук в слове т «сом».

-- Правильно, а теперь назовите мне первый звук в слове «заяц».

 

-- Верно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, чем же различаются звуки [c] и [з].

III. Основная часть. Изучение нового материала

Закрепление знаний артикуляторных характеристик звуков

-- Кто-нибудь мне напомнит, в каком положении у нас губки   язык и зубы, когда мы произносим звук [c]?

-- А когда звук [з]?

-- Странно, если у этих звуков в одинаковом положении губки, зубки, язычок, при этом у нас и тут и там выходит тёплый воздух, чем же тогда эти звуки у нас отличаются?

-- Верно, звук [з] звонкий, а звук [с] глухой. А работа каких органов различна при произнесении этих звуков?

-- Правильно, различается работа голосовых складок. Расскажите мне, какие это звуки?

Развитие памяти.

-- Вы помните, что мы обозначаем все звонкие звуки жёлтым цветом, а глухие – оранжевым. Сейчас мы с вами поиграем: когда я буду показывать вам жёлтую карточку, вы произносите звук [з], а когда оранжевую – звук [с] (показывает в разном порядке).

Развитие фонематического восприятия.

-- Все были внимательны, молодцы. Сейчас я буду говорить каждому из вас по несколько слогов, а вы их будете повторять (называет каждому по очереди ряд слогов, сначала открытые, потом закрытые, далее со стечением).

-- Хорошо, а теперь скажите, какими буквами мы на письме обозначаем эти звуки? После ответа записывает их на доске мелками жёлтого и оранжевого цвета соответственно.

Развитие фонематического анализа

-- Перед вами на доске слова, но в них пропущен или звук [с], или звук [з]. Каждый по очереди сейчас выйдет и вставит нужную букву в одном слове.

Развитие мышления, памяти, фонематического анализа.

-- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете её отгадать. В слове –  отгадке мы услышим звук [с] или [з], вам нужно не только отгадать загадку, но и определить, какой звук вы слышите, и в какой части слова он стоит. (читает загадки).

      IV. Физкультминутка.

-- Встаньте все возле своих мест. Мы с вами немного отдохнём. Я вам буду читать стих и показывать движ6ения, а вы повторяйте эти движения за мной (читает стих и выполняет движения).

Развитие внимания, памяти, фонематического анализа.

-- Я буду вам показывать картинки, а вы смотрите внимательно и поднимите мне карточку нужного цвета, когда услышите звуки [с] или [з] (показывает предметные картинки, в некоторых не встречается этих звуков).

Развитие фонематического анализа, представлений, мышления, памяти.

-- Теперь внимание: вы сидите за тремя столами, те, кто сидит за правым от меня столом, слушайте, пожалуйста, слова, в которых звук [c] стоит в начале слова. Те ребята, которые сидят за средним столом: вам нужно услышать слова со звуком [c] в середине слова, ну а те, кто сидит за левым столом, как вы догадались, слушайте слова со звуком [c] в конце слова. Я говорю слова, как только вы услышали слово, которое подходит вам, вы поднимаете руку. За каждую правильно поднятую руку я даю вашей команде фишку. Если рука поднята неправильно – вы возвращаете мне одну фишку. В конце мы посмотрим, какая команда победила. (логопед говорит слова, раздает фишки, следит, чтобы в конце игры количество фишек у команд было одинаковое).

-- Молодцы, а теперь давайте поиграем так же и со звуком [з].

     

     -- (Логопед включает планшетную доску) Посмотрите, ребята,            

      к нам пришли в гости Зоя и Соня. Они просят вас им помочь        

      собрать сумки. Зое нужно класть в сумку картинки, в  

      названиях которых есть звук [з], а Соне – картинки со        

      звуком [c]. (Если выполнено неправильно – компьютер об  

      этом говорит).

   

      V. Закрепление изученного.

Развитие фонематического анализа, представлений, памяти.

-- Ну и самое сложное задание. Вам нужно постараться придумать слово, в котором встречаются оба звука,.

VI. Подведение итогов.

-- Итак, ребята, кто скажет, чем мы сегодня занимались с вами?

VII. Оценка деятельности.

-- Вы сегодня все хорошо поработали, все молодцы.

VIII. Организация окончания.

-- Сложите все вещи со столов, ничего не забывайте. Встаньте и спокойно выйдите. До свидания.

 

     

Стоят, потом садятся.

Выполняют.

Выполняют.

Выполняют.

Выполняют.

Выполняют.

Выполняют.

Выполняют.

Показывают.

Показывают.

Выполняют.

Называют,  подняв руку.

Называют,  подняв руку.

-- Губки растянуты в улыбку, между зубками небольшая щель, язычок становится мостиком.

-- У него происходит всё то же самое.

-- Тем, что звук [з] звонкий, а звук [c] глухой.

-- Работа голосовых складок.

Произносят.

Каждый повторяет.

Называют.

Подходят по очереди и вставляют.

Отгадывают и называют место.

Встают и повторяют движения за учителем.

Поднимают карточки.

Поднимают руки, получают фишки. Считают в конце.

По очереди выходят и «кладут» картинки в сумки.

Думают, называют слова.

Рассказывают, чем занимались.

-- прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.

цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные  с использованием ТИКО конструктора...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста в форме мини квест-игры «По следам звука Р»

   Подгрупповое занятие с использованием песочных технологий в виде квест-игры, где дети нацелены на выполнение заданий. В завершении игры участники должны выполнить правильно и быстр...

конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Как мишка шишку искал"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.«Как Мишка шишку искал»Основная образовательная область – речевое развитие.Дополнительные образовательные област...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Звуки, которые нас окружают»

Занятие "Звуки, которые нас окружают"  знакомит детей с понятием «звук», учит различать звуки (речевые, музыкальные).  Дидактическая игра «Назови по порядку...

План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".

План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Автоматизация звука [Р]»

На данном занятии закрепляется навык правильного произношения звука  [Р]   в слогах,  словах и предложениях.Дети упражняются в определении наличия звука [Р] в словах,  ...