«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»
статья по логопедии на тему
«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»
материал подготовлен
учителем – логопедом
И. Н. Белевцевой
2016 г
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. В настоящее время, с модернизацией технических средств, расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе и являются достаточно эффективными. Логопеды на своих индивидуальных занятиях применяют детские специализированные компьютерные программы (“Игры для Тигры”; “Дельфа-130”, “Домашний логопед”, “Учимся говорить”, «Баба-Яга учиться читать» которые позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия. Внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей Компьютерные технологии включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. Компьютерная игра на индивидуальном логопедическом занятии должна длиться не более 10 минут и применятся после основной традиционной части логопедического занятия. Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность и самооценку ребенка, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей (так как логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берет на себя компьютерная программа) Дети воспринимают игру на компьютере как развлечение.
Красочные картинки, весёлое музыкальное сопровождение, многократное повторение инструкций и поощрений, использование звуковых файлов и видеороликов, а так же возможность использования в работе и микрофона, превращают однообразные задания в увлекательную игру. Дошкольники учатся распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, считать, выполнять простые логические задачи. Содержание компьютерных программ, разработанных специально для дошкольников, позволяет познакомить детей с буквами и звуками, научить читать и писать. Положительные эмоции, полученные детьми от игры на компьютере, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению письмом.
Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При работе на компьютере организм ребёнка испытывает определённые нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6-ти лет норма не должна превышать 10 минут, (периодичность не более 2 раз в неделю).
С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;
· Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;
· Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
· Программа должна быть на русском языке;
· Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;
· Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;
· Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
· Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;
· Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
· Чередование разных компьютерных игр.
Таким образом, Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.
3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.
4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.
7. Никитина М. Ребенок за компьютером.- М., Эксмо, 2006.
8. http://logoburg.com/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334794-1383662388.jpg)
Проект «Использование приёмов мультимедиа-технологий в логопедической работе. На примере занятия по развитию речи по теме: «Зима»»
Цель проекта:Обогащение устной речи дошкольников с ЗПР (решение коммуникативных задач), развитие языковой эрудиции каждого ребёнка, его интереса к языку и речевому творчеству на занятиях по развитию р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-199470-1611594315.jpg)
Использование информативно-коммуникативных технологий в логопедической работе
Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для ребенка он становится не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира. Ещё совсем недавно казалось, что компьютер это...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-523818-1417111956.jpg)
Из опыта работы: «Использование игровых педагогических технологий в логопедической работе»
В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-58590-1445788147.jpg)
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882710-1485241050.jpg)
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...