Пальчиковые игры по лексическим темам.
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Салимова Ранзия Ранасовна

 

В пособии представлена система пальчиковых игр, позволяющая решить проблему развития мелкой моторики рук у ребенка 5-7 лет, использование которой поможет ему совершенствовать точные движения руки и пальцев, окажет положительное действие на развитие речи.

Предложенный материал будет полезным для родителей и воспитателей логопедических групп.

Пальчиковые игры для детей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры к лексическим темам.

Старшая группа.

Лексическая тема: Планета знаний.

Пальчиковая игра: «Книги»

 Много книжек есть на свете,                    (Ладошки соединяют вместе «книжкой».

                                                                     раскрывают и закрывают «книгу».)

Читать их очень любят дети.

 Если книги мы прочтем,

 То узнаем обо всем:

 Про моря и океаны,                                   (Поочередно соединяют одноименные  

                                                                     пальцы  обеих рук, начиная с мизинцев.)

 Удивительные страны.

 Про животных прочитаем

 И про космос мы узнаем.

Лексическая тема: Наш помощник  - светофор.

Пальчиковая игра: «Переход»

Утром встаешь ты, выходишь из дома-              («Шагают» по столу средним и      

                                                                                    указательным пальчиками.)

На перекрестке твой старый знакомый.             (Сжимают и разжимают кулачки.)

Он огоньком тебе красным мигнет,

Скажет: «Опасно. Закрыт переход.                      (Указательным пальцем показываем  

                                                                                        «нельзя»)

Желтый зажегся – чуть – чуть подожди.

Вспыхнет зеленый – свободно иди». -                 («Шагают» по столу средним и  

                                                                                    указательным пальчиками.)

Лексическая тема: Осень.

 Пальчиковая игра: «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,                           (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.                                 (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                               (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.                      («Шагают» по столу средним и

                                                                                указательным пальчиками.)

 

Лексическая тема: Детский сад.

Пальчиковая игра: «Игрушки».

На большом диване в ряд                         (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

                                                                       кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,                             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                        (Разгибают поочередно все пальчики.)

Помогаем нашей Кате                                (Попеременно хлопают в ладоши и стучат  Мы игрушки сосчитать.                              кулачками.)

Лексическая тема: Овощи.

Пальчиковая игра: «У Лариски – две редиски».

У Лариски- две редиски.                      (По очереди разгибают пальчики из кулачка,

УАлешки – две картошки                       начиная с большого, на одной или обеих руках.)                    

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки

Два хвостатых редьки.

Лексическая тема: Фрукты.

Пальчиковая игра: «Компот».

Будем мы варить компот,                     (Левую ладошку держат "ковшиком",

Фруктов нужно много. Вот:                   а указательным пальцем правой руки "мешают")

Будем яблоки крошить,                        (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                        начиная с большого пальчика)

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                      (Опять" варят" и "мешают")

Угостим честной народ.

Лексическая тема: Одежда.

Пальчиковая игра: «Портняжки».

Танечка, бери иголку,                               (Показывают указательный палец правой руки

Сошьем рубашку и футболку,                  – иголку.  Вращают указательным пальцем

Брюки, кофточку и платье,                       вокруг каждого пальца левой руки.)

И оденем куклу Катю.

                                                                     (Повторяют другой рукой.)

Лексическая тема: Обувь.

Пальчиковая игра: «Новые кроссовки».

Как у нашей кошки                              (Загибают на обеих руках пальчики по одному,                                На ногах сапожки.                                              начиная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка-

Новые кроссовки.

Вот так,                                                  («Шагают» по столу средним и указательным

Вот так,                                                                пальчиками обеих рук.)

Новые кроссовки.

Лексическая тема: Праздник урожая.

Пальчиковая игра: «Поздняя осень».

Солнышко греет уже еле-еле;                      (Поочередно соединяют, начиная с больших,

 Перелетные птицы на юг улетели;             пальцы обеих рук на каждую примету).

 Голы деревья, пустынны поля,

 Первым снежком принакрылась земля.

 Река покрывается льдом в ноябре -           (Руки сжимают в «замок».)

 Поздняя осень стоит на дворе.                    (Разводят руками перед собой.)

Лексическая тема: Игрушки

Пальчиковая игра: «Игрушки».

На большом диване в ряд                                (Дети попеременно хлопают

Куклы Катины сидят:                                         в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,                                    (Загибают поочерёдно пальцы.)

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять                                 (Разгибают поочерёдно пальцы.)

Помогаем нашей Кате                                        (Попеременно хлопают в ладоши                                          

Мы игрушки сосчитать.                                       и стучат кулачками.)

Лексическая тема: Посуда

Пальчиковая игра: «Помощники».

Раз, два, три, четыре                                       (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли.                                    (Трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку                      (Загибают пальчики,

И большую поварёшку.                                               начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,                                      (Опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,                               (Загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                                     (Сжимают и разжимают кулачки)

Лексическая тема: Продукты питания

Пальчиковая игра: «Пирог».

Падал снег на порог                             (Руки над головой, перебирая  

                                                                     пальцами медленно опускаем вниз)
Кот лепил себе пирог.                           (Ладони приставляем к голове, изображая уши)
А пока лепил и пек                                («Лепим» пирог)
Ручейком пирог утек.
                            (Ладони друг к другу, постепенно  

                                                                     сгибаем  пальцы навстречу друг

                                                                     другу, пока тыльные                                                                                                            
                                                                    стороны ладоней не соприкоснуться)

Пирожки себе пеки                                 (Опять «лепим» пирог)
Не из снега – из муки.

Лексическая тема: Зима

Пальчиковая игра: «Мы во двор пошли гулять».

Раз , два, три, четыре, пять,                (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять.               («Шагают» по столу средним и указательным  

                                                                 пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                       («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,              («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,             (Ведут указательным пальцем правой руки

                                                              по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.                    (Кладут ладошки на стол то одной, то другой

                                                              стороной.)

Все в снегу домой пришли.               (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.                    (Движения воображаемой ложкой; руки под

                                                                 щеку.)

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Пальчиковая игра: «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей          (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                              (На каждое название птицы загибают по одному

Шесть щеглов и голубей,                         пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                        (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Лексическая тема: Домашние животные

Пальчиковая игра: «Домашние животные».

Довольна корова своими телятами,              (Показывают поочередно пальцы сначала на  Овечка довольна своими ягнятами,               одной,  затем на другой руке, начиная

Кошка довольна своими котятами,                 с больших.)

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Лексическая тема: Новогодний праздник

Пальчиковая игра: «Подарки».

Дед Мороз принес подарки:               («Шагают» по столу средним и указательным  

                                                                пальчиками.)

Буквари, альбомы, марки.                   (На каждое произнесенное название подарка

                                                               загибают                

Кукол, мишек и машины,                     по одному пальчику сначала на правой,

Попугая и пингвина,                            потом на левой руке.)

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!                                                  (Делают из пальчиков правой руки мордочку, щенка,                                            согнуты средний и указательный пальчики – «ушки».)

Лексическая тема: Прощание с елкой

Пальчиковая игра: «Новогодняя елка».

Елочка, елочка!                                    (Ладони установите под углом друг к другу,

Колкая иголочка,                                     пальцы рук переплетите и выпрямите.)

Протянула ветки,                                  (Вытяните руки вперед.)

А на них — конфетки.                          ( Руки согните в локтях и, подняв их вверх,      

                                                                     соедините  пальцы. Повращайте кистями рук.)

Звездочки,                                              (Растопырьте пальцы.)

Фонарики,                                              (Изобразите фонарики, для этого надо

                                                                  поставить руки

Золотые шарики.                                     перед собой, кисти согнуть параллельно полу,

                                                                   а пальцы  собрать вместе.)

Лексическая тема: Дикие животные

Пальчиковая игра: «Зайцы».

Десять серых зайцев                (Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены.)

Дремали под кустом,                            

И двое вдруг сказали:              (В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно

“Вон человек с ружьём”           пару одноимённых пальцев, начиная с больших.)

Двое закричали:

 “Давайте убежим!”,

Двое прошептали

 “Давайте помолчим!”,

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:

"Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,                         (Хлопаем в ладоши.)

 Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев                                  (Бежим пальчиками по столу или коленям.)

Пустились наутёк.

Лексическая тема: Профессии

Пальчиковая игра: «Наперсток».

Вышивает, шьет иголка,          (Левая ладошка раскрыта, в правой руке -

Пальцу больно,                           воображаемая иголка; иголка «шьет»

Пальцу колко.                             и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)

А наперсток                              (Дети делают правой рукой такое движение,

В тот же миг                               как будто надевают на указательный палец левой руки

К девочке на пальчик                 наперсток.)

Прыг!

Говорит иголке:                        («Шьют».)          

- Шей,                                        

А колоться ты не смей!            (Грозят указательным пальчиком левой руки.)

Лексическая тема: Мой город – моя малая Родина.

Пальчиковая игра: «Новый дом».

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!                         (Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,                         (Ставят рядом ладошки-«стены».)

Есть окошко в доме том.                           (Складывают указательные пальцы полочкой,

Есть еще одно, повыше,                             остальные соединяют «крышей».)

Есть труба вверху на крыше.                    (Мизинец отставляют в сторону – труба.)

Дом готов, зовем гостей:                           (Делают приглашающий жест рукой.)

«Приходите поскорей!»

Лексическая тема: Мебель.

Пальчиковая игра: «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,                             (Загибают на обеих руках пальчики по одному,                                                                                                                                                                  

                                                                       начина с больших.)

Много мебели в квартире.                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,              (Загибают пальчики, начиная с большого.)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.                  (Попеременно хлопают в ладоши и сучат

Много мебели в квартире.                                    кулачками.)

Лексическая тема: Откуда хлеб пришел?

Пальчиковая игра: «Хлеб».

Рос сперва на воле, в поле,               (Поочередно соединяют, начиная с больших,

Летом цвёл и колосился,                    пальцы обеих рук на каждый этап).

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол к нам – хлебом!      («Шагают» по столу средним и указательным

                                                                    пальчиками обеих рук.)

Лексическая тема: День защитника Отечества.

Пальчиковая игра: «Наша армия».

 Аты-баты, аты-баты!                          (Поочередно «шагают» указательным

 На парад идут солдаты!                       и средним пальцами правой и левой руки.)

 Вот идут танкисты,

 Потом артиллеристы,

 А потом пехота -

 Рота за ротой!

 

Лексическая тема: Верхняя одежда.

Пальчиковая игра: «Стирка».

Раз, два, три, четыре, пять –                           (Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:                                  одной руки с пальцами другой руки.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.                            (Кулачки имитируют стирку.)

Лексическая тема: Международный женский день.

Пальчиковая игра: «Наши мамы».

Много мам на белом свете,            (Разводят руки в стороны, затем

Всех их очень любят дети!              крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,                    (Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца,

Повар, милиционер,                         сначала на одной, затем на другой руке.)

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Мамы разные нужны,                      (Сжимают обе ладошки в «замочек».)

Мамы разные важны!                      (Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

Лексическая тема: Весна – красна идет.

Пальчиковая игра: «Зернышко».

В теплую землю вложил я зерно            (Правой рукой вкладываем вооброжаемое зерно

                                                                     в раскрытую ладонь левой руки)                                                                  
Легкое, будто пушинка оно.                   (Раскрытыми ладонями, повернутыми от себя,  

                                                                    делаем небольшой полукруг, разводя руки в

                                                                стороны.)
Зернышко-крошка лежало в земле,        (Округлые ладони прижимаем друг к другу,

                                                                  соприкасаясь пальцами и основаниями ладоней.)

Лежало, промокло, согрелось в земле.       (Большие пальцы поочередно прижимать,

                                                                       не отрывая оснований ладоней друг от друга.)
Сначала набухло, потом проросло.        (Постепенно разжимать руки, затем распрямить  

                                                                                     пальцы.)
Тонкой былинкой над пашней взошло.  (Поднять соединенные руки вверх над головой)

Лексическая тема: Перелетные птицы.

Пальчиковая игра: «Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели -              (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка -    (Поочередно сгибают пальцы на обеих руках

Серенькое перышко.                     начиная с мизинца левой руки.)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Все вернулись, прилетели,        (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!                (Указательным и большим пальцами делают

                                                      клюв –   «птицы поют».)

Лексическая тема: Весенние приметы.

Пальчиковая игра: «Весна».

 Распускаются цветы                        (Постепенно раскрываем сомкнутые

Удивительной красы.                         в виде бутона ладони)

Этой раннюю весной,

  • Ветерок зовет с собой.           (Ручками поманили к себе)

Пробежаться по тропинке,              (Имитируем бег пальчиками по столу)

Посчитать на речке льдинки           (Загибаем поочередно пальчики одной руки)

И увидеть как из почки,

Появляются листочки.                       (Сложили ладошки друг на друга в виде листочка)

Я по быстрому ручью,                       (Волнообразные движения руками)

Свой кораблик отпущу.                     (Складываем ручки в виде лодочки)

Пусть весенняя капель,                      (указательным пальчиком одной руки стучим

Унесет тоску и лень.                           по ладони другой руки, затем можно поменять  

                                                             ручки)                                  

Лексическая тема: Наш организм.

Пальчиковая игра: «Песня - игра».


Рот, нос, голова,                                    
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках
Уши, щеки, лоб, глаза,
                            начиная с мизинца левой руки.)

Плечи, плечи, шея, грудь.
Не забыть чего-нибудь.                         (Разводим руки в стороны.)
Руки – руки хлоп – хлоп,
Ноги – ноги топ – топ,
Раз сюда и раз туда,                               (Повороты головы вправо, влево.)
Это – нет, а это – да.                              (Жесты головой «нет» и «да».)

Лексическая тема: Профессии (летчики, космонавты.)

Пальчиковая игра: «Ракета».


А сейчас мы с вами, дети,            (Маршируют по кругу.)

Улетаем на ракете.        

На носки поднимись,                      (Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.                       Опускают руки.

Раз, два, потянись.                       Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!             Бегут по кругу на носочках.)

Лексическая тема: Транспорт.

Пальчиковая игра: «На заправке».

Все машины по порядку                       (Обеими руками «крутят руль» перед собой.)

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,                            (Пальцами поочередно, начиная

С молоком молоковоз,                           с мизинца, касаются ладошки.)

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Лексическая тема: Праздник весны и труда.

Пальчиковая игра: «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!                      (Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!                          "здороваться" с пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок!                      похлопывая друг друга кончиками.)

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Лексическая тема: Сад.

Пальчиковая игра: «Яблоня».

- Яблоня, Яблоня! -                                   (Сжимают и разжимают пальчики.)

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?                                 (Поочередно разжимают пальчики,

Или ветер их унес?                                      начиная с мизинца.)

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птички поклевали?

Куда они пропали?                                     (Приподнимают плечи, удивляются.)

- Не морозил их мороз,                              (Сжимают пальцы в кулачок,

И не ветер их унес,                                          начиная с большого.)

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!

Лексическая тема: Лето.

Пальчиковая игра: «Насекомые».

Дружно пальчики считаем -                        (Сжимают и разжимают пальцы.)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,                              (Поочередно сгибают пальцы в кулачок,

Это жук с зеленым брюхом.                           начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?                                  (Вращают мизинцем.)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                                                      (Прячут руки за спину.)

Лексическая тема: Лес.

Пальчиковая игра: «Ягоды».

Ягоды – это крыжовник,                      (Указательным пальцем одной руки

Клюква, черника, брусника,                   пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я, наконец.

Что это значит?                                      (Приподнимают плечи, удивляются.)

Я – молодец!                                          (Большой палец вытягивают вперед.)

Лексическая тема: Круглый год.

Пальчиковая игра: «Круглый год».

Круглый год, круглый год!                      (Сжимают в кулачок пальцы правой руки                                                                        

                                                                    и вращают большим пальцем.)

За зимой весна идет,                                 (Поочередно соединяют большой палец

А за весною следом                                     с остальными (на каждое время года).

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

                                                                     (Повторяют другой рукой.)

Подготовительная к школе группа.

Лексическая тема: Планета знаний.

Пальчиковая игра: «Сказки».

Будем пальчики считать,                     (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.) Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».                            (Поочередно касаются большим пальцем  

Эта сказка – «Колобок».                             остальных, начиная с указательного.)

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

 «Волк и семеро козлят» -

 Этим сказкам каждый рад!                        (Показывают большой палец.)

Лексическая тема: Овощи

Пальчиковая игра: «Овощи».

У девчушки Зиночки              

Овощи в корзиночке:                                  (Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок                                   (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!                                (Показывают большой палец.)

Лексическая тема: Фрукты.

Пальчиковая игра: «Фрукты».

Этот пальчик – апельсин,                            (Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

Он, конечно, не один.                                    начиная с большого.)

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.                           (Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Лексическая тема: Лес осенью.

Пальчиковая игра: «Грибы».

Топ – топ – пять шагов,                                 (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

В туесочке пять грибов.                                   (Переплели пальцы обеих рук -  туесочек,

                                                                          большие пальцы – ручка; )

Мухомор красный -                                        (На каждое двустишие дети разгибают

Гриб опасный.                                                   по одному пальчику, начиная

А второй – лисичка,                                          с мизинца, на одной или обеих руках.)

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

Лексическая тема: Огород.

Пальчиковая игра: «Осень».

Ветер по лесу гулял,                            (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                                        (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки             (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Лексическая тема: Фруктовый сад.

Пальчиковая игра: «Апельсин».


Мы делили апельсин,             (Левая рука в кулачке, правая растопырена.)
Много нас, а он – один,          (Переводим взгляд с растопыренных пальцев на кулачок.)
Эта долька – для ежа,             (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы
Эта долька – для чижа,             на левой руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!             ( Встряхиваем обе кисти)
Разозлился волк - беда,
Разбегайтесь кто-куда!        («Убегают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Лексическая тема: Одежда.

Пальчиковая игра: «Гномики - прачки».

Жили-были в домике                          (Дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,                               (Правой рукой загибают на левой руке пальчики,

Чикки, Микки.                                       начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,                  (Правой рукой разгибают на левой руке

                                                               пальчики,  начиная с большого)

Стали гномики стирать                       (Трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,                                   (Опять загибают пальчики на левой руке,

 Пики – платочки,                                 начиная с большого)

Лики - штанишки,

Чикки - носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Лексическая тема: Обувь.

Пальчиковая игра: «Ботинки».

Всюду, всюду мы вдвоем                        (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                                   «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                                (Дети загибают по одному пальчику,

По зеленым берегам,                                  начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали.

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                      (Укладывают ладони на стол.)                                              

Лексическая тема: Посуда

Пальчиковая игра: «Машина каша».

Маша каши наварила,                                (Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                         дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,                                       (Загибают по одному пальчику

Жучке – в плошку,                                     на левой руке.)

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                    (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала.                             (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Лексическая тема: Продукты питания

Пальчиковая игра: «Каша».

Каша в поле росла,                                  (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.                         («Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,                              (В правой ладошке «мешают»

По тарелке дадим.                                     указательным пальцем левой руки.)

Птичке – невеличке,                                (Загибают по одному пальчику

Зайцу и лисичке,                                         на обеих руках.)

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!                              (Разжимают кулачки.)

Лексическая тема: Встречаем зиму.

Пальчиковая игра: «Пришла зима».

Пришла зима.                                       (Стукните кулаком одной руки по ладони другой.)

Стало холодно.

Ударили морозы.                                                

Реки покрылись льдом.

Пошел снег.

Он падал белыми пушистыми хлопьями       (Дети подняли руки, шевелят пальчиками.)

На землю,                                                          (Поочередно касаются большим пальцем  

На дома,                                                               остальных, начиная с указательного.)

На деревья,

На людей.

Лексическая тема: Зимние забавы.

Пальчиковая игра: «Зимние забавы».

 Мы бежим с тобой на лыжах,                   («Идут» пальчиками по столу.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,                             (Показывают как «лепят».)

А потом снежки катали,                              (Пальцами показывают, как катают снежок.)

А потом без сил упали

И домой мы побежали.                                («Бегут» пальчиками по столу.)

Лексическая тема: Дикие животные зимой.

Пальчиковая игра: «Кто спит зимой?».

Медведь в берлоге крепко спит,               (Сжимают пальцы в кулачок,

Всю зиму до весны сопит.                           начиная с мизинца.)

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не спится -

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,                         (Показывают большой палец, вращая им.)

Напетлял – и был таков!                             (Соединяют большой палец правой руки

                                                                          с указательным пальцем левой и наоборот.)

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Пальчиковая игра: «Снегири».

 

Вот на ветках, посмотри,                               (На каждое слово соединяют

В красных майках снегири.                             одноименные пальцы)

Распушили перышки,                                     (Шевелят пальцами на обеих руках.)

Греются на солнышке.

Головой вертят,                                               (Показывают большой палец, вращая им.)

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!                                   (Скрещивают руки изображая крылья

За метелью! За метелью!                                  и показывают как «летят» снегири.)

Лексическая тема: Новогодний праздник

Пальчиковая игра: «На елке».

Мы на елке веселились,                                  (Ритмичные хлопки в ладоши.)                  

И плясали, и резвились.                                  (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз                               (Дети «шагают» средним и указательным

Нам подарки преподнес.                                   пальцами обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,                                  («Рисуют» руками большой круг.)

В них же – вкусные предметы:                       (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,                           (Загибают на обеих руках пальцы,

Орешки рядом с ними,                                       начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Лексическая тема: Неделя безопасности.

Пальчиковая игра: «Машины».

На улице нашей                                           (Ритмичные хлопки в ладоши и удары

Машины, машины,                                        кулачками попеременно.)

Машины малютки,                                       (Большим пальцем поочередно касаются                                        

Машины большие.                                        остальных, начиная с мизинца.)

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,                                       (Стукнуть кулаком одной руки

Как будто живые.                                          по ладони другой.)

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Лексическая тема: Прощание с елкой

Пальчиковая игра: «С Новым годом».

С Новым годом! С Новым годом!                (Ритмичные хлопки в ладоши и удары

Здравствуй, Дедушка Мороз!                         кулачками попеременно.)

Он из леса мимоходом                                   (Дети «шагают» средним и указательным

Елку нам уже принес.                                      пальцами обеих рук по столу.)

На верхушке выше веток                                                    

Загорелась, как всегда,

Самым ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда.

Лексическая тема: Белоснежная зима.

Пальчиковая игра: «Снежок».

Раз, два, три, четыре,                               (Загибают пальчики, начиная с большого.)                                

Мы с тобой снежок слепили.                  («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий          (Показывают круг, сжимают ладони вместе,

                                                                    гладят одной ладонью другую.)

И совсем - совсем не сладкий.                 (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.                                        (Смотрят вверх, подбрасывают

                                                                      воображаемый снежок.)  

Два – поймаем.                                           (Приседают, ловят  воображаемый снежок.)  

Три – уроним                                              (Встают, роняют воображаемый снежок.)  

И… сломаем.                                               (Топают)

                                                                                 

Лексическая тема: Домашние животные и птицы.

Пальчиковая игра: «Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок,                           (Большим пальцем поочередно касаются

У гусыни есть гусенок,                                остальных, начиная с мизинца.)

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши                             (Показывают пальчики, играя ими.)

Все красивы, хороши!

Лексическая тема: Семья.

Пальчиковая игра: «Как у нас семья большая».

Как у нас семья большая                       (Ритмичные хлопки в ладоши и удары

Да веселая.                                              кулачками попеременно.)

Два у лавки стоят,                                  (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)

Два учиться хотят,                                    (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны                          (Загнуть средние пальцы на обеих руках.)

Объедаются.                    

Две Дашки у кашки                                 (Загнуть безымянные пальцы на обеих   руках.)

Питаются.

Две Ульки в люльке                                (Загнуть мизинцы на обеих руках.)

Качаются.

Лексическая тема: Мебель.

Пальчиковая игра: «Наша квартира».

 В нашей комнате – столовой –                        (На каждое название предмета

Есть отличный стол дубовый.                           мебели дети загибают по одному

Стулья – спинки все резные,                              пальчику. К концу стихотворения

Ножки гнутые, витые.                                        должны быть загнуты все десять

И ореховый буфет                                              пальцев.)

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

Лексическая тема: Нижнекамск – город мой родной.

Пальчиковая игра: «Дом на горе».

На горе мы видим дом                (сложить домик из ладоней:)

Много зелени кругом                  (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты                (соединить ладони в вытянутый и круглый шарик)

Вот душистые цветы                   (сложить ладони в виде бутона чаши)

Окружает все забор                     (рисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор           (погладить ладонями воздух)

Мы ворота открываем                 (раздвинуть две соединенные боками ладони)

К дому быстро подбегаем           (двумя пальцами бежать  по столу)

В дверь стучимся:                        (стучать кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук?           (приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли                    (вытянуть руки вперед, как будто что-то несете)

Лексическая тема: Наша улица.

Пальчиковая игра: «Пятиэтажный дом».

В этом домике пять этажей:                     (Ребенок сжимает все пальчики в кулачок,

                                                                       руку держит в горизонтальном положении)

На первом живет семейство ежей,                     (Отгибаем мизинчик)

На втором живет семейство зайчат,                   (Отгибаем безымянный пальчик)

На третьем — семейство рыжих бельчат,          (Разгибаем средний палец)

На четвертом живет с птенцами синица,            (Указательный)

На пятом сова — очень умная птица.                 (И, наконец, большой)

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

 На пятом сова,                                                    (Загибаем большой пальчик)

На четвертом синица,                                          (Затем указательный пальчик)

Бельчата на третьем,                                            (Потом средний пальчик)

Зайчата — втором,                                               (Безымянный пальчик)

На первом ежи, мы еще к ним придем.                (И, наконец, мизинчик)

Лексическая тема: Профессии

Пальчиковая игра: «Повар».

Повар готовил обед,                                    (Ребром ладони дети стучат по столу.)

А тут отключили свет.                  

Повар леща берет                                         (Загибают большой палец на левой руке.)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,                             (Загибают указательный палец

В печку кладет варенье.                                 на левой руке.)

Мешает суп кочерыжкой,                            (Загибают средний палец на левой руке.)

Угли бьет поварешкой.                                (Загибают безымянный палец

                                                                         на левой руке.)

Сахар сыплет в бульон.                                (Загибают мизинец на левой руке.)

И очень доволен он!                                     (Разводят руками.)

                 

Лексическая тема: Транспорт.

Пальчиковая игра: «Транспорт».

Будем пальчики сгибать -                            (Сжимают и разжимают пальчики.)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,                               (Поочередно разжимают пальчики,

Трамвай, метро и самолет.                            начиная с мизинца.)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

 Пять видов транспорта назвали.               (Сжимают пальцы в кулачок,

 Посчитаем                                                     начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять -                         (Сжимают и разжимают пальчики.)

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,                              (Поочередно сжимают пальчики обеих

Мотоцикл, велосипед,                                   рук в кулачки, начиная

Автомобиль и самолет,                                 с мизинца левой руки.)

Корабль, поезд, вертолет.

 

Лексическая тема: Весна – красна идет.

Пальчиковая игра: «Весна».

Стучат всё громче дятлы,             (Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,

Синички стали петь.                       раскрываем ладони, боковые части

Встаёт пораньше солнце,               остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Чтоб землю нашу греть.

Встаёт пораньше солнце,              (Движения повторяются).

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,                   (Выполняем руками волнообразные движения.)

Растаял весь снежок,

А из под старой травки                   (Ладони сомкнуты "ковшом".)

Уже глядит цветок...                       (Ладони раскрываются, боковые стороны рук            

                                                          соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты.)

А из под старой травки                   (Движения повторяются.)

Уже глядит цветок

Раскрылся колокольчик                   (Пальцы сжаты в кулак.)

В тени там, где сосна,                      (Пальцы постепенно разжимаются,)

Динь-динь, звенит тихонько,           (Качаем кистями рук в разные стороны,

Динь-динь, пришла весна.                проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Лексическая тема: Перелетные птицы.

Пальчиковая игра: «Птички».

Эта птичка – соловей,                                (Дети загибают по одному пальчику

Эта птичка – воробей,                                  на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.                            (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.                         (Машут обеими руками, как крыльями.)

Лексическая тема: Хлебороб.

Пальчиковая игра: «Хлеб».

Муку в тесто замесили,                                       (Сжимают и разжимают пальчики.)

А из теста мы слепили:                                        (Прихлопывают ладошками, «лепят».)

Пирожки и плюшки,                                            (Поочередно разгибают пальчики,

Сдобные ватрушки,                                                начиная с мизинца.)

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.                                        (Обе ладошки разворачивают вверх.)

Очень вкусно!                                                       (Гладят живот.)

Лексическая тема: Интересный мир космоса.

Пальчиковая игра: «По порядку все планеты».

По порядку все планеты,                               (Сжимают и разжимают пальчики.)

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,                                            (Большим пальцем поочередно касаются

Два — Венера,                                                 остальных, начиная с мизинца.)

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Лексическая тема: Комнатные растения.

Пальчиковая игра: «Комнатные растения».

На окно скорее глянь:                              (Сгибают пальцы в кулачок,

Здесь у нас цветет герань.                        начиная с мизинца.)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

 Мы все названья помним!                         (Раскрывают ладошку.)

 Мы взрыхлим цветы, польем,                   (Пошевеливают опущенными

                                                                          вниз пальцами.)

 Пусть подрастают день за днем!              (Обе ладошки соединяют «бутоном»,                  

                                                               поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

Лексическая тема: Насекомые.

Пальчиковая игра: «Насекомые».

Дружно пальчики считаем                           (Сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,                               (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?                                   (Вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                                                      (Прячем руки за спину)

Лексическая тема: Праздник весны и труда.

Пальчиковая игра: «Разминка».

Головами покиваем,                   (Выполняем подражательные движения

Носиками помотаем,                    в соответствии с текстом.)

А зубами постучим

И немножко помолчим.              (Прижимаем указательные пальцы к губам.)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.                (Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.                 (Подпрыгиваем на месте в ритме текста.)

                                                        (Далее темп ускоряется.)

Лексическая тема: День Победы.

Пальчиковая игра: «Дружные пальчики».

 Эти пальчики щипают,                    (Большим и указательным пальцем щипаем

                                                            ладонь другой руки.)

Эти пальчики гуляют,                       (Указательный и средний "идут" по другой руке.)

Эти - любят поболтать,                     (Средний и безымянный шевелятся,

                                                              трутся друг об друга.)

Эти - тихо подремать,                       (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем братцем      (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

Могут чисто умываться.                            

Лексическая тема: Круглый год.

Пальчиковая игра: «Дом».

Я хочу построить дом,                         (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём,                     (Руки перед глазами. Концы пальцев

                                                                рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,                      (Ладони повёрнуты к себе,

                                                                сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла                       (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,                        (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял.                             (Одна рука "пёс", мизинец

                                                                отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,                                         (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл,                                          ("Стряхивающие" движения.)

И тюльпан в саду расцвёл                    (Предплечья прижаты.

                                                                 пальцы-лепестки смотрят вверх.)

                                                                (Повторяют другой рукой.)

Лексическая тема: Неделя выпускника.

Пальчиковая игра: «В школу».

В школу осенью пойду.                           (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду,                                                

Научусь писать, читать,                           (Загибают по одному пальчику

Быстро, правильно считать.                      на обеих руках.)

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.                         (Грозят указательным пальчиком

                                                                   правой руки.)

                       

Исползованная литература

1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Москва, 2010.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.. Санк-Петербург, 2003.

3. Арефьева Л.Н.  Лексические темв по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2004.

4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики. Санк-Петербург, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам...

Карманная книжка воспитателя "Пальчиковые игры" (по лексическим темам).

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Картотека представлена в виде карманной книги педагога с учётом лексических...

Пальчиковые игры по лексическим темам

Пальчиковые игры для педагогов по всем лексическим темам ....

Пальчиковые игры по лексическим темам

Картотека содержит комплексы пальчиковой гимнастики подобранные в соответствии с лексической темой...

Пальчиковые игры по лексическим темам.

Пальчиковые игры для дошкольников....

Пальчиковые игры по лексическим темам

В материале представлены пальчиковые игры, которые можно использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста при изучении различных лексических тем....