Конспект занятия по рисованию по мотивам сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок» подготовительная логопедическая группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект занятия по рисованию по мотивам сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.12 МБ | |
| 22.14 КБ | |
| 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята, угадайте, кто будет гостем нашего занятия? Отгадайте загадку. Он носом землю постучит, Взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный (Петушок). Правильно, Петушок. В народных сказаниях разных стран часто можно встретить образ петуха. Например, в русских сказаниях петух имеет героический характер и приходит на помощь.
Во все времена петух был своеобразным «будильником». Он своим криком будил людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам», люди вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Петух, как и солнце, представлялся всевидящим, и по этой причине его использовали для предсказания погоды, в разнообразных гаданиях и ритуалах. Считается, что пение петухов в сильные морозы предвещает теплую погоду, а летом – наоборот. Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях. Ребята, а вы знаете сказки, где главный герой петух? Правильно, молодцы, В сказке А. С. Пушкина, «Сказки о золотом петушке» петух выполнял функцию сторожа. Давайте вспомним отрывок
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу,- Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незванной , Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся». давайте вспомним сказку А. С. Пушкина «Золотой петушок», прочитает его…….:
Посмотрите, какой красивый Петушок . Давайте рассмотрим его. Что есть у Петушка ? (туловище, голова, хвост) . Что находиться на голове? (гребешок, бородка) . Какого цвета гребешок? (красного) . Какой формы туловище? (овальное) . Что находиться на туловище? (крылья, хвост) . Какой хвост у Петушка ? (большой, длинный) . Какие геометрические фигуры нужно нарисовать , чтобы легко можно было выполнить рисунок? (Ответы детей) .
Ребята, и я сегодня предлагаю вам нарисовать Золотого петушка из сказки А.С. Пушкина сказочного, красивого , нарядного , сидящего на высоком шпиле царского дворца (поясняет, что спица, о которой говорит мудрец царю Дадону : «Посади ты эту птицу на спицу» - это на самом деле шпиль башни). А что для этого понадобиться? Чем отличается этот сказочный петушок от обычного? Он из золота, скажите пожалуйста, какие две краски мы будем с вами использовать при рисовании золотого петушка? Правильно, красную и желтую. Но сначала вы будете работать с простым карандашом, сделаете набросок, как настоящие художники, а затем раскрасите своего петушка.
Сейчас мы с вами, будем зарисовывать петушка кончиком (тонкой) кисточки. А, превращать его в «Золотого», сказочного петушка, путем закрашивания (широкой) кисточкой. Но перед закрашиванием вам нужно подобрать петушку золотой цвет при помощи смешивания красок. А теперь ребята, принимаемся за работу, проявите свою фантазию и выдумку. Главное помните, что петушок должен получиться золотым, сказочным. Ребята и не забываем, что после закрашивания петушка, обязательно делаем фон, как вы думаете какой будет фон? Правильно, голубой , а почему? Молодцы, потому что петушок сидит высоко на шпиле в небе.
Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: « Кири-ку-ку . Царствуй, лёжа на боку!» И соседи присмирели, Воевать уже не смели: Таковой им царь Дадон Дал отпор со всех сторон!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию
по мотивам сказки А. С. Пушкина
«Золотой петушок»
подготовительная логопедическая группа
Подготовила воспитатель логопедической группы:
Агафонова И.А.
г. Липецк
2025 год
Задачи: создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус.
Оборудование: иллюстрации с изображением сказочных петушков, портрет А. С. Пушкина, книга: «Сказка о золотом петушке». На каждого ребенка альбомный лист (А-4) – белый или тонированный (на выбор детям, краски гуашевые, палитры, кисти 2-х разных размеров, подставочки для кисточек, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; презентация.
Предварительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке", рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости!
Давайте поздороваемся с гостями!
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, сейчас я загадаю вам загадку и вы должны угадать, кто будет кто же это??
Он носом землю постучит, взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный, крикун неугомонный (Петушок).
Воспитатель: Правильно, Петушок. В народных сказаниях разных стран часто можно встретить образ петуха. Например, в русских сказаниях петух имеет героический характер и приходит на помощь. Посмотрите пожалуйста на экран назовите мне эти сказки. (Заюшкина избушка; Кот, петух, лиса; Петушок – золотой гребешок; Петух и собака, Бременские музыканты). Правильно, молодцы.
Воспитатель: Во все времена петух был своеобразным «будильником». Он своим криком будил людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам», люди вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом.
Также его считали всевидящим, и по этой причине его использовали для предсказания погоды, в разнообразных гаданиях и ритуалах. Считается, что пение петухов в сильные морозы предвещает теплую погоду, а летом – наоборот. Изображение петуха-стража помещали на крышах домов.
Воспитатель: Ребята, что за звук за дверью? Сейчас я посмотрю, Посмотрите, кто к нам в гости пришел, узнали? Посмотрите, какой красивый Петушок. Давайте рассмотрим его. Что есть у Петушка? (туловище, голова, хвост). Что находиться на голове? (гребешок, бородка). Какого цвета гребешок? (красного). Какой формы туловище? (овальное). Что находиться на туловище? (крылья, хвост). Какой хвост у Петушка? (большой, длинный). Какие геометрические фигуры нужно нарисовать, чтобы легко можно было выполнить рисунок? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки, где главный герой петух - сторож?
Правильно, молодцы, «Сказки о золотом петушке» - петух выполнял функцию сторожа. Посмотрите на экран. Узнаете сказку? Кто ее написал? Молодцы!
На проекторе портрет А. С. Пушкина и иллюстрации к сказке:
«Золотой петушок»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним отрывок из сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок»:
Дамир: «…Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,то сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороныожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной, иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок приподымет гребешок,
Закричит и встрепенетсяи в то место обернется».
Царь мудреца благодарит, груды золота сулит…
Воспитатель: Ребята, наш гость пришел с просьбой нарисовать ему друзей, с которыми он будить играть, и я сегодня предлагаю вам нарисовать Золотого петушка из сказки А.С. Пушкина сказочного, красивого, нарядного, сидящего на высоком шпиле царского дворца (поясняет, что спица, о которой говорит мудрец царю Дадону: «Посади ты эту птицу на спицу» - это на самом деле шпиль башни).
Чем отличается этот сказочный петушок от обычного? Он из золота, скажите, пожалуйста, какие две краски вы будете смешивать использовать при рисовании золотого петушка? Правильно, красную и желтую. Но сначала, вы будете работать с простым карандашом, сделаете сначала набросок, как настоящие художники, а затем раскрасите своего петушка. Присаживайтесь на свои места.
(Простой карандаш, палитры, гуашевые краски и кисточки с водой).
(Рисуют простым карандашом).
Воспитатель: Все справились? А сейчас давайте немного отдохнем. Выходите на ковер.
Физминутка: «Петушок»
«Ох, ох что за гром? Ох, ох что за гром?(руки - к щекам, наклоны в сторону)
Заяц строит новый дом (движения имитирующие работу с молотком)
Молоток: тук- тук (хлопки руками)
Помогать идет петух (шаги с наклонами в стороны)
Воспитатель: Молодцы. Сейчас садитесь за стол принимайтесь за работу, проявите свою фантазию. Главное помните, что петушок должен получиться золотым, сказочным.
(Звучит тихая музыка, дети красками рисуют сказочного петушка)
Воспитатель: Какие красивые петушки у вас получились! Молодцы ребята!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня рисовали? (Ответы детей).
Воспитатель: и сейчас Даяна расскажет еще несколько строк из сказки о золотом петушке.
Даяна: «…Петушок с высокой спицы стал стеречь царя границы.
Чуть опасность где видна, верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели, Воевать уже не смели…»
Воспитатель:Молодцы ребята! Из ваших рисунков мы сделаем выставку «Золотой петушок глазами детей», ваши петушки будут охранять нашу группу, и наш детский сад.
Предварительный просмотр:
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. У детей с нарушением речи плохо развиты быстрота и координация движений, мелкая моторика.
Взаимосвязь общей, мелкой, и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитее тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций, состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Многим детям с ОНР первоначально необходима механическая помощь для формирования координации и силы тонких движений, навыка выполнений действий с мелкими предметами, рисование, лепка, аппликация.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
В ходе изодеятельности происходит развитие интеллекта, который растёт пропорционально получаемой информации; своевременное и полноценное психическое развитие, активно развивается речь. Разная техника изображения развивает различные части руки: предплечье, кисть, пальцы. По определению Сеченова: “Рука — это щупальцы мозга, это единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии”.
Работая с детьми, я обратила внимание, что чем сильнее у ребенка дефект речи, тем реже и неохотнее дети рисуют. В рисунках частично используют цвета или идет нарушение цветовой передачи, искаженность формы или бесформенность, ошибочная передача величины предмета, несоблюдения симметрии и пропорции, неумение компоновать изображение на листе.
Образовательную деятельность организую как игру, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии, использую движения, музыку, звуки, прикосновения. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком. Игры, используемые в средней группе, - «Мимика в рисунках», «Озорной котенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».
У старших дошкольников возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремиться создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает.
Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта особенность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь своего сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков «сказочная», фантастическая: «Царство красок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театр теней» и т.д.
У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Очень часто у детей – логопатов наряду с нарушением речевого развития идет задержка и моторного развития, координации движений кисти, рук, пальцев. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость, соблюдать нужный нажим при рисовании, и письме карандашом.
Чтобы сформировать наиболее точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, использую разные виды коррекции изобразительных навыков.
1. Коррекция точности направления руки. Формировать умение проводить длинные и короткие, вертикальные и наклонные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.
2. Коррекция размаха движений руки при рисовании. Задание: нарисуй, как кораблик плывет по волнам.
3. Коррекция глазомерной оценки величины предметов и умения передавать разную величину в рисунке.
4. Коррекция формообразующих движений.
Задание «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры, вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно уменьшающиеся фигуры.
5. Коррекция изображений мелких предметов. Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.
Задание: обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руки (используем раскраски с заданиями).
Очень часто дети с трудом могут раскрасить рисунок, это связанно с чрезмерным напряжением кисти, поэтому предлагаю им чаще раскрашивать, обучаю различным приемам раскрашивания.
В подготовительной к школе группе особенно эффективно рисование под диктовку. Оно вызывает у детей интерес, радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволяет быстрее и легче усваивать предлагаемый материал, преодолевать речевое нарушение. Вот некоторые примеры.
Детям даются задания нарисовать:
- большой треугольник, на нем треугольник поменьше, сверху еще меньше;
- квадрат, сверху треугольник, в квадрате квадрат поменьше, на крыше труба;
- ветку, на ней слева сверху веточку поменьше, справе снизу еще одну веточку. На верхушке ветки один листик, на левой ветке два листика с правой ветки осыпалось три листика.
Наблюдая за детьми, я заметила, что они очень любят рисовать шариковой ручкой. Однажды я предложила своим ребятам совершить удивительное путешествие в страну «Графо». Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык. Штрих, линия, пятно, геометрический рисунок – это и есть основной язык этой страны.
Путешествуя по стране «Графо», дети учатся рисовать штрихи, выполнять рисунок по законам композиции. Большое внимание я уделяла созданию художественного образа. Как добиться того, чтобы персонаж был как живой? Объясняла детям, что каждому герою необходимо найти интересное занятие, вот тогда они оживут, и с ними будет интересно.
Насколько увлекательно и интересно нетрадиционное рисование! Дети с удовольствием, макают пальцы в разные краски, и нет никакой разницы правая это рука или левая. Особенно это важно для леворуких детей, именно у этих детей проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они с удовольствием рисуют и карандашами и кисточкой. Боязнь «не умею», «не могу» - побеждена.
В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе и мне и детям. Например: акварельная монотипия, «Волшебные нити», рисование по мокрому листу, «печать растений», «гроттаж», кляксография, рисование свечой и т.д.
Если в рисунках преобладают яркие, светлые тона, значит внутренне состояние ребенка спокойное, уравновешенное. Если в рисунках преобладают темно-синий, черный, коричневый, зеленые цвета это говорит о том, что ребенок чувствует свою незащищенность, недоверие к себе, чувствует неполноценность, враждебность, трудность в общении. К такому ребенку следует внимательно присмотреться, постараться устранить причину его беспокойства.
Довольно часто рисунки могут помочь в регуляции поведения.
Перед импульсивными детьми ставятся задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенные детали рисунка и дорисовать ее до конца. С такими детьми полезно рисовать «витражи».
Детям инертным, вялым полезны задания на развитие фантазии, на смешивании красок.
Эффективно совместное рисование. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни детей, их поведении.
Желательно применять такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игру в кляксы, тематическое и свободное рисование.
Игра в кляксы обычно помогает ослаблению возбуждения слишком эмоциональных детей. Эта игра вызывает у детей эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредотачивало внимание на физических действиях, вызывающих эти эмоции, т.е. на действиях необходимых для изготовления «картин» из клякс. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулируют воображение и увлечение игрой в кляксы. Если для активного ребенка, хотя бы для беготни, надо много места, если его рассеянное внимание распылено вширь и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы видно, как сужается зона его активности, как уменьшается амплитуда его движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более точными. Круг внимания ребенка тоже сужается и сосредотачивается в малой зоне.
Свободное и тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияние на ребенка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведет к улучшению его общения со сверстниками. Тематическое рисование обычно направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей.
Необходимо с помощью красок научить ребенка чувствовать и передавать в рисунке свое настроение, состояние. Можно проводить такие изобразительные игры, как «Нарисуй грусть, радость», «Тихий шелест листьев», «Нарисуй журчание воды» - такие игры обогащают внутренний мир ребенка, раскрепощают его, учат вслушиваться в окружающий мир. В своей работе пытаюсь не только определить эмоциональное состояние каждого ребенка, его активность, и коммуникативные способности, но и организовать с учетом полученных данных коррекционную работу.
Много лет работая с детьми, придерживаюсь нескольких правил, которые мне помогают:
- Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру в ребенка в свои силы, предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что ты догадаешься! А если подумаешь, то сможешь обойтись и без моей подсказки!» и т.п.
- Воспитывать настойчивость в выполнении заданий, доведения задуманного до конца.
- Подводить итог деятельности ребенка.
Все это повышает самооценку ребенка «Я могу!», «Я знаю!», развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.
Мой педагогический принцип - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Доклад на тему:
«Изобразительная деятельность
как средство разностороннего развития детей с нарушением речи»
Подготовила воспитатель: Агафонова И.А.
2025 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Доктор Айболит» (по мотивам сказки К.Чуковского), старшая группа
Конспект занятия «Доктор Айболит» (по мотивам сказки К.Чуковского), старшая группа...

Конспект математического вечера досуга по мотивам сказки А.С.Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях"
Программное содержание: развивать логическое мышление; закреплять умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; закреплять умение находить геометрические фигуры в окружающей обстано...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Закладка для книги». Старшая группа
Формировать умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять элементы, традиционные особенности городецкой росписи. Познакомить детей с композицией – цветочная полоса. Зак...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Птица счастья». Подготовительная группа
Задачи. Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Закреплять умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять традиционные особенности городецкой росписи....

Рисование по мотивам сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка"
Золотая рыбка» по сказке А. С. Пушкина«Сказка о рыбаке и рыбке»Задачи:-Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выраз...

Сценарий игры "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина" с детьми подготовительной логопедической группы
Продолжаем знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина. В игровой форме повторяем и закрепляем знания детей о содержании сказок А. С. Пушкина. Развиваем речь, образное и логическое мышление, память. ...

Конспект открытого интегрированного занятия с элементами драматизации по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Под грибом» (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...
