Перспективный план кружка "РЕЧЕЦВЕТИК"
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) по теме

Валгина Виталина  Валериевна

Перспективный план кружка "Речецветик"  для занятий  детьми  3-5 лет, не посещающих  логопункт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_kruzhka_rechetsvetik.docx74.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа логопедического кружка «Речецветик» на 2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Программа логопедического кружка «Речецветик» по развитию и коррекции речи составлена для детей 3-5 лет, которые еще не посещают логопедические занятия на логопункте.

При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и других авторов.

Цель программы – совершенствование и коррекция  звуковой стороны речи детей 3-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса  и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Основные задачи:

  • Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
  • Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти, губы), посредством артикуляционной речевой гимнастики.
  • Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
  • Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики,  рисованием на песке, нетрадиционных методов (прищепки, камешки и т.д).

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Программа логопедического кружка «Речецветик» рассчитана на обучение детей в возрасте от 3 до 5 лет, имеющими речевые недостатки. Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МБДОУ «Чайка»

  • Количество занятий в неделю: 1
  • Количество занятий в месяц: 4.

Формы проведения занятий и методы:

  • подгрупповые;
  • рассматривание разнообразных игрушек;
  • составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
  • дидактические подвижные игры на звукоподражание;
  • драматизация сказок и произведений;
  • заучивание считалок, загадок и стихов;
  • песочная терапия,  пальчиковый сухой бассейн и т.п.

Перспективный план занятий логопедического кружка «Речецветик»  

№ п/п

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие фонематического слуха

Развитие дыхания

Развитие связной речи, обогащение словаря

сентябрь

1.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Послушаем звуки вокруг нас «Что звучит?»

«Подуй на вертушку», обучение правильному выдоху

Д/игра «Волшебный мешочек», «отгадай, что за  фрукт?»

2.

Артик. упр. для губ и языка с картинками стихами.

Пальчиковые  упр. «Капуста», игры с прищепками.

«Отгадай, кто позвал?»  на умение различать  голоса  детей из группы

«Подуй  на полоску бумаги»

Пересказ сказки «Репка», с показом н/театра

октябрь

1

Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами.

Пальчиковые упр. «Вышел дождик погулять»

«Отгадай, что  звучит?»  на примере неречевых звуков

«Подуй  на  осенний листочек»

Закрепить приметы и признаки осени, рассмотреть картинки.

Динамические артик. упр. для губ и языка.

Упр. с шариками  «СУ- джок»

«Отгадай,  где звучит колокольчик?»

«Подуй в трубочку»

Закрепить  название  частей тела  

Динамические артик. упр.  для губ и языка.

Пальчиковые  упр. «Гномики – прачки»

Д/игра «Угадай на слух музыкальный инструмент»

«Подуй  на мыльные  пузыри»

Закрепить название одежды, обуви. Д/и: «Разложи  по полочкам»

Артик, упр. для быстрой переключаемости языка

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Д/игра «Кто позвал?» (старый кот, кошка или котенок)(измен. по высоте гол.)

«Вскипяти  чайник» (продолжаем учиться  дуть в трубочку, не надувая щек)

Д/игра «Найди предмет по описанию» (посуда) Д/игра «Назови части посуды», загадки о посуде

ноябрь

Артикуляционные упр. для челюстей, с карточками

Массаж  для рук  с плоскими расческами.

Упр. «Большие и маленькие колокольчики»

Упр. «Сдуй ватный шарик»

Пересказ сказки «Колобок», с показом н/театра

Арт. упр. для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок»

Пальчиковые упр. «Вышла курочка гулять»

Узнавание и различение голосов домашних птиц и животных «Чей голос?»

Упр. «Подуй в свистульку»

Закрепление названия домашних птиц, заучивание потешки.

Артик. упр. для языка «Лопаточка», «Стрелочка», «Часики»

Пальчиковые упр. «Буренушка», игры с прищепками

Различение звучания музыкальных инструментов  «Что звучит?» , «Что сначала, что потом?»

Д/и: «Поймай заданный звук», «Поймай слово»  (на различение правильного звучания слова)

Описание мягкой игрушки кошки, зауч. «Кисонька- Мурысонька»

Артик. упр для губ и языка, «Наш забавный язычок», разучивание.

Упр. «Ёжик», повторение упр. с шариками «Су – джок»

Упр. «Большие и маленькие барабаны»

Упр. «Сдуй шарики»

Описание игрушки ёжика, зауч.  потешки «Жадина»

 Упр. «Кто кем будет?» (ежонок – ежом, зайчонок – зайцем). Упр. «Кого не стало?»

«Сказка о Веселом язычке»,

Арт.  гимнастика для губ и языка

Упр.  в пальчиковом бассейне (фасоль)

«Найди  игрушку»

Упр. «Подскажи словечко»

Упр. «Загони мяч в ворота».

Повторение стихот.  А. Барто из серии «Игрушки»

декабрь

«Сказка о Веселом язычке», чередование упр.  «Улыбка», «Хоботок»

Пальчиковые  упр.  «Мы катаем снежный ком»

Упр. «Эхо»  (на развитие слухового внимания)

Упр. «Сдуй  снежинку с варежки»

Повторение стихот.  А. Барто из серии «Игрушки»

«Сказка о Веселом Язычке» ,артик. упр. для языка и губ.

Пальчиковые упр. «Пекарь»

Упр. «Лошадки скачут»

Упр. «Сдуй кольца у клоуна»

Д/и: «Магазин игрушек». Описание резиновых игрушек, в сравнение с мягкими.

«Сказка о Веселом язычке», добавить упр. для челюстей.

Упр. с маленькими волчками, игры с прищепками

Упр. на различен.

Звуков «Жуки», «Комарики»

Упр. «Кормушка»

Заучивание  потешки «Сорока – ворона»

Арт. упр. с использованием карточек со стихами.

Пальчиковая гимнастика «Что принес нам Дед Мороз»

Упр. «Насосы», «Змеи шипят», различение звуков

Упр. «Сдуй  снежинку с варежки»

Заучивание новогодних стихотворений

январь

Арт. упр. с использованием карточек со стихами.

Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»

Д/И: «Кто позвал?», «Кто сказал?»

Упр. «Забей мяч в ворота»

Пересказ сказки «Теремок», с показом н/театра

Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Упр. «Поезд», «Корабль», различение звуков

Упр. «Подуй на ленточки»

Закрепить название мебели в д/игре «Покажи и назови»

Упр. «Чего не стало?»

февраль

Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»

Упр. со стихами «Кулачки – ладошки», упр.  «Этот пальчик»

Упр. «Поймай заданный звук»

Упр. «Вскипяти  чайник»

Знакомство с названиями членов семьи

Арт. упр.  «Новая сказка о Веселом язычке»

Упр. «Кулак, ладонь, ребро», мелено, затем быстрее.

Упр. «Повтори за логопедом цепочку слогов»

Упр. «Пусти кораблики»

Знакомство  с названиями частей машины. Выкладывание  разрезных  картинок по теме Транспорт.

Арт. упр.  «Новая сказка о Веселом язычке»

Рисование  на песке с подсветкой  - «Нарисуй машину»

Упр. «Повтори – не ошибись»

Упр. «Пусти кораблики»

Пересказ  сказки   «Три медведя»

Арт. упр.  «Новая сказка о Веселом язычке»

Упр.  «Мы солдаты»

Упр. «Повтори за логопедом цепочку слогов»

«Свистульки», «Свистки»

Повторение стихот.  А. Барто из серии «Игрушки»

март

Арт. упр. с использованием карточек со стихами.

Упр. «Найди игрушку», зарытую  в фасоль.

Упр. «Поймай заданный звук»

Упр. «Сдуй  бабочку  с  цветка»

Знакомство с  названиями комнатных цветов, правилами ухода за цветами

«Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика

Упр. выкладывание мозаики по образцу

Упр. «Позови свою маму»

Упр . «Вскипятим  чай  для мамы»

Заучивание  стихотворения  для  мамы

«Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика

Выкладывание  рыбок  из  счетных  палочек  (по образцу)

Упр. «Подскажи словечко»

Упр. «Рыбки плавают  в  воде»

Узнай  рыбку  по описанию и покажи  на картинке.

Комплекс арт. гимнастики «Наш забавный язычок»

Пальчиковая  гимнастика «Весна»

Упр. «Живые звуки»

Упр. «Сдуй  бабочку  с  цветка»

Закрепить приметы и   признаки весны

Упр. «Доскажи словечко»

апрель

Комплекс арт. гимнастики «Наш забавный язычок»

Упр. «Грачи» - заучивание, повторение «Мой мизинчик»

Игры с заданиями на звукоподражание

Упр. «Чья  бабочка дальше улетит»

Д/игра «Найди картинки птиц и назови»

Комплекс арт. гимнастики «Наш забавный язычок»

Выкладывание  ракеты  из  счетных  палочек  (по образцу)

Упр. «Повтори за инопланетянином»  (слоговые цепочки)

«Надуй   воздушный шар»

Упр. «Летает, не летает»,  зауч. «Начинается  считалка»

Комплекс артикуляционной гимнастики «Научим зайку говорить»

Д/игра «Найди такой же предмет» - зарытый в песке.

Упр. «Найди братца», различение звуков

мягких, твердых.

Упр. «Загони мяч в ворота»

Повторение стихот.  А. Барто из серии «Игрушки»

Комплекс артикуляционной гимнастики «Научим мишку говорить»

Пальчиковая гимнастика  «У нашего Гришеньки».

Упр. «Найди товарища», различение звуков звонких и глухих.

Упр. «Подуй  на листочек»

Закрепить названия деревьев, зауч. стих. «Ива»

май

Комплекс арт. гимнастики

для щек и челюстей.

Упр. «Как живешь?» - разучивание, выкладывание из мозаики разных узоров

Упр. «Угадай, что звучит?» (музык. игрушки).

Упр. «Чей карандаш  дальше укатится»

Расскажи, что  ты знаешь о празднике  «День Победы». (из  личного опыта)

Комплекс арт. гимнастики

для щек и челюстей.

Пальчиковая гимнастика  «На лугу»

Упр. « На лесной полянке»  (жуки и змеи, комарики)

Упр. «Подуй  на одуванчик»

Д/игра «Узнай цветок по описанию», заучив. Стих. «Одуванчик»

Комплекс арт. гимнастики

для щек и челюстей.

Упр. с камушками, перебрать по цвету и величине.

Упр. «Цепочка слогов», твердых и мягких.

Упр. «Сдуй бабочку с цветка»

Упр. «Найди  и назови  насекомое». Отгадывание  загадок  о  насекомых.

Комплекс арт. гимнастики

для щек и челюстей

Рисование  на песке с подсветкой.

Упр. «Оркестр», различение муз. инструментов

Упр. «Вертушки»

Составление  рассказа «Во  что я  летом  играю» (из личного опыта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для автоматизации звуков "Речецветик" (магнитная)

РечецветикИгра для автоматизации звуковЦель: Автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать моторику, закреплять знание цветов.Материал: Цветик – семицветик, лепестки с картинками на за...

РЕЧЕЦВЕТИКИ

Словесное творчество детей нашего детского сада "Солнышко".Эта статья была размещена на стенде "Для родителей" и опубликована в районной газете "Заря"....

Газета Речецветик.

Материал к проекту "Речецветик"....

проект "Мисс Речецветик"

Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, известно, что творить нравится всем, и...

Логопедический кружок "Речецветик".

Коррекционно-развивающий кружок «Речецветик» проводится один раз в неделю во вторую половину дня с сентября по май. Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. Состав – 12 человек.Соверш...

Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"

Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области«Речецветик»Пояснительная записка   ...

КРУЖОК "РЕЧЕЦВЕТИК"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №7 «ЖУРАВУШКА» Кружок « Речецветик » 2 младшая группа  «Муравьишки»     Руково...