Проект «Золотая Осень» (подготовительная логопедическая группа)
проект по логопедии на тему

Вишневская Татьяна Юрьевна

Проектная деятельность учителя-логопеда с детьми подготовительной логопедической группы и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР - детский сад №26 «Родничок»




Проект «Золотая Осень»

(для подготовительной логопедической группы)




Составила: учитель-логопед

Вишневская Т.Ю.



г. Истра

2017

Проект «Золотая осень».

Вид проекта: познавательно — творческий.

Продолжительность: 4 недели

Сроки проведения: 04.09.2017г.  по 29.09.2017 г.

Участники проекта: дети, логопед.

Возраст детей: 6 — 7 лет.

Цели проекта:

- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень ».

- Расширять представления детей об осени, как времени года.

- Познакомить родителей с содержанием логопедических занятий.

Задачи:

  1. Формировать у детей умения и навыки наблюдения за природными явлениями и объектами.
  2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  3. Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  4. Формировать лексико-грамматические категории.
  5. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  6. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  7. Развивать связную речь.
  8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.
  9. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Актуальность проекта:

В образовательном процессе подготовительной к школе группы наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях,  в заучивании стихотворений, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке. Для ознакомления с изобразительным творчеством и художественной литературой используем ИКТ, это лучше развивает мышление ребенка, память и наблюдательность. Мультимедийные презентации о явлениях природы, которые происходят вокруг нас, помогают детям понять законы природы.

В условиях образовательного процесса в МДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей.

Образовательные области:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Социализация
  • Чтение художественной литературы
  • Здоровье

Обеспечение:

Подбор иллюстраций и картин.

Детская литература.

Настольно-печатные игры.

ИКТ.

Продукт проекта:

Открытое занятие  по теме для родителей на родительском собрании.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

- Выбор темы проекта и формы для его защиты.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Создание мультимедийной презентации.

2 этап. Основной (практический).

- Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.

-  Обогащение и активизация словаря по темам «осень», «овощи», «фрукты», «птицы», «деревья», «грибы».

- Самостоятельное составление рассказа детьми об осени.

- Заучивание стихотворения по теме.

3 этап. Заключительный.

Презентация результатов проекта: открытое занятие для родителей на родительском собрании.


Реализация проекта:

 Образовательная область: «Социализация».

  • Сюжетно-ролевые игры:

- «Овощной магазин»

Цель: Закрепление  знаний об овощах и фруктах, продолжать знакомство с профессией продавца, воспитывать дружеские взаимоотношения.

  • Дидактические игры:

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

- «Что бывает только осенью?»

- «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)

- «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »

- «Собираем урожай»

- «С чьей ветки детки?»

- «С какого дерева листок»

- «Четвёртый лишний» — (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

 Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

  • Пословицы, поговорки и загадки об осени.
  • Чтение рассказов и заучивание стихотворений об осени и её дарах.

Образовательная область: «Коммуникация».

  • Подборка иллюстраций о золотой осени рассматривание и обсуждение их.
  • Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».
  • Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».
  • Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.

Образовательная область: «Познание».

  • Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе:

— Наблюдения за сезонными  изменения природы (за солнцем, небом,   ветром, осенним  дождём, листопадом,  клумбой, деревьями и т.д.)

Цель: Закрепить знания о взаимосвязи в живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.

— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени).

Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.

— Наблюдения за овощами и фруктами.

Цель: Расширить представления об овощах и фруктах. Тренировать память, развивать мышление, речь.

— Наблюдения за перелетными птицами.

Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Образовательная область: «Здоровье».

  • Коррекционная логопедическая работа:

1. Развитие мышц артикуляционного аппарата. (Упражнения для губ и щек, языка).

Цель: Развивать моторную функцию органов артикуляции.

2.  Развитие речевого дыхания. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. (Дыхательные упражнения).

Цель: Формирование навыков правильного речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики, графических навыков (Пальчиковые игры, штриховка, обводка).

 Цель: Развивать мышцы пальцев рук, графические навыки.

4. Развитие лексики. (Речевые игры).

Цель: Обогащать речь детей  существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами.

5. Развитие грамматического строя речи. (Речевые игры).

Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний, согласования существительных с числительными, правильного употребления предлогов.

6. Развитие связной речи.

Цель: Развитие связной речи, формирование навыка диалогической речи, составление  рассказов.

7. Логоритмические  упражнения. Физминутки.

Цель: Развивать координацию движений в сочетании с речью.

8. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции, ловкости.

    Речевые игры

— «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

  Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.

— «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

   Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

— «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

   Цель: Обогащать словарный запас, учить согласовывать существительные и прилагательные в роде,  развивать память, мышление.

— «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

   Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

— «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

— «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

—  «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)

   Цель: Учить образовывать  прилагательные от существительных.

— «Узнай дерево по листу, плоду»

   Цель: Учить подбирать  листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание

— «Съедобный — несъедобный»;

— «Соберём грибы в корзину»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

— «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)

   Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

— « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши  — в саду)

— «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)

   Цель: Образовывать прилагательные от существительных.

—  «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)

   Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

ТЕМЫ  НОД

Коммуникация. Чтение художественной литературы

1. Чтение стихотворения «Осень» Е.Трутневой.

2. Чтение стихотворения «Скоро белые метели снег поднимут от земли…».

3.Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад…»

4. Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана.

5. Чтение стихотворения А.С. Пушкина « Унылая пора! Очей очарование…», «Уж небо осенью дышало…»

6. Чтение рассказа В. Катаева  «Грибы».

7. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка».

8. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

9. Загадки и пословицы об осени.

10. Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова « Улетают журавли»

11. Составление описательного рассказа о дереве.

12. Составление описательного рассказа «Птицы».

13. Сопоставление ранней и золотой осени.

Познание

1. «Грибы бывают разные».

2. «Ранняя осень».

3. «Перелётные птицы».

4. «Такой разный урожай» — (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Пальчиковые игры:

- «Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать…»;

- «Вышел дождик на прогулку…»;

- «Будем мы варить компот»;

- «У Лариски – две редиски, у Алёшки – две картощки…»

Ожидаемые результаты.

Для детей:

1) Знают и называют:

— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

— осенние месяцы, приметы и явления;

— пословицы, поговорки об осени.

2) Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

3) Расширились  представления  об осени, как времени года.

4) Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.

Для педагогов:

Собран и систематизирован материал по теме проекта.

Для родителей:

Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Литература.

1. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013. – 112 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013. – 104 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

3. Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи».

4. Т.А.Ткаченко «Система коррекции ОНР у детей 6 лет».

5. О.С.Яцель «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» (конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах).

6. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет».

7. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Золотая осень» в старшей группе.

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовате...

Познавательно-творческий проект "Золотая осень"в старшей группе детского сада.

Тип проекта:долгосрочный, познавательно-творческийгрупповой, детско-родительский, педагогический.Способы разработки проекта:системная «Паутинка»Способы реализации:метод мыслительных карт Т...

Проект "Золотая осень" в старшей группе

Проект "Золотая осень" в старшей группе...

Проект "Золотая осень" 2 младшая группа

    У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на инте...

Проект: «Золотая осень» для старшей группы компенсирующей направленности.

Актуальность проекта:Из-за постоянной занятости родители редко гуляют с детьми, редко читают им книги и тем самым лишают детей возможности увидеть прекрасные краски осени. Это значит, что осень остане...

Проект "Золотая осень" первая младшая группа.

Проект "Золотая осень" первая мадшая группа....

Паспорт проекта "Золотая Осень" подготовительная группа

Тема данного проекта выбрана для того, чтобы расширить кругозор детей об осени, её основных признаках, названиях месяцев.С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, о...