Развитие слухового внимания и фонематического восприятия
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Коробейникова Мария Игоревна

Конспект занятия предназначен для подгрупповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fonematicheskiy_sluh.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы.

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Формирование фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.

Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка.

Программные задачи:

познакомить с правилами поведения на занятии;

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале  неречевых и речевых звуков.

Оборудование:

небольшая ширма;

звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка, предметные картинки из серии «Домашние животные» и пр.);

Ход занятия:

1. Организационный этап

- Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный воспитателем ритм звучания «волшебного бубна».

2. Сообщение темы занятия

Воспитатель: - Ребята сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

(Детям объясняются правила поведения на занятии: не мешать соседям, поднимать руку и пр.).

 3.  Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка»

Воспитатель: - Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».

Воспитатель: - Что вы услышали?

Дети: Звуки

Воспитатель: Правильно, вокруг вас множество звуков.

Посмотрите, сколько разных предметов перед вами. Эти предметы могут звучать по-разному.

Послушайте эти звуки.

Упражнение «Шумящие коробочки»: работа ножниц, шуршание бумагой, постукивание молотком, постукивание ложечкой о стакан.

А сейчас отгадайте предмет по звучанию.

Действия выполняются воспитателем за ширмой, а дети называют, что звучало.

Упражнение «Угадай, на чем играю?»

Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.

Воспитатель: Что вы сейчас слушали?

Дети: Звуки

Воспитатель: Правильно! А сейчас немного отдохнем

 4. Физминутка

Игра «Колокольчик»

Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.

5. Знакомство с термином «Речевой звук»

Воспитатель: Вы уже слышали, как звучат разные не живые предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:                        Листья на ветру шумели:

  • Р-р-р'                        —Тсс!        
    В стойле коровы мычали:                       Змеи в лесу шипели:        
  • Мммуу!                        — Шшш!        
    В комнате мухи жужжали:                       А комары все пели:
  • Жжж!                       — Ззз!

Мимо машины бежали:                       Непоседа мячик днем и ночью

  • Тррр!                        Успокоиться не хочет:
    Гудели от ветра все провода:                        — Пам! Пам!
  • Зззнь!                        Куклы кашляют в постели —
    Капала в кухне из крана вода:                        Днем мороженое ели!
  • Динь!                       — Кхх! Кхх!        
    Перекликались в ночи поезда:
  • Ууу! Ууу!                                                 Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

- Как перекликались поезда? (Ууу!) Как коровы мычали? Как куклы кашляют от мороженого?

Посмотрите ребята, что у нас есть! (воспитатель достает конверт с картинками «Домашние животные»). Как вы думаете, случайно они здесь оказались?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно ребята, не случайно. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть карточки. Что на них изображено?

Дети: Животные

Воспитатель: Совершенно верно. Я уверена, вы знаете как общаются эти животные. Давайте вместе попробуем изобразить голоса животных? Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

(Дети повторяют за воспитателем голоса животных, затем самостоятельно).

Предлагаю вам поиграть в игру.

Проводится игра: «Чей звук?»

Воспитатель: Звуки издают разные животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и образуют слова. А помогают говорить нам наши ротик, губки, язычок и голосок. Запомните главное правило: Звуки мы слышим и говорим! (выставляется табличка, см приложение)

6. Проговаривание слогов в сопровождении четких ритмичных движений:

Подбор звуков и слов для передачи звучания неживой природы.

Игра «Песенки».

Один слог — одно четкое движение. Показать и озвучить:

  • «Идет дождь»: пальцы стучат по столу: «Кап-кап».
  • «Паровоз»: кулаки плотно сжаты, резко разжимаются и сжимаются: «Пых-пых»;
  • «Чайник кипит»: крышка-ладонь стучит по чайнику-кулаку: «Бах-бах-бах»;
  • Маятник»: локоть ведущей руки опирается на стол, пальцы вместе, наклонять руку влево-вправо, не сгибая в запястье: «Тик-так»;
  • «Насос»: руки в замке движутся вверх, вниз: «Пс»

7. Итог занятия.

Воспитатель:  Что вы на занятии учились слушать и различать?

Дети: Звуки

Воспитатель: Что вы узнали про звуки?

Дети: Звуки мы слышим и говорим!

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Данный материал разработан для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей группы на материале внеречевых звуков....

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия старших дошкольников в стихотворениях.

Дети с недоразвитиемем фонематического слуха имеют нарушения звукопроизношения. Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи достигается путём целенаправленной работы по коррекции фонематическо...

Конспект занятия по развитию слухового внимания и фонематического восприятия

Занятия лучше проводить с подгруппой детей из 4-6 человек. Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых  и речевых звуков....

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие....

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...