конспект занятия " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Игры и упражнения по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektzanyatiya.docx0 байтов
Файл konspektzanyatiya.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ   5 неделя

                                   Занятие 1

Тема ««Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания картины,формирование целостного представления об изображённом на них. Совершенствование грамматического строя речи(предложно-падежные конструкции) Совершенствование навыка звукового анализа предложений.

Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи. Развитие фонематического восприятия, речевого

Воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование: Запись курлыканья журавлей. Картина Башкирцевой “Осень”контейнеры с жёлудями, каштанами, камешками, листьями, плоскостные изображения птиц, фишки, сюжетные

Ход занятия

1.Организационный момент.

На мольберте репродукция картины М.Башкирцевой «Осень» и звучит запись криков улетающих журавлей.

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Вот и наступила поздняя осень. Всё реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?(Это крики журавлей)

Да, это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая.

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.   Е. Благинина

Сегодня мы будем говорить о поздней осени и завершим разговор о перелётных птицах.

  1. Рассматривание репродукции картины М.Башкирцевой «Осень». Беседа по картине.

Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании. Действительно становится грустно, но почему? В каких тонах нарисована картина? ( Картина написана неяркими красками. Аллея тонет в густом холодном тумане. Деревья на картине уже почти голые, а оставшиеся  листья подсохшие и неяркие. Трава вдоль дорог пожелтела и подсохла. Дорога грязная и на ней лежат кучи сухих листьев. Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже вода холодная. Неба не видно, потому что всё закрывает туман)

Послушайте как пишет об осенних туманах М. Гумелевская 

«…Стелются над землёй осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покрывалом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землёй состоит из крохотных капелек воды…»

Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если всё окутал туман? (Воздух влажный, сырой, холодный)Какое время суток изобразил художник? (Это раннее утро)Что мы можем услышать на пустынной аллее? (Высоко в небе слышны крики журавлей. А на земле шелестит листья.) Да, листья шелестят чуть слышно, потому, что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.

3.Упражнение «Осенний ветер»

Дуем на сухие листочки.

Задрожали листы, облетая

Тучи неба закрыли красу

С поля буря ворвавшися злая

Рвёт и мечет и воет в лесу.

Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёки.

Ой, какой страшный ветер на аллее в парке! Давайте соберём листья в корзину.

  1. Упражнение «Узнай на ощупь»

Чудесный мешочек с Жёлудем, каштаном, шишкой, листок, еловая иголка, мох.

Дети на ощупь определяют, что они нашли и называют, что это и почему они так решили.

5.Упражнение «Осень»

Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

Встают на носочки и подымают руки вверх, потом приседают. Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, плавные движения руками перед собой.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

  1. Игра «Найди место»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди место» для каждой птицы на картинке, отметь, какие предлоги есть в вашем предложении. (Лебедь плавает по озеру предлог – маленькое слово - «по». Журавль стоит в воде. Предлог «в». Ласточка поднялась высоко в небо. Предлог «в». Грач сидит на берёзе. Предлог «на». Утка сидит в камышах. Предлог «в». Кулик ходит по берегу. Предлог «по». Скворец сидит под скворечником. Предлог «под». кукушка сидит в кустах орешника. Предлог «в».)

  1. Упражнение «составь схему»

Повторите последнее предложение. Сколько в нём слов?. Какое слово первое? Какое второе?...  Выкладываем схему предложения на столе.

__________   __________   ____________  __________  ___________  .

  1. Отгадывание загадок.

Вы узнали много нового о перелётных и водоплавающих птицах, поэтому вам не составит труда  отгадать загадки о них и объяснить, как вы это сделали, как догадались.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это?... соловей- он самый лучший певец среди птиц.

Вдоль по речке. По водице

Плывёт лодок вереница

Впереди корабль идёт,

 За собою всех ведёт.. утка с утятами.- По форме утка напоминает кораблик.

У меня ходули

Не страшит болото

Лягушат найду ли.

Вот моя забота…цапля- у неё длинные ноги, похожи на ходули, она питается лягушками.

  1. Упражнение « Кто чем питается?»

И наконец, последнее задание.рассмотрите картинки и составьте предложение о том, чем питаются изображённые на них птицы.

(ласточка ловит мелких насекомых. Цапля питается лягушками. Грач ищет в земле червячков. Скворец собирае гусениц с листьев берёзы.

10.Окончание занятия.

 Оценка работы детей. Дети рассказывают о том. что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились.