«Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»
консультация по логопедии на тему

Ларькина  Светлана Анатольевна

Оздоровительные технологии являются неотъемлемой частью системы коррекции речевого развития детей в нашем дошкольном учреждении. Воспитание здорового ребёнка – одна из основных проблем современного дошкольного учреждения, решение которой, главным образом, зависит от правильной организации педагогического процесса, построенного с учётом факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на самочувствие детей.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организованной работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Работа по охране и укреплению здоровья в ДОУ строится с учётом ряда принципов:

• дифференцированность – приоритеты отдаются мероприятиям с изученными механизмами действия и направленными на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение;

• систематичность и многофакторность – оздоровление проводиться в течение учебного года непрерывно;

• комплексность и преемственность – в проведении оздоровительных   мероприятий участвуют различные специалисты;

• экономичность – целесообразность внедрения новых оздоровительных    методов с учётом эффективности;

• соответствие режимным моментам – оздоровительные мероприятия логично соотносятся с режимом дня, органично вплетаются в структуру занятий;

• индивидуализация – необходимый учёт возможных неадекватных реакций на оздоровительные мероприятия отдельных детей и возможность подбора их с учётом здоровья ребёнка и его психологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii_avgust_2018g.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:


     Оздоровительные технологии являются неотъемлемой частью системы коррекции речевого развития детей в нашем дошкольном учреждении. Воспитание здорового ребёнка – одна из основных проблем современного дошкольного учреждения, решение которой, главным образом, зависит от правильной организации педагогического процесса, построенного с учётом факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на самочувствие детей.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организованной работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Работа по охране и укреплению здоровья в ДОУ строится с учётом ряда принципов:

• дифференцированность – приоритеты отдаются мероприятиям с изученными механизмами действия и направленными на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение;

• систематичность и многофакторность – оздоровление проводиться в течение учебного года непрерывно;

• комплексность и преемственность – в проведении оздоровительных   мероприятий участвуют различные специалисты;

• экономичность – целесообразность внедрения новых оздоровительных    методов с учётом эффективности;

• соответствие режимным моментам – оздоровительные мероприятия логично соотносятся с режимом дня, органично вплетаются в структуру занятий;

• индивидуализация – необходимый учёт возможных неадекватных реакций на оздоровительные мероприятия отдельных детей и возможность подбора их с учётом здоровья ребёнка и его психологических особенностей.

 При этом мы постарались максимально разнообразить проводимые мероприятия, использовать игровые приёмы, избегая монотонности.

Особое значение в настоящее время приобретает проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, обусловленными различными отклонениями в состоянии здоровья. К их числу относятся и дети с речевыми нарушениями.

Понимание нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности – это необходимое условие разработки и применения адекватных методов коррекции. Наряду с речевыми нарушениями, обуславливающими недостаточность языковой деятельности и недоразвитие тех или иных сторон речи,  причины медико-психологического характера, которые тесно связаны с отклонениями в морфофункциональном состоянии нервной системы, а также возникают в связи с соматическими заболеваниями.

Основной целью лечебно-профилактической, физкультурно-развивающей и коррекционно-педагогической работы является создание условий для гармоничного развития детей, коррекция и компенсация нарушений.

Достижение этой цели осуществляется через решение блоков задач:

диагностических;

лечебно-профилактических;

физкультурно-оздоровительных;

коррекционно-развивающих.        

В своей работе я подробно остановлюсь  на организации диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, с учётом выше указанных принципов.

В структуре заболеваемости ЧБД на первом месте во всех возрастах стоят болезни органов дыхания. Большинство детей находятся на диспансерном учёте у отоларинголога по причине увеличения, так называемых, «носовых миндалин»(аденоидов, также несколько детей имеют такое хроническое заболевание, как бронхит . Они испытывают значительные затруднения в носовом дыхании, выполняют дыхание ртом, что вызывает переохлаждение верхних дыхательных путей, препятствует поступлению достаточного количества кислорода, воздуха в лёгкие и другие клетки организма, особенно головного мозга. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Помимо практически отсутствия носового дыхания для детей характерна слабость выдыхаемой воздушной струи, короткий речевой выдох и нарушение дыхательной функции: чаще всего физиологическое дыхание сформировано по типу грудного или верхнеключичного.

В соответствии с данными особенностями детей строится работа по нормализации физиологического и речевого дыхания. Подобран комплекс дыхательных упражнений, частью которого является дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Упражнения проводятся в игровой форме, в соответствии с лексическими темами логопедической работы.

 В течение учебного года цели дыхательных упражнений постепенно усложняются: начинается 

-работа с нормализации носового дыхания, затем развитие физиологического диафрагмального дыхания, 

-работа над выработкой силы воздушной струи, фонопедические упражнения, упражнения, направленные на синхронизацию движений рук и просодических компонентов речи (звуковая волна, дыхательные упражнения с мимическими элементами).

   С целью нормализации движений органов артикуляционного аппарата регулярно проводятся комплексы артикуляционных упражнений.

Важным элементом в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков является самомассаж, различные упражнения которого способствуют либо расслаблению спастики, либо повышению тонуса мышечной системы в зависимости от индивидуальной необходимости каждому ребёнку.

Практически у всех детей с речевыми нарушениями имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка. В развитии ручной моторики отмечаются:

• неполный объём движений;

• нарушение темпа;

• некоординированность;

• наличие синкенезий.

Поэтому в течение всего учебного года мы с детьми проводим пальчиковые гимнастики, которые в соответствии с тематикой меняются еженедельно.

Коррекция двигательных нарушений состоит из цикла упражнений, проводящихся в игровой форме с постепенным усложнением движений. Упражнения на координацию речи с движением способствуют не только развитию общей моторной сферы, но и направлены на развитие темпо-ритмической стороны речи, эту же задачу решают ритмические упражнения.

С целью нормализации мышечного тонуса и приведение в равновесие эмоционального состояния детей используем релаксационные упражнения. Также для снятия напряжения и приобретения навыков саморасслабления с детьми проводим психогимнастические этюды, что способствует развитию познаний детей в эмоциональной сфере, даёт возможность управлять своими эмоциями.

В ходе профилактической работы нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения,

 нами активно используются оздоровительные паузы, которые способствуют переключению с одной деятельности на другую, оказывают положительное оздоровительное воздействие:

• гимнастика для глаз

• массаж шеи

• упражнения для стоп

• массаж спины

Важнейшей задачей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является сотрудничество специалистов ДОУ. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Каждый педагог уделяет внимание вопросам коррекции развития воспитанников в рамках своей практической деятельности. Система упражнений частично используется в работе каждым специалистом:

 воспитатель по физкультуре проводит

-дыхательные упражнения

-координации речи с движением

-профилактические упражнения.

Музыкальный руководитель с музыкальным сопровождением проводит

-координации речи с движением

-ритмические упражнения

-релаксационные упражнения

-элементы психогимнастики.

      Учитель-логопед  проводит

-дыхательные упражнения

-координации речи с движением

-комплексы артикуляционной  гимнастики

 Воспитатели выполняют с детьми все виды упражнений по заданию логопеда.

Таким образом, внедрение оздоровительных технологий в организацию работы по коррекции речевого развития, позволяет сохранять и укреплять здоровье ребёнка при условии:

1. Грамотного использования системы упражнений

2. Использование интеграции в различных видах деятельности

3. Сотрудничества логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

Муниципальное   бюджетное  образовательное   учреждение

«Детский  сад  комбинированного вида  «Ягодка»

Выступление на   августовской  конференции

«Внедрение оздоровительных технологий

в работе учителя-логопеда»

 Подготовил :

                                      учитель-логопед   Ларькина  С.А.

   

Чамзинка  2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Опыт внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда 2020-21 гг

ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, проектная деятельность...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...