Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Колодина Ирина Александровна

«Наша речь — это важная часть нашего поведения, личности, души и ума».

 Л. Сухоруков.

Чтобы речь ребенка  сформировалась правильно ему необходимо находиться в нормальной социальной и речевой среде. В настоящее время дети большую часть времени проводят в условиях детского сада. Речь ребенка формируется в результате общения со взрослыми и сверстниками. Воспитатель группы, где находится ребенок, имеющий какой-либо речевой дефект, оказывает большое влияние на становление произносительной стороны речи. В такой сложившейся ситуации взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя имеет важное значение в устранении дефектов речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.


 «Наша речь — это важная часть нашего поведения, личности, души и ума».

 Л. Сухоруков. 

Чтобы речь ребенка  сформировалась правильно ему необходимо находиться в нормальной социальной и речевой среде. В настоящее время дети большую часть времени проводят в условиях детского сада. Речь ребенка формируется в результате общения со взрослыми и сверстниками. Воспитатель группы, где находится ребенок, имеющий какой-либо речевой дефект, оказывает большое влияние на становление произносительной стороны речи. В такой сложившейся ситуации взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя имеет важное значение в устранении дефектов речи детей.

В этой ситуации необходимо:

  1.  Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
  2. Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  3. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  4. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ 
    в коррекционно-развивающей работе.
  5. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

Результат, к которому должны прийти педагоги: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Для этого необходимо разграничить работу воспитателя и учителя-логопеда по основным направлениям, определить варианты взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель

Учитель-логопед

Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,
  • - "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
  • - в "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель

Логопед

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Профилактическая работа

Воспитатель

Логопед

Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.

Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями:

1.  Автоматизация поставленных звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи.

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Это позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

3. Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Они  помогают воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому учитель-логопед помогает подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуется воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Список литературы:

  1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
  2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] ИздательствоКАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"

Данный материал предназначен  воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.

Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...