Сообщение "Индивидуальная работа с родителями логопедической группы"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Бояркина Елена Александровна

Индивидуальная работа с родителями логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_rabota_s_roditelyami_doshkolnikov_s_onr.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы индивидуальной работы

с детьми старшего дошкольного возраста

с ОНР во взаимодействие с родителями»

                                        Выступила: Бояркина Е.А., учитель-логопед

                                                        МБДОУ«Большеелховский детский

сад №1 комбинированного вида»

2018г.

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова.  Только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.

Выстраивать работу с семьей в нашей группе мы стараемся  на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Я как, учитель-логопед, стараюсь повышать педагогическую культуру, просвещать родителей. В ходе работы,  я  планирую,  и стараюсь координировать  совместную работу.

Вместе с другими специалистами (воспитатели, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.)  определили основные задачи в работе с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышать психолога-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказать  помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, мы обязательно  принимаем во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно.

Более направленно вести индивидуальную работу с родителями позволяет анкетирование.

По результатам анализа анкет мы делаем выводы и выявляем:

- уровень и профиль образования родителей;

- общий культурный уровень семьи;

- состояние здоровья, наличие вредных привычек у родителей;

- психологический микроклимат семьи;

- уровень материальной обеспеченности;

- жилищно-бытовые условия.

Необходимо при анализе анкет учесть готовность родителей к сотрудничеству со специалистами не только педагогического, но и медицинского учреждения (если это будет необходимо) по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

Определить и оценить уровень готовности родителей к сотрудничеству можно по таким параметрам:

- адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи (что не менее важно) состояния речи ребенка в данный период его развития;

- степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

- признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого-педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Данные анкет дополняются сведениями из бесед с родителями, в результате которых можно сделать вывод о взаимоотношениях в семье, об особенностях воспитания ребенка, влияющих на его психологическое развитие, на формирование его эмоционально-волевой сферы, а также умственных способностей.

Индивидуальные беседы с родителями или другими членами семьи позволяют педагогу наладить с семьей более тесный контакт. Они дают родителям возможность о многом откровенно рассказать педагогу, посоветоваться с ним. Часто родители нуждаются в квалифицированной педагогической помощи, но обнаружить незнание каких-то вопросов или рассказать об отрицательных явлениях своего ребенка в присутствии большого круга людей (например, на собрании) они не решаются.

Беседы с родителями могут быть вызваны необходимостью дать совет в индивидуальном плане. Например, ребенок болел, и длительное время не посещал детский сад. Он, конечно, отстал от товарищей. В зависимости от характера и продолжительности болезни педагог советует родителям, на что обратить особое внимание, чем и как дополнительно позаниматься с ребенком

Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми педагогам  следует строить свой разговор с родителями детей имеющими нарушение речи. Вот некоторые из них.

1. Стремиться понять родителей, увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее.

2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.

3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.

4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

5. Не прибегать к  назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.

6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.

7. Сохранять конфиденциальность информации.

8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого - педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.)

12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными:«трудности», «проблемы», «недостатки».

13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств  педагогов.

 Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.

Специальные приемы работы с родителями

В разговоре с молчунами:

  1. Подчеркните, что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого?»
  2. Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника.
  3. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило?»
  4. Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь?»
  5. Помните, что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором.

В разговоре с «говорунами»:

  1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время. Например:
  • У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже.
  • Не могли бы вы рассказать в двух словах о...
  • Какая из задач наиболее важна для вас в этом году?
  • Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения.
  • Я должна прервать вас, так как наше время истекло.
  1. Прервите разговор. Например:
  • У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по...
  • Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например:
  • Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю...
  • Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.

Итак, не позволяйте себе идти на поводу у разговорчивых. Помните: их потребности обоснованы, ваши – тоже. Укажите на вопросы, представляющие интерес, ограничьте время, планируйте его заранее.

Предложения для работы с родителями

  1. Уважение к роли родителей. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями, педагогами  и родителями.
  2. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
  3. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
  4. Будьте терпеливыми. Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
  5. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и педагоги ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и педагоги нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
  6. Поддерживайте тесные контакты. Каждый педагог должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
  7. Постарайтесь вовлекать всю семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.
  8. Поощряйте посещаемость родительских собранийПроводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.
  9. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
  10. Учитесь навыкам сотрудничества. Проводите совместные обучающие занятия родителей и педагогов для укрепления их сотрудничества.
  11. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», таким образом, мы стараемся строить свое общение с родителями.

                         

                                             

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями логопедической группы детского сада

Перспективное планирование помогает   добиться тесного взаимодействия, партнёрских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития, создание атмосферы сотрудничеств...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми логопедической группы

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Описание опыта работы по созданию семейного клуба «Речевичок» для родителей логопедической группы

Одним из важнейших направлений  моей деятельности  в детском саду является  именно работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Не все родители адекватно воспринимают речевые п...

Перспективный план по работе с родителями логопедической группы №4 "Пчелиный улей"

Перспективный план по работе с родителями логопедической группы №4  "Пчелиный улей"...

Консультация для родителей на тему "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста".

Консультация учителя-логопеда разновозрастной логопедичнской группы по теме "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми страшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для родителей на тему "Методы и приёмы работы с детьми логопедической группы"

Мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции родителей по использованию эффективных методов и приёмов в работе с детьми с нарушениями речи....