Презентация, методическое пособие для педагогов, родителей «Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лавренко Анна Юрьевна

«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей  дошкольников.

Основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте являются:

Развитие  фонематического восприятия.

Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Исправление недостатков  звукопроизношения.

 

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты Выполнила: учитель-логопед ГБОУ Школа № 809 г. Москвы Лавренко Анна Юрьевна

Слайд 2

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей дошкольников. Основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте являются: Развитие фонематического восприятия. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Исправление недостатков звукопроизношения .

Слайд 3

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Слайд 5

Говорим красиво, внятно Чтобы было всем понятно Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях. [А] [О] [У] [Э] Кап-кап-кап… Тик-так, тик-так… [м] [П]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выделение данного звука из ряда звуков. «Хлопни, когда услышишь звук [А]». [О, у, а, и, а, э, ы, а, а], … «Собираем звуки» — потребуются предметы или предметные картинки с данным звуком в названии; у детей корзинки.

Слайд 2

Символы звуков, модели, схемы слов предложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Различение ударных и безударных гласных звуков. «Зоопарк» (кто за кем будет ухаживать? Тим или Том)

Слайд 2

Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части. «Прошагай слово» — пропрыгать , прохлопать, отстукать и т.п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Различение гласных и согласных звуков 1. «Называю звук — поднимаете фишку» — красную, если звук гласный, синюю — если согласный; «Покажи фишку» (красную-синюю) — выделение гласных/согласных из потока звуков: [а], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н]. 2 . «Какой первый звук в твоем имени?»

Слайд 3

Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками 6 . «Тим и Том готовят обед» — посуда, продукты. 7. «Тим и Том в зоопарке» — в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д. 8. «Звуковое лото» — картинки, схемы слов. 11 . «Зоопарк» — за кем из животных будут ухаживать Тим и Том? 13 . «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую — Тим или Том ?» «Тим и Том помирились» — Том говорит первую часть слова, а Тим — вторую (и наоборот): картинки: « по-ле », «ли- са », « са -ни», « ло -си», «ко-ни» и т.д.

Слайд 4

Выделение качественных признаков согласных звуков 1 . «Покажи картинку», в названий которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д. 2. «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.

Слайд 5

Звуковой анализ простых слов из трех звуков 1. «Пропоем в слове каждый звук» — [ жжжуууккк ]. 3 . «Построим дом» — кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета. 2 . «Кто в каком домике живет?» — готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-к-с)», «лось (с-к-з)», «ель (з-к-с)», «Аня (к-з-к)». 3. «Покажи картинку» — в названии которой первый звук [..], второй [..], третий [..]. 4. «Звуковое лото: Чья картинка?» — кому подходит эта схема (звуковой домик)?

Слайд 8

Уважаемые родители, благодарим Вас за внимание. Желаем успеха!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы Выполнила : учитель-логопед ГБОУ Школа № 809 г. Москвы Лавренко Анна Юрьевна

Слайд 2

Звук и буква А

Слайд 3

Вот, ребята, алфавит: Первой - буква А стоит. Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А

Слайд 4

А Будем с вами мы играть: На «А» картинки выбирать

Слайд 5

Буквы «А» в лесу гуляли И друг друга потеряли Кто в лес пойдёт И все буквы найдёт? а А А а А А а а а к ^ ^ g

Слайд 6

Медвежонок косолапый Пишет «А» мохнатой лапой Вверх ногами, так и сяк, Не научится никак Его ошибки мы исправим, На доске их не оставим. А А а а а а А А А а А а А а А А

Слайд 7

Без пилы, без топора Строить буквы нам пора.

Слайд 8

Громче пой, коль буква выше, Если ниже – пой потише. А А А А А А А А А А А А А А А А

Слайд 9

Очень многие слова Начинаются на «А»: А ист, А фрика, а втобус, А йболит и а эробус, А збука, а льбом, А лиса, А нечка, А ндрей, А нфиса И а ртист, и а кробат, А вторучка, а втомат, А пельсин, а рбуз, А нтошка, А нанас, а ктер, А лёшка Кто запомнил больше слов? Повторить их кто готов? А а

Слайд 10

Благодарим за внимание. Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов

Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов...

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».

В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...

Информационно- методическое пособие для педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста "Детям о солдатской службе"

 Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Тема военно-патриотического воспитания на наш взгляд, является особенно востребованной в...

Консультация для педагогов «Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с помощью нетрадиционных материалов»

     Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций. Вовремя в...

Методическое пособие для обучения детей звуко-буквенному анализу и синтезу.

Данное пособие применяется как раздаточный материал на подгрупповых занятиях по грамоте, а так же в индивидуальной работе с ребенком для закрепления пройденного материала....

Семинар для педагогов "Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста"

Что должен знать и уметь педагог в процессе работы с детьми по подготовке к обучению грамоте....