Конспект фронтального занятия "Посуда. продукты питания"
план-конспект урока по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Конспект занятия в логопедической группе по теме "посуда. Продукты питания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posuda_produkty_pitaniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Активизировать словарь по теме: «Посуда»; закрепление категории род. падежа ед. числа; продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения; закрепление понятия «слово»; укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона.

Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении.

Расширение словарного запаса.

Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Ход занятия

Выполняется пальчиковая гимнастика «Посуда». Дети делают движения, соответствующие тексту.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре -

Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

Скажите одним словом, что мы мыли?

Дети. Посуду.

Воспитатель. Какую посуду мы мыли?

Дети отвечают.

А сейчас я хочу загадать вам загадки о посуде, а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.

 Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник.)

 Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка.)

 И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят - то в…

(кастрюле),

Жарят на… (сковороде).

Молодцы! Правильно отгадали! А теперь найдите картинки-отгадки у нас в группе. Несите мне их.

Картинки развешаны в разных местах по группе. Дети выполняют задание.

Игра «День - ночь»

Это игра на развитие памяти и внимания. Детям предлагается запомнить ряд из 3-5 картинок с изображениями посуды, а затем по команде «Ночь!» закрыть глаза. По команде «День!» дети открывают глаза и находят изменения в расположении картинок, которые произвел воспитатель. Игра проводится с разными наборами посуды несколько раз.

Игра «Назови ласково»

Дети по заданию воспитателя говорят уменьшительно-ласкательные названия предметов посуды.

В: Чашка.

Дети. Чашечка.

Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Воспитатель:

Вот большой стеклянный

чайник:

Дети надувают животик.

Очень важный, как начальник!

Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни - разобьются!

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.

Орг. момент.

В: А сейчас мы с вами послушаем отрывок из произведения, нужно будет угадать какого….. 

 (Звучит отрывок из сказки «Федорино горе») (презентация)

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,

И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Вопросы детям:

Из какого произведения отрывок?

Назовите автора.

А вы знаете, что отрывок читал сам автор?

В: Ребята, вы узнали, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

В достает письмо и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора»

В: (показывает коробку с посудой) Ребята, так что это мы с вами по пути собрали?

Дети: Посуду!

В: Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся.

В: А для чего нужна посуда?

Ответы детей.

В: Правильно. Ребята, Поможем  Федоре?

Дети: Да!

В: Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?

 «Какая бывает посуда?»

(презентация) + материалы, из которых изготавливают посуду.

Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (Кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.)

 Игра «Собери целое».

В: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?

На ковре рассыпаны разрезанные на части картинки с изображением посуды. Детям раздаются карточки с «целой» посудой. Нужно собрать из частей свою картинку.

 «Что в чем подадим?»

(презентация). Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда. Селедка – селедочница, сахар – сахарница, фрукты – фруктовница и т.д.

 

Между слайдами – гимнастика для глаз.

Смотрим вправо – никого,
Смотрим влево – никого,
Раз – два, раз – два,
Закружилась голова.
Глазки закрываем, 
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим да-да-да!
Глазки вниз ты опусти,
Снова вверх их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора
.

 Федора.

Как только упражнение заканчивается, в группу входит Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.

Логопед: Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду и захватили ее с собой. Подает коробку с посудой.

Федора: Ой, как хорошо! Спасибо! А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. (Оглядывается по сторонам) Ой, ребята, да вы и порядок навели уже, всю посуду по полочкам расставили, молодцы! Спасибо вам

большое! А я вам за это гостинцы приготовила.

Воспитатель. Мы с вами разобрали, какая бывает посуда, из какого материала она бывает сделана. А теперь давайте с помощью физминутки вспомним, для чего же нам необходима посуда.

Дети читают стихотворение, имитируя движениями слова.

Для чего нужна посуда?

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним слова из этой замечательной сказки о том, как Федора встречала вернувшуюся посуду, и разомнем пальчики для следующего задания.

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поглаживают тыльную сторону ладоней
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Потирают ладони друг о друга
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Сжимают и разжимают пальцы
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Хлопают в ладоши
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Фонарики»
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь!

Цель:

Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» и научить использовать в речи относительные прилагательные.

 

Задачи:

Образовательные:

-Активизация предметного словаря и словаря признаков но теме:«Продукты питания».

   -Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

   -Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

   -Согласование прилагательных с существительными в роде. Учить детей составлять распространенные предложения но схеме типа:
существительное + глагол + относительное прилагательное - дополнение (субъект-предикат-объект). Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.

 

 Коррекционно-развивающие:

 

 - развитие слухового внимания и увеличение объема кратковременной линейной памяти до 6-ти лексических единиц,

   - развитие логического мышления.

   - развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.

 

Воспитательные:

   - воспитывать интерес к речевой деятельности, познавательной деятельности.

Оборудование и материалы:     

- слова, сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи (толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо).

-  слова, сложные по слоговой структуре:

а)пятисложные со стечением согласных (творожная, фруктовое, свекольное).

   - предметные картинки, полиэтиленовые мешочки с                                                                   продуктами, поварской колпак, конверт с письмом.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент

 

Логопед: Сегодня наше занятие начнется необычно. Вы по очереди будете занимать свои рабочие места. Первым сядет тот, кто назовет полным предложением, что едят люди.

Дети называют продукты питания и садятся за столы.

2. Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме: «Продукты питания».

 

Логопед: Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова:

САХАР - ЛИСИЦА - САХАР-НЫЙ

(логопед голосом и паузой выделяет словообразующую частицу «ный»)

Дети: САХАР - САХАР-НЫЙ

Логопед: Послушайте еще раз, как звучат эти слова.

САХАР - САХАР-НЫЙ

Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется?

Дети: «САХАР».

Логопед: Чем непохожи эти слова по звучанию?

Дети: «НЫЙ».

 

3.  Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

Логопед: К слову САХАР добавилась частица «НЫЙ», которая любит приклеиваться к словам. Видите, гномика на картинке (логопед показывает нарисованного гномика на картинке), назовем его «НЫЙ». Давайте поставим гномика «НЫЙ» к словам, нарисованным на картинках. (Одновременно выставляется картинка продукта и картинка гномика «НЫЙ»).

 

Дети составляют слова:

ХЛЕБ    - НЫЙ, ХЛЕБНЫЙ

КЕФИР       НЫЙ, КЕФИРНЫЙ

ЛИМОН    -НЫЙ, ЛИМОННЫЙ

• Логопед: Назовите, какой напиток получится из хлеба, кефира, лимона.

Дети: Хлебный напиток, кефирный напиток, лимонный напиток

 

4. Практическое усвоение относительныхприлагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

 

Логопед: Вы назвали напитки (то, что мы пьем). У вас на столах (на стол каждому ребенку разложены полиэтиленовые мешочки, в которых находятся продукты: вермишель, горох, фасоль, свекла, рис, ...) разные продукты, назовите свои продукты.

Логопед: У меня вермишель, а у тебя что?

Дети: У меня горох. А у тебя? У меня фасоль. У меня свекла. У меня рис.

У меня картофель. И т.д.

Логопед: Из вермишели можно варить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?

Дети: Из гороха - гороховый суп, из фасоли - фасолевый суп, из свеклы - свекольный суп, из риса - рисовый суп, из картофеля - картофельный суп.

Логопед: Сейчас я раздам вам пакеты, в них находятся другие продукты. Угадайте, что в них лежит? У меня перловка.

 Дети: У меня - рис. У меня - гречка. У меня - манка. У меня - горох.

Логопед: Давайте сварим кашу из этих продуктов. Из перловки варится перловая каша. Какая каша варится из ваших продуктов?.

Дети: Из риса  -  рисовая каша, из гречки - гречневая каша, из манки - манная каша, из гороха -гороховая каша.

 

5.   а. Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

Логопед: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (показывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

Логопед: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье.Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье.Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

Логопед: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банановое, ананасовое варенье.

Дети повторяют.

б. Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа:

существительное + глагол + относительное

прилагательное + дополнение

(субъект-предикат-объект).

Физкультминутка (динамическая пауза).

Логопед: Встаньте в круг.

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

Что сготовишь, назови?

Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.

Логопед: Ты готовишь напиток из клюквы? Какой напиток ты приготовишь?

Ребенок: Я приготовлю клюквенный напиток.

Логопед: Ты готовишь пирог из яблок? Какой пирог приготовишь?

Ребенок: Я приготовлю яблочный пирог.

Инструкция логопеда:       

-...запеканку из творога? (творожную) 

-...котлеты из курицы? (куриные)

-...бульон из мяса? (мясной)

-...оладьи из картофеля? (картофельные)

-...супиз рыбы? (рыбный)
-...борщ из свеклы? (свекольный)
-...компот из сливы? (сливовый)
...суп из фруктов? (фруктовый)

 

в. Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.

Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки .

Логопед: Пришло письмо от Незнайки. Исправьте незнайкины ошибки (логопед читает): Лена купила вишня сок.

Дети: Лена купила вишневый сок.

Инструкция логопеда:

Ваня съел шоколад конфета…(шоколадную конфету)

Мама приготовила картошка пюре…(картофельное пюре)

Папа сварил молоко суп…(молочный суп)

 

6. Итог занятия

Логопед: А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как звали гномика, который помогал нам составлять новые слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по теме "Продукты питания"

Конспект преднозначен для логопедических групп...

конспект фронтального занятия в логопедической подготовительной группе на тему "продукты питания"

фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по развитию творческих речевых способностей по теме "Продукты питания"...

Конспект ООД тема "Продукты питания"

Знакомство детей с основными видами продуктов питания....

Конспект занятия "Посуда. Продукты питания"

Конспект интегрированного  открытого занятия по итогам лексических тем: «Посуда», «Продукты питания» с детьми подготовительной  к школе группы ком...

Конспект фронтального занятия "Полезные и вредные продукты питания- продуктовый лабиринт"

Активизация и развитие словарного запаса и ГСР у детей с ОНР, формирование представлений о пользе и вреде различных продуктов питания....

Конспект по теме " Продукты питания.. Звук С".

Цель: закперить правильное произношение слов со звуком "С" в названии продуктов питания....

Конспект логопедического занятия "Продукты питания" для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)

Фронтальное логопедическое занятие по формированию навыков употребления категории творительного падежа с предлогом С для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)...