Маршрутная игра "Собери в школу ранец"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Федоренко Майя  Владимировна

 В разработке представлен материал, как в игровой форме можно закрепить у дошкольников знания о школьных принадлежностях, закрепить правильное произношение сонорных звуков в словах, предложениях, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrutnaya_igra_soberi_v_shkolu_ranets.docx295.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития  ребёнка - детский сад «Теремок»

г. Северобайкальск   Республика Бурятия

Маршрутная игра

Тема: «Собери в школу ранец»

Автоматизация сонорных звуков [р], [л]  в cловах, предложениях, связной диалогической речи.

Целевой возраст: 5-7 лет

Разработала: учитель-логопед

Федоренко  М.В.

г. Северобайкальск

2018г.

 Цель:  знакомство со школьными принадлежностями, с их назначением.

Задачи: 

1. Коррекционно -образовательные: 

Закрепить  навык правильного произношения сонорных звуков [р], [л]  в cловах, предложениях, связной диалогической речи.
Закрепить  умение придумывать слова на заданный звук, ориентируясь на его место положения в словах.

Продолжать учить подбирать прилагательные к существительному, образовывать с ними словосочетания.

Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слова.
2. Коррекционно - развивающие:

Развивать слуховое внимание, память, мышление, общую моторику.

Развивать навыки речи доказательства.

Развивать интерес к исследовательской деятельности, желание узнавать новое.

3.Коррекционно-воспитательные: 

Воспитывать, инициативность,  умение договариваться, работать в коллективе,  формировать навык  контроля над собственной речью.

Предварительная работа: экскурсия в школу, беседа о школе.

Форма проведения: маршрутная игра.

Оборудование: 

маршрутный лист, ранец;

школьные принадлежности: учебник, тетрадь, карандаш, ластик, линейка, краски;

игрушки: пирамидка, кукла,  пожарная машина, стиральная машина, микроволновая печь, миксер, молоток, отвёртка, плоскогубцы;

воздушные шары синего, красного и зелёного цвета для составления звуковой схемы;

макет реки, доски  с картинками для постройки моста, картинки: мел, дежурный, класс, портфель, игрушки, глобус, машина, парта, полка, буквы, фартук, очки;  

4 барьера, схемы места звука в слове, магнитная доска, буквы; надписи для оформления зала: лаборатория, «Бюро находок», столы, стулья бумага,.

Интеграция областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход игры

1.Организационный момент.    Игра «Здравствуй,  дружок!»

Логопед. Здравствуйте, ребята! Давайте друг с другом поздороваемся -  Здравствуй, дружок!

Здравствуй, дружок!

Приветственно машут сначала одной рукой ,потом другой.

Встанем мы вместе

С вами в кружок.

Слева - друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся

Ребята, куда  недавно вы  ходили на экскурсию? (В школу) .

Что интересного вы увидели, узнали в школе? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. Чему вы там научитесь?

Дети. В школе я научусь писать (читать, считать, рассказывать, решать, говорить по-английски,  помогать друг другу, дружить, бегать, прыгать и т.д.).

Логопед. Каким должен быть ученик?

Дети. Внимательным, любознательным, активным, дисциплинированным и т. д.

 Логопед. Как вы думаете, что нужно школьнику, когда он идёт в школу? (ответы детей). Правильно.  Ребята, посмотрите, что я вам принесла.

Дети. Это (школьный ранец).

Логопед.    Откройте его и посмотрите что внутри?  (ранец пустой).

Как вы думаете, почему он пустой? (ответы детей).

 Вы хотите узнать, какие школьные принадлежности необходимо брать с собой в школу?  Сегодня, мы вместе  с вами попробуем собрать школьный ранец.   Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Собери школьный ранец».   Это маршрутный лист. Вам нужно  пройти по маршруту, преодолеть препятствия,  выполнить задания, отыскать школьные принадлежности, рассказать про них и   сложить их в наш ранец.

Чтобы хорошо учиться в школе очень важно четко и правильно произносить звуки, грамотно говорить. Предлагаю перед игрой провести артикуляционную  гимнастику.  (под музыку один ребёнок показывает артикуляционные упражнения для звуков [р], [л], остальные дети повторяют)

Отправляемся в путь!  Посмотрите по маршрутному листу, куда надо идти?  Дети .Нам надо идти к реке.

1  станция «Река».

Логопед. Мы подошли к реке,  смотрите, мост сломан. Как нам переправиться через реку на тот берег (ответы детей).

Что будем делать? Из чего можем построить мост?

 (Дети находят записку между досок, читают её).

Записка: Постройте мост  только из тех досок, на которых есть картинки связанные со  школой (мел, класс, дежурный, портфель, парта, буквы), придумайте про эти предметы интересные предложения.

Логопед.  Реку мы перешли, смотрите картинка (на картинке нарисован серый овал), наверное, это подсказка где искать школьные принадлежности. Дети под камнями находят пенал.  

Логопед.  Ребята, как вы думаете, для чего нужен пенал? (ответы детей) Пенал кладут в ранец.

Логопед.  Куда идём дальше? (ответы детей)

2  станция «Бюро находок».

Сотрудник:  Здравствуйте ребята, вы попали в бюро находок. Как вы думаете, почему оно так называется.  

Правильно, в бюро находок люди приносят забытые, потерянные  или найденные  кем-то предметы.  Мы  их храним,  если хозяин предмета находится, мы его возвращаем.

Посмотрите, как много  у нас разных предметов.  Смотрю я на них и не пойму, какой же лишний предмет в каждой группе? Помогите, ребята,  мне в этом разобраться?

На столе находятся предметы группами по 4:

тетрадь, пожарная машина, кукла, пирамидка;

обложка для тетради, молоток, отвёртка, плоскогубцы;

краски, миксер, микроволновая печь, стиральная машинка.        

(дети делятся на пары, кто с кем хочет работать, называют  лишние предметы, дают объяснения).

Сотрудник:  Отлично! Вы хорошо умеете находить лишние предметы.

Ребята, а что вы ищите? (ответы детей).   Может они есть среди забытых вещей? Дети выбирают краски, тетрадь, обложку.

Логопед.  Как вы думаете это школьные принадлежности. Скажите, для чего нужна тетрадь, обложка, краски (ответы детей). Все школьные принадлежности складываются в ранец.

3 станция- Лаборатория  профессора  «Всезнайкиной» (эксперимент с ластиком, ручкой и простым карандашом).

Профессор. Здравствуйте, ребята. Я профессор Всезнайкина.  А вы знаете, что делают в лаборатории? Правильно, в нашей лаборатории мы с юными исследователями проводим необычные эксперименты и опыты с разными предметами. Сегодня я провожу эксперимент с этими  объектами (профессор показывает ластик,  простой карандаш, и шариковую ручку). Назовите их.

Дети. Ластик, простой карандаш, шариковая ручка.

Профессор. Чем отличается карандаш от ручки?

Дети. У ручки корпус пластмассовый, внутри стержень с пастой, а у карандаша корпус деревянный, внутри стержень из графита.

Профессор. Как вы думаете, из чего сделан ластик? Как его можно назвать по-другому? (стирательная резинка). Как вы думаете, почему она так называется? Предлагаю вам поучаствовать в эксперименте.

Я выдвигаю гипотезу: «Ластик может одинаково успешно удалять с бумаги линии, оставленные простым карандашом и шариковой ручкой». Вы согласны со мною? Выскажите свои предположения, догадки.

Дети. Ластик может стереть линию от простого карандаша, а линию от ручки нет.

Профессор. Кто из нас прав, мы узнаем, если проведем опыт.

Приступим. Проведите на бумаге линию простым карандашом, ниже проведите линию шариковой ручкой. Возьмите ластик и попробуйте стереть линию, которую провели карандашом. Что вы видите? Каков результат?  Сделайте вывод.

 Дети. Вывод. Линия, проведённая карандашом, бесследно стирается.

Профессор. А теперь попробуйте стереть линию, которую провели ручкой. Что вы наблюдаете. Смогли вы стереть линии?

Дети. Линию, проведённую ручкой, удалить не получилось.

Профессор. Как вы думаете почему? (ответы детей). Послушайте научно-обоснованный ответ (открывает энциклопедию): «В состав пасты шариковой ручки входят масла, смолы, красители и другие компоненты, которые глубоко проникают в слои бумаги. Ластик может стереть ее только с верхним слоем бумаги».

Подтвердилась ли моя гипотеза? Ваша гипотеза? (ответы детей)

Таким образом,  моя гипотеза о том, что ластик (стирательная резинка) может одинаково успешно удалять с бумаги след, оставленный карандашом и шариковой ручкой, подтвердилась частично. Ваша гипотеза подтвердилась полностью. Всем спасибо за работу.

Логопед. Ребята, ластик, резинка и ручка –э то школьные принадлежности?  

Подумайте и скажите, для чего школьнику нужна ручка, ластик и карандаш. Во что их нужно положить? (В пенал).

Профессор. Я буду очень рад передать вам эти предметы. Жду вас в нашей лаборатории. До свидания.

Дети складывают предметы в ранец.

Логопед. Давайте посмотрим на маршрутный лист, куда нам дальше идти. 

4 станция - Перешагивание через барьер.

На барьерах прикреплены схемы положения звука  Р в слове: начало, середина, конец.

Логопед. Ребята, ученики в школе должны быть ловкими, выносливыми и подвижными сейчас и  мы с вами потренируемся. Как вы думаете, как можно преодолеть эти барьеры. (Можно их перешагнуть или проползти под ними.)  Дети на 1 барьере находят записку и читают.

Записка: «Перешагивайте через барьер и называйте слова со звуком [р] ( или [л]), в соответствии со схемой прикреплённой к барьеру. И  вы найдёте подсказку, где искать ещё один школьный предмет».

Дети выполняют задания, помогают друг другу. На последнем  барьере прикреплён красный шарик.

Логопед. Ребята, как вы думаете, что обозначает красный шар? (возможно это красный  воздушный шар).

5 станция – «Воздушные шары». В зале лежат красные и синие, зелёные  воздушные шары к одному прикреплёна линейка с запиской.  Дети находят  прикреплённые к одному шару линейку с запиской.

Логопед. Ребята для чего нужна линейка школьнику.

Записка: выложите с помощью воздушных шаров звуковую схему слова ШКОЛА.

Логопед. Вспомните, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, согласные.

Дети берут шары, выстраивают звуковую схему, 1 ребёнок записывает на доске  слово буквами.  Вы отлично справились с этим трудным заданием.

Логопед.  Как вы думаете, какая книга поможет вам в школе познакомиться с буквами и научиться читать? (ответы детей).   В школе такую книгу называют учебник. Найдите этот учебник.

Дети среди книг на полке находят учебник «АЗБУКА».

Так для чего нужен этот учебник?

Логопед. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.

 Научились вы собирать ранец в школу? Теперь вы знаете, что нужно брать в школу, когда вы пойдете в 1-й класс? (ответы детей).

Логопед. Вспомните и назовите, что мы положили в ранец. А может, вы знаете ещё школьные принадлежности, которые необходимы ученикам? (ответы детей).

Наша игра завершилась.

Рефлексия:

 Какое у вас настроение после игры? Что вам понравилось в нашей игре? Что вы новое узнали? Какое задание показалось самым  трудным?   Где вам пригодятся эти знания? О чём расскажите своим друзьям?

Маршрутный листhttps://wordassociations.net/image/600x/svg_to_png/mcol_open_box.pnghttps://wordassociations.net/image/600x/svg_to_png/mcol_open_box.png

                                                                                                                   ЛАБОРАТОРИЯhttp://images.easyfreeclipart.com/1278/chemisches-labor-lizenzfreies-stockbild-bild-22710426-1278382.jpg

http://vkremenchuge.com/uploads/logo/30509_byuro-nahodok-nadezhda.jpg

http://moziru.com/images/river-landscape-clipart-river-fish-7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

как выбрать ранец для первоклассника

Выбор ранца для ребенка - дало индивидуальное....

Маршрутная игра "В гости к Зимушке-Зиме".

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Игра помогает детям развивать умения анализировать, выявлять существенные признаки объектов неживой природы на примере льда, расширяет пр...

Как выбрать ранец

Советы родителям будущих первоклассников. Материал использовать для папки-передвижки "Скоро в школу"....

Советы родителям будущих первоклассников: как выбрать школьный ранец?

Скоро Ваш ребенок впервые пойдет в школу, предстоить решить многие вопросы, связанные с обучением: как сделать, чтобы предметы, сопровждающие ребенка в школу, были безопасные, удобные, современные, те...

Консультация для родителей "Как выбрать школьный ранец"

Самая важная и ответственная покупка для будующего первоклассника - это школьный рюкзак. От качества ранца зависит здоровье ребенка и его безопасность. На здоровье и безопасность детей влияет вес ранц...

Маршрутный лист по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» воспитанника подготовительной к школе группы с нарушением речи

Образец индивидуального образовательного маршрута для детей с нарушением речи (ФФН). Работа музыкального руководителя с ребенком в течение года...