Статья "СОСТОЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ"
статья по логопедии на тему

Жалялетдинова Екатерина Александровна

Речь и мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой  этой  проблемы  занимались  такие  видные психологи и педагоги, как П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже,         С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление.

Ведущую роль в познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи отводят наглядно-образному мышлению. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Жалялетдинова Екатерина Александровна

Должность: старший воспитатель

СОСТОЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Проблема формирования  наглядно-образного и словесно-логического мышления всегда оставалась одной из центральных проблем в психологии и педагогике. Выявлены  особенности развития наглядно-образного и словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.

Особенности нарушения речи у детей с дизартрией исследовались в работах Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.Ф. Соботович. Это позволило выявить, что  у детей со стертой дизартрией за счет общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что приводит к недостаточности формирования  мыслительных операций. Дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно осознают элементы языка, речи и прежде всего слова, у них возникает несформированность значения слова, его семантической структуры, недостатки в  осознании слова как элемента языка,   и  инструмента мышления.

 Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что у детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения различных видов мышления.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи. У детей с дизартрией на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией. Исключением лишнего понятия умозаключением по аналогии. Недостатки мышления у детей с дизартрией могут иметь не только вторичный, но и первичный характер. Для многих детей с дизартрией характерна также ригидность мышления.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрия проявляется двумя основными синдромами - нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски (просодической стороны).

Понимание дизартрии как специфического расстройства подтверждает необходимость применения специальных методов ее преодоления и  специальных технологий коррекционно-развивающего обучения дошкольников, не предусмотренных возможностями общеобразовательной программы.

Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия мышления и особенностей его формирования у дошкольников с дизартрией, по сравнению с детьми без речевого нарушения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема особенностей развития мышления дошкольников с дизартрией недостаточно рассмотрена учеными и требует для своего разрешения использование научных методов, уточнения теоретических и практических предположений.

Проведение исследования позволит определить первоочередные задачи дальнейшего теоретического и практического разрешения проблемы дизартрии у дошкольников.

Проведенное исследование выявило следующее.

В основе возникновения дизартрии у дошкольников лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психической деятельности, препятствующее своевременному и полноценному развитию ребенка. Это нарушение, в свою очередь, обусловлено воздействием неблагоприятных этиологических факторов, вызывающих  дизонтогенез раннего психомоторного и речевого развития детей. Клиническое обследование дошкольников с дизартрией свидетельствует о наличии у них признаков нарушения нейробиологических и функциональных закономерностей развития мозговой организации психической деятельности.

Наглядно-образное мышление у дошкольников с дизартрией по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем развития речи имеет ряд особенностей: у них не сформированы основные компоненты наглядно-образного и словесно-логического мышления и взаимосвязь между ними; затруднена актуализация образов-представлений об окружающей действительности и словесные обобщения имеющихся образов; нарушена последовательность  мыслительной деятельности, недостаточно сформированы мыслительные операции, способы решения наглядно-образных и словесно-логических задач; отмечается недостаточное участие речи в процессе их решения.  

Коррекция нарушения мышления у дошкольников с дизартрией должна иметь комплексный и системный характер. С учетом структуры дефекта и индивидуально-типологических особенностей детей с различными вариантами структуры дизартрии, может быть реализован дифференцированный подход к организации коррекционно-обучающего воздействия и определению его содержания. Коррекционно-педагогическая работа по формированию наглядно-образного и словесно-логического мышления дошкольников с дизартрией должна быть направлена на поэтапное формирование основных компонентов наглядно-образного и словесно-логического мышления и установлению связи между ними: систематизацию образов-представлений об окружающей действительности; установление необходимой взаимосвязи между образом и словом; формирование структурных компонентов мыслительной деятельности; закрепление усвоенных знаний в типичных видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Проблема формирования  наглядно-образного и словесно-логического мышления всегда оставалась одной из центральных проблем в психологии и педагогике, поэтому в теоретической части исследования пред...

Особенности мышления у детей с дизартрией

Речь и мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой  этой...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Речь и мышление составляют основу интеллекта, а проблема его развития интересует ученых в частности для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой  этой...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ"

методическая разработка "развитие мышления у дошкольников с дизартрией".Разновозрастная группа (5-7 лет)...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....