Автоматизация звука [р] в слогах и словах
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Автоматизация звука [р] в слогах и словах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_slogah_i_slovah.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [р] в слогах и словах

ЦЕЛИ

  • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про изнесение звука [р].
  • Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах
    и словах.
  • Упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Продолжать учить подбирать слова-антонимы.
  • Упражнять в согласовании существительных с числитель ными 2 и 5.
  • Развивать внимание, мышление, пространственную ориен тировку, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Карта «Острова в океане»; предметные картинки: парус ник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок «Угощение»; набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками на одной из сторон); сундучок или шкатулка с конфетами.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Ты догадался, что это за звук?

Ребенок. Р-р-р.

2.Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для построй ки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздя ми (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замеча тельная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усилива ется! Можно готовиться к отплытию.

3. Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давай столкнем нашу лодку на воду. Камни перевора чиваются, стучат по дну лодки: р-р-р.

Ребенок, повторяя за логопедом, произносит звук [р]. Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.

 4.        Берем курс на первый остров!

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — проклады вает курс.

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Пра — про — пры.        Бро — бра — брэ.

Гры — грэ — гро.        Тра — тру — тры.

Кру — кро — кра.        Фрэ — фра — фро.

Дро — дру — дрэ.        Вры — вро — вра.

5.        Первый остров оказался необитаемым, плывем к следу ющему.

А на втором острове живет зубастый, голодный ... кроко дил. Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пи рожки. Угощай крокодила: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.

Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными 2 и 5.

6.        Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова
разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним при ближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лод ку? 
(Парусник). Давай расскажем жителям острова, что есть
у корабля. А если в слове есть звук [р], повтори это слово
погромче, чтобы все слышали. Слушай внимательно: 
корпус,
палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюп ка, труба, труба, мостик.

Ребенок повторяет слова со звуком [р].

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.

7.        К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.)
На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы
и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар тинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале сло ва, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги
обезьянам разложить кокосы.

Ребенок выполняет.

8.        Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу сле дующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)

Он не молодой, а ... старый. Не плохой, а ... хороший.

Не злой, а ... добрый.

Не сердитый, а ... радостный.

Не растрепанный, а ... аккуратный.

Не ленивый, а ... трудолюбивый.

Не глупый, а ... мудрый.

9.        Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на пос леднем острове. Ты путь по карте уже проложил? Отправля емся туда.

Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделай шаг вправо, два шага вперед.

Ребенок двигается по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда.

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.

Крыжовник, брусника, груша, смородина.

Ребенок называет лишнее слово в каждой группе слов.

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Ребенок открывает сундучок, в нем конфеты.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.

10.        Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был дол гим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?

Ребенок. Р-р-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах - презентация.

В презентации представлен речевой и картинный материал для автоматизации звука [Ш] в прямых и обратных слогах....

Автоматизация звука З в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» для ребенка с дефектом произношения , обусловленного дизартрией, старшей группы, с самоанали...

Уточнение произношения и автоматизация звука [ч] в слогах и словах.

Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный. Если произношение русских гласных звуков, за исключением редуцированных, не вызывает о...

Конспект подгруппового занятия: «В гостях у Сони» (Звук С) Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».

Цель:-Закреплять изолированное произношение звука (с).-Упражнять в правильном произношений звука (с) в слогах и в словах.-Продолжать учить определению наличия и места звука в слове.-Упражнять в правил...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует  развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...