Родительское собрание №1 в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Симонова Вера Алексеевна

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_no1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Время проведения: I период обучения.

План проведения:

1. Вступление.

2. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

3. Особенности логопедической работы:

- содержание логопедической работы;

- формы логопедической работы.

4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Содержание.

Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Вера Алексеевна Симонова. Кого-то я уже знаю, с кем-то мы еще только знакомимся, но, тем не менее, я очень рада вас всех видеть. Сегодня я хочу с вами поговорить об особенностях логопедической работы. Для начала хотелось бы рассказать вам, что же такое «логопедия».

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

Хотелось бы поподробнее рассказать вам об особенностях логопедической работы.

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними. Работать мы будем по методическому комплекту автора Наталии Валентиновны Нищевой. Известного петербургского логопеда, который создал свою методику для обучения детей с общим недоразвитием речи.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. I период – сентябрь, октябрь, ноябрь. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Для чего проводится обследование? Диагностика нужна для того, чтобы выявить уровень речевого развития ребенка, написать правильное заключение, для того, чтобы правильно составить план работы. В диагностику будет входить не только обследование детей, но и беседы с мамами о раннем развитии ребенка. Для данных встреч будет назначаться время для каждой консультации. Тем, кто будет нуждаться, будет выписано направление к невропатологу для медикаментозного лечения. Очень важно понять, что лечения у невролога для наших детей очень важно. Из-за многих причин, мозг детей не справляется с поставленными для него задачами и ему нужно помогать. Чем быстрее вы начнете лечение, тем эффективнее будет наша работа. Если кому-то будет интересно после собрания можно будет посмотреть речевую карту, в которой будет записаны данные обследования каждого ребенка в отдельности.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Для домашних занятий с детьми вам понадобится следующее:

  • Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. В двух частях (250р). Автор: Нищева Н.В.
  • Занимаемся вместе. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. В двух частях (250р). Автор: Нищева Н.В.
  • Общая тетрадь и тонкая тетрадь в клетку.
  • Папка на молнии
  • Набор ручек (синяя, красная, зеленая)
  • Простой карандаш

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Заданий может быть много, но! Его необязательно выполнять за выходные. Можно это делать в течение недели.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

Показ упражнений: «лопаточка», «качели», «часики» и др.

Вопросы родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей».

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей»....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе компенсирующей направленности для детей с особенными образовательными потребностями «Вечер мастер-классов»

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе компенсирующей направленности для детей с особенными образовательными потребностями...

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в маленькую страну -ДЕТСТВО»

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование пер...