Развитие фонематического слуха у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Лесниченко Светлана Игоревна

консультация для воспитателей МДОУ по возрастным группам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_doshkolnikov.docx204.34 КБ

Предварительный просмотр:

http://mdou7-umka.ucoz.ru/logo11.png

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №7 «Умка»

СЕМИНАР

Игры для развития фонематического слуха

Учитель-логопед Лесниченко С.И.

Похожее изображение

Игры для развития фонематического слуха

     Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

     Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это тормозит процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Как происходит развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха на третьих-четвертых годах жизни.

          К концу третьего года жизни ребенок различает на слух сходные фонемы и слова, близкие по звучанию. При произношении ребенок пытается сохранить слоговую структуру слов, хотя и выговаривает не все звуки, например, «ти-ти-та» вместо «кар-ти-на» или «до-до-дил» вместо «кро-ко-дил». Очень важно, что в этот период ребенок начинает слышать собственную речь: он может заметить неправильно произнесенный звук и исправить себя.

Развитие фонематического слуха на пятых-шестых годах жизни

      На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове (фонематический анализ), может собрать слово из звуков (этот процесс называется фонематическим синтезом). Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом.  Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что-то писать.

    Пяти–шестилетний ребенок также уже хорошо различает повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение ее темпа.

   К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

     Принято выделять пять основных этапов данной работы:

1.Узнавание неречевых звуков;

2.Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;

3. Различение близких по звуковому составу слов;

4. Различение слогов;

5.  Различение фонем.

        В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру.

1 этап – узнавание неречевых  звуков.

     Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

1. Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Педагог просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?» Перед детьми лежат хорошо знакомые им предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, педагог выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой, двигает стулом, гремит коробкой со скрепками, перекатывает шарик в кружке и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

3. Игра «Шумелки». Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите ребенка найти каждому контейнеру пару по звуку.

4. Игра «Где позвонили?» Пригласите в круг несколько человек. Ребенок – водящий – в центре круга. Играющие передают за спиной колокольчик/ или другой звучащий предмет. Ребенок должен отгадать за чьей спиной звенел колокольчик.

5. Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

6. Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

7. «Кто стоит у светофора?» Педагог включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

2 этап  – различение высоты, силы, тембра голоса

1. Игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг и держатся за руки. В центре круга один ребенок (Маша, например). Дети водят хоровод вокруг Маши со словами:

Маша, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: Ау!

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

2.Игра «Громко – тихо» Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

3. «Читаем с выражением». Читая ребенку сказки, например, «Колобок», «Три медведя», «Бычок — смоляной бочок» и другие старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво и так далее. Пусть малыш сначала угадывает, за кого вы говорите, а потом попробует сам говорить за персонажей сказки.

4. Игра «Скажи, как я». Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним (Ааа - мама качает малыша, Ааа- девочка плачет, Ааа-поет певица, Ааа-девочка удивляется).

5. Игра «Далеко – близко». Покажите детям игрушечного котенка и попросите внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко, а как – когда далеко. Затем произнесите «мяу», чередуя силу голоса. Пусть ребенок отгадает, далеко или близко мяукал котенок. Как вариант, предложите ребенку определить, далеко или близко гудит пароход (произнесите тихий и громкий звук у-у-у-у)

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

1. Игра «Выбери нужное» Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

крыша – крыса;

тачка – точка;

удочка – уточка;

коза – коса;

ком – дом;

лак – рак;

ложки – рожки;

мука – рука;

тень – день;

башня – пашня и так далее

Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

2. Игра «Светофор». У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

3. Игра «Хлопни, когда верно».  Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

4. Игра «Исправь ошибки». Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах – исправить ошибки.

К нам в окно залетел Лук (жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень)

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кит (кот)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

5. Игра «Хлопни – топни». Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

 дом — ком

танк – кубик

 майка – сайка

куст – банан

тучка – ручка

 Таня – Ваня

карета — нота

жар – пар

карта – книга

палка – галка

6. Игра «Исправь ошибку». Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла

По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –

Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

7. Упражнение «Какое слово не подходит?» Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар

Каток – моток – поток – дым

Каша — гном – Маша – Даша

8. Игра «Доскажи словечко». Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.

В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина –

Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

9. Игра «Найди пару». Крути стрелку, называй пары картинок с предметами. Подбери пары картинок с предметами, названия которых звучат сходно.

4 этап – различение слогов

1. Игра «Попугай». Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя один из детей. Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет.

 со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;

с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;

 с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;

с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;

 с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;

с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

 2. Игра «Сигнальщик». Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Измерь слово». Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, прошагать и узнать, сколько в нём частей (короткое оно или длинное):

 ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

4. Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

5 этап – различение звуков.

     Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук». 

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»). Далее взрослый называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

2. Игра «Отгадай, кто это?» Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки». Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

4. Игра «Придумай слово». Дети встают в круг. Ведущий называет звук, с которым нужно придумывать слова: "По дорожке шли, клубок ниточек нашли, Вы слова на М скажите, нашу нитку не порвите". Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

5. Игра «Общий звук». Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

6. Дидактическая игра «Найди свой кармашек». На игровом поле пары кармашков со сходными звуками (например: т – д, с – сь, з – ж, л – р и так далее)

Ребёнку предлагаются картинки с заданными звуками в начале слова, ему нужно «расселить» картинки по кармашкам.

7. Дидактическая игра «Засели звук в домик» Цель: определение места звука в слове. В окошке домика натянута нитка, в неё вставлена пуговка. Пуговка движется в зависимости от положения звука (начало – середина – конец слова).

     Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

    Старайтесь проводить игры на развитие фонематического слуха регулярно, через 1 – 2 дня. Они не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...

Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.

Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....