Авторский практический материал по развитию речи и мелкой моторики
материал по логопедии (средняя, старшая группа) по теме

Разина Татьяна Викторовна

Данные упражнения помогают детям легко координировать речевые выссказывания с движениями пальцев рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_material.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Этапы разучивания игр:

  1. Педагог сам демонстрирует ребёнку игру.
  2. Педагог помогает освоить игру, действуя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Ребёнок самостоятельно играет, а взрослый произносит стихотворный текст.
  4. Ребёнок полностью проигрывает упражнение сам и повторяет текст.

Осьминог

Цель:

- развитие статической и динамической координации;

- развитие речи с движением.

Материалы: канцелярская резинка.

Содержание:

Вот забавный осьминог, (Поставить растопыренные пальцы правой руки на стол, натянув между ними резинку.)

Ходит прямо и назад, («Ходить» по столу вперед и назад.)

У него есть восемь ног, (Растянуть резинку и стучать тихонько пальчиками по столу.)

Осьминожка очень рад! (Динамично растягивать резинку в разные стороны.)

Тюльпан

Цель:

- развитие статической и динамической координации;

- развитие речи с движением.

Материалы: канцелярская резинка.

Содержание:

По весне тюльпан проснулся, (Пальцы изображают бутон цветка.)

Лепестки чуть – чуть раскрыл, (Натянуть немного пальцами резинку.)

Солнце стало греть сильнее, (Легкие динамичные растягивания резинки пальчиками в стороны.)

Весь бутончик распустил! (Натянуть резинку до предела.)

Акула

Цель:

- развитие динамической координации;

- развитие речи с движением.

Материалы: прищепка.

Содержание:

Вот зубастая акула (Раскрывать прищепку двумя пальцами руки.)

Раз нырнула, два нырнула,

«Рыбок мелких проглочу, («Хватать» поочередно пальчики другой руки.)

Очень кушать я хочу!»

Птички

Цель:

- развитие динамической координации;

- развитие речи с движением.

Материалы: прищепки.

Содержание:

Птички в гнёздышке сидели, (Выполнять нажатия на прищепки одновременно двумя руками.)

Клювы открывали,

Кушать пташечки хотели,

Маму – птицу ждали.

Ком

Цель:

- развитие динамической координации;

- выполнение самомассажа ладоней;

- развитие речи с движением.

Материалы: массажный мяч среднего размера.

Содержание:

Я по кругу ком катал, (Катать по столу массажный мячик круговыми движениями.)

Стал мой ком, как снежный шар. (Те же движения.)

Покатил вперед свой ком, (Катать мячик по столу ладонью вперед.)

Стал мой ком, как целый дом! (Показать сцепленные руки над головой, изображая «крышу».) 

Играем с мячиком

Цель:

- развитие динамической и статической координации;

- развитие силы и моторной ловкости движений;

- развитие речи с движением.

Материалы: каучуковый мяч небольшого размера.

Содержание:

Крепко мячик я сжимаю, (Сжимать ритмично в ладони каучуковый мячик.)

А потом ладонь меняю.

Каждый палец круг выводит, (Пальцем катать мяч по ладони другой руки.)

Мячик наш по кругу ходит.

Точно также и с другой

Поиграю я рукой.

Между пальцами наш мячик (Вкладывать мячик между пальцами.)

Скачет, словно шустрый зайчик.

И рука теперь другая

С нами тоже поиграет.

Мяч подбросить – так занятно, (Подбрасывать мячик и ловить той же рукой.)

И ловить его обратно.

И в другой руке он скачет-

Круглый наш забавный мячик.

Попугай

Цель:

- развитие динамической и статической координации;

- развитие силы и моторной ловкости движений;

- развитие речи с движением.

Материалы: карандаш.

Содержание:

Попугай томился в клетке, (Перебирать пальцами рук, поочерёдно каждым, по горизонтально расположенному карандашу.)

В жердочку вцепился крепко,

Коготки перебирал,

Лапки славно разминал.

Муравей

Цель:

- развитие динамической координации;

- развитие моторной ловкости движений;

- развитие речи с движением.

Материалы: карандаш.

Содержание:

Вот с утра мурашка в деле, (Карандаш зажат между указательным и средним пальцами руки, выполнять движения «ходьбы» по столу.)

Тащит в дом хвою от ели.

- Ах, трудяга! Молодец!

Хоть совсем еще малец!

Песочные часы

Цель:

- развитие статической координации;

- развитие речи с движением.

Материалы: карандаш.

Содержание:

Шуршит песок в песочных часах, (Карандаш ставится вертикально на ладонь левой руки, три пальца правой руки: большой, указательный и средний захватывают карандаш у верхнего основания и скользят по поверхности вниз.)

Минуты тают на глазах,

Часы опять переверну –  (Пальцы доходят до нижнего основания и карандаш переворачивается, действия повторяются.)

Песок посыплется ко дну. 

Ёлка

Цель:

- развитие мелкой моторики;

- выполнение самомассажа;

- развитие речи с движением.

Материалы: ёлка, выполненная на плоскости из аппликатора Кузнецова.

Содержание:

Я в лесу увидел ёлку, (Трогать поочередно ладонями «ёлку».)

Захотел её потрогать.

И от тоненьких иголок (Трогать кончиками пальцев.)

Вдруг ладоням стало колко! (Потереть ладони.)

-Не коли ладони ёлка, (Провести по «колючкам» правой ладонью.)

Я тебя не обижаю! (Провести по «колючкам» левой ладонью.)

Мне приятен запах смолки. (Перебирать пальчиками вдоль «ствола» ёлки.)

Ты – красавица лесная! (Потереть ладони.)

Дикобраз

Цель:

- развитие мелкой моторики;

- выполнение самомассажа;

- развитие речи с движением.

Материалы: деревянная палочка с заострённым концом или кисточка с жёсткой щетиной.

Содержание:

Дикобраза мы однажды, (Покалывать заостренным концом деревянной палочки по всей поверхности ладони.)

В зоопарке увидали.

Вместо шерсти вдоль спины (Растопырить пальцы руки и покалывать палочкой по кончикам пальцев.)

Иглы длинные торчали!

То ли дело – гладить кошку, (Потереть ладони.)

Взяв её на ручки!

Дикобраза не возьмешь – (Покалывать заостренным концом деревянной палочки по всей поверхности ладони.)

Не дадут колючки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

практический материал по развитию речи "Осень"

Подборка игр и заданий по развитию речи детей по теме Осень...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...